Толькі ў Бярэсці алей Візантыйскі.
Толькі ў Бярэсці бурштын Прыбалтыйскі.
Толькі ў Бярэсці 107 ювеліраў.
Толькі ў Бярэсці мядовае піва.
Толькі ў Бярэсці зялёныя ночы -
бераст жыве там, дзе жыць ён захоча.
Толькі ў Бярэсці ў юфтавых ботах
ходзяць мужчыны ў карчму па суботах...

Алена Ігнацюк.
Урывак з паэмы "Жытні час"


Уважаемые читатели!

Вы держите в руках номер, посвящённый загадочному древнерусскому периоду истории Полесья. Специально приводим сведения об этом времени белорусского, украинского, польско-украинского и польского историков, которые противоречат друг другу. Поэтому делаем попытку своей реконструкции давней истории Берестейщины, но это нельзя сделать, не выяснив сначала, кто такие русы и что это за понятия "руский народ" и "руская идея".

Мы различаем слова "русский" и "руский". Первым словом обозначаем основной славянский народ современной России. Слово "руский" относим к таинственному народу русов, жившему на нашей земле тысячу лет назад. А также к возникшей в XIII веке руской идее и к рускому народу (тогдашние белорусы и украинцы), жившему в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой в XIV-XVII веках.

Вообще, что-то неладно с состоянием исторической науки на постсоветском пространстве. И дело даже не в 75-летнем засилье коммунистической идеологии. Иследователи увязли в екатерининско-карамзино-николаевском историческом болоте. Поэтому свои альтернативные концепции выдвигают не профессиональные историки, а академик-математик А. Фоменко и физик С. Валянский. Но, к сожалению, смелый полёт мысли заносит их чересчур далеко. Брестский математик А. Ильин, взяв на вооружение лозунг "Карфаген фальсифицированной истории должен быть разрушен!", предлагает свою авторскую концепцию истории Древней Руси. Накопив огромное количество исторических фактов, он пытается без излишних фантазий построить логически непротиворечивую конструкцию истории Древней Руси, а также Беларуси и Украины. К сожалению, А. Ильин не был знаком с последними теориями С. Валянского, но, удивительным образом, некоторые, кажущиеся фантастическими, идеи последнего хорошо вписываются в концепцию первого. Например, С. Валянский считает, что столица Золотой Орды находилась в боснийском Сараево. По летописям известно, что в то далёкое время центр руской церкви находился в Сарае и тогда же в Сараево жил духовный лидер богомилов - боснийский Папа. Это объясняет и поход монголо-татар к берегам Адриатического моря, и удивительный взлёт в XIV веке руской культуры именно на Балканах и т.д. А. Ильин пытается увязать свою концепцию с историей родного Полесья. Так, он считает, что одним из центров легендарного Тмутараканского княжества являлся полесский Здитов. Поэтому редакция решила посвятить значительную часть этого номера уникальному уголку Полесья - Здитово-Споровскому региону. Были найдены практически все дореволюционные публикации и интересные архивные документы об этой местности. Лингвисты Ф. Климчук и Л. Леванцевич, а также географ Г. Рылюк предоставили свои работы о местных говорах, фольклоре и топонимике.

Надеемся, что читателям понравятся также и наши новые рубрики "Весткі з архіваў" и "Лісты чытачоў". В дальнейшем планируется открыть рубрики "Збройная палата", "Старонка калекцыянера" и др. Следует отметить, что, несмотря на небольшой тираж, журнал "Гістарычная Брама" успешно расходится по Беларуси и европейским странам, а кроме того имеет читателей - пользователей сети Интернет - в США, Израиле, Аргентине и т.д. Надеемся на то, что с каждым номером география и количество друзей "Гістарычнай Брамы" будет увеличиваться.

Николай Синкевич