На галоўную старонку
 


Единорог, грифон и древо жизни

Единорог (лат. unicornus) - вымышленное существо, встречающееся в фольклоре многих стран. На Западе, в частности, в геральдике, единорог - это элегантный, но свирепый зверь в виде белого коня, с козлиной бородкой, ногами антилопы, хвостом льва и рогом в центре лба, таким острым, что любой может порезаться только от прикосновения к его кончику. Согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, единорога поймать невозможно, но если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. "Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог: прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри" (С. Другаль "Василиск").

Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Ещё они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют оттуда, и вода в этих озёрах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16-17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает счастье.

Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришёл к выводу, что, при широком подходе, он лишён какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую, проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)"). Он цитирует следующее высказывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретён в человеческом образе возлюбившими его". В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей". По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища"). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах.

Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н.э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога. В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще, имеет открыто фаллическое значение. В западной иконографии рог отделяется ото лба, вместилища духа, что свидетельствует об одухотворённости этого первоначально сексуального символа. Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьём лоне он доверчиво укрывается и откуда потом извлекается охотниками,чтобы потом быть преданым смерти. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкреплённый охотничьими собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет "драгоценного единорога" к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж). Христианское истолкование единорога как символа восходит к античным сказаниям и раннехристианским назидательным текстам, позднее красочно изложенным в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"). Часто встречается упоминание единорога в связи с якобы присущей ему способностью обезвреживать действие яда, быстро исцелять раны, посыпанные порошком, полученным из его рога. Такие рога (а на самом деле бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках. Растолчённый в порошок "рог единорога" включался в средневековые рецепты и продавался аптекарями как противоядие до конца 17 века. В раннехристианской книге "Физиологус" воздействие подобного рога, обезвреживающего яд, описывается так: прежде чем другие звери пришли на водопой, "выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошёл в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери". Здесь в легендарном преломлении явственно видна вера в чудесную силу рога носорога. Впрочем, в средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" слону приписывается роль, которая, вообще-то, скорее, свойственна только единорогу: рассказ гласит о том, что некий король, желая убить слона, приказал двум прекрасным девам нагишом отправиться в лес и распевать там благозвучные песни; слон засыпает при лоне одной, другая же мечом его убивает, а король красит в крови слона плащ. Неясно, какое животное фигурирует в Библии под словом re'em (др.-евр. Лютый зверь). Несмотря на то, что, по всей вероятности, речь идет о диком буйволобыке, это слово переводится как единорог, например, в Псалме Давида (21:22): "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять, скорее, с животным, подобным оленю, но покрытым чешуёй, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и, прежде всего, удачливость в детях ("сыновьях"). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога. В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность.

Единорог. Луис Роно.
Единорог. Луис Роно.

Единорог и его рог часто выступают в качестве символов. В европейской традиции единорог символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия. Поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Поскольку полагалось, что рог способен очищать всё, к чему прикасается, он стал символизировать силу Христа противостоять греху. Также единорог мог быть символом ярости и, согласно одному писателю 13 века, "символизировал смерть, которая постоянно следует за человеком, пытаясь его схватить". Леонардо да Винчи считал единорога символом вожделения. Единорог является атрибутом Иустины Падуанской, она заимствовала его у своей легендарной тёзки Иустины Антиохийской. Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVII веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии.

В геральдике, где единорог стал появляться с XV века, его изображение в виде парнокопытного, бородатого коня с винтообразным рогом на лбу иногда (например, Блуденц, Форарльберг) служит в качестве гербового знака чести, но чаще используется в качестве носителя щита, как, например, на государственном гербе Великобритании. Единорог известен в наши дни и в качестве "поддерживателя" королевского герба Шотландии; когда Яков VI Шотландский стал в 1603 году королём Англии Яковом I, он заменил уэльсского дракона на шотландского единорога.

* * *

Грифон (Griffin, Gryphon - англ.) - легендарный монстр, представляющий собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья - орлиные; задняя часть туловища, задние лапы и хвост - геральдического льва; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями.

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длиной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.

Типологические предпосылки этого символа можно обнаружить на Древнем Востоке, например, в ассирийских, сочетающих несколько видовых животных признаков, существах, называемых карубу, откуда произошло еврейское херуб (херувим - один из ангельских чинов в христианстве). Частое изображение грифоновидных существ в персидском искусстве создало предпосылки для утверждения их в глазах иудеев как символа Древней Персии.

По другим данным, на Древнем Востоке грифон вместе с другими фантастическими животными должен был, как считалось, охранять золото Индии, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землёй (посредством своего туловища - львиного) и воздухом (посредством своих головы и крыльев - орлиных).

В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора. Грифон уже в Древнем царстве является символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Во времена Птолемеев и Рима в образе грифона изображались также боги Солнца Гор и Ра. Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола грифон появляется уже на магических палочках в Среднем царстве; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе над тифоническими животными. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости.

В Греции грифоны символизировали уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон, а также в качестве стража золота гипербореев на далеком Севере (золотых копий скифов). Грифон указывается в качестве воплощения богини мести Немесиды, вращающим колесо судьбы. В одной из легенд грифон символизирует высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры). В литературе об этих существах первым упомянул Гесиод (VIII-VII века до нашей эры) - если верить античному комментатору его произведений. Первое дошедшее до нас упоминание принадлежит Геродоту (5 век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет Грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают".

Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнёзда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Изображениями грифонов украшали оружие, саркофаги и канделябры. Несколько изображений сохранилось на вазах и монетах (в основном, на монетах из Абдеры, с острова Телос и даже на современных монетах Ватикана). Интересно, что грифоны удержались и в христианском искусстве, сыграв роль символа воскресения из мертвых.

Грифон, подобно дракону, в некоторых легендах, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. С психологической точки зрения, грифон означает взаимосвязь психической энергии и космических сил. В средневековом церковном искусстве грифон, начиная с мозарабийских миниатюр, становится очень распространённым персонажем и, будучи образом противоречивого характера, представляет, например, как Спасителя, так и Антихриста - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва.

Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом обеих природ - божественной (птица) и человеческой (животное) Христа, а именно вследствие владычества его на земле и на небе. Данте ("Чистилище", 29:106 и далее) описывает триумфальную колесницу Церкви, которую везут грифоны. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон также считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами. Грифон является традиционным мотивом в готической церковной скульптуре.

В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоне с золотыми яблоками стерегут грифоны. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

В различных ремесленных поделках (текстильные изделия, золотокузнечество и др.) изображения грифонов весьма популярны, а в средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем. Бёклер (1688) расшифровывает геральдического грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

В геральдике грифон символизирует объединённые качества орла и льва - бдительность, отвагу, могущество, власть, быстроту и силу, а также различается грифон женского рода - с крыльями, и мужского - без крыльев. Любимый зверь Эдуарда III - грифон - стал одним из королевских символов животных Англии. Стилизованное изображение, приведённое здесь, используется как символ банка "Мидланд Банк".

Древо жизни - модель мира всех древних народов. По их представлениям, "древо жизни" обладало сверхъестественными свойствами: оно было источником плодородия, мудрости, знания всех тайн и, что важнее всего, источником бессмертия. Это древнейший символ космического порядка, осуществлявшего связь между человеком и богом. Это восходящий порядок, при котором низшее подчиняется высшему. Это религиозно-философское представление древних о полном соответствии микрокосмоса макрокосмосу четко доминирует и в наше время во всех ведущих религиях мира. В фундаментальном труде Гамкрелидзе и Иванова "Индоевропейский язык и индоевропейцы" читаем: "Мир по древнейшим мифологическим воззрениям представлялся в виде дерева или ему подобных обрядовых сооружений, направленных ввысь... /Эта/ модель мира... является культурной универсалией, поскольку она засвидетельствована в основных мифологических традициях самых различных культур на обширных территориях Евразии и Нового Света". Славяне не стали исключением. Для наших предков образ дерева был естественен и не нуждался в пояснениях. Есть основания полагать, что само слово древний происходит от слова дерево; древний - связанный с родовым деревом, с деревом жизни.

В традиционной культуре успех любого обряда ставился в зависимость от того, насколько выполняемый ритуал соответствует общей картине мира: отсюда важность образа Мирового дерева, воплощающего эту картину, как в фольклоре, так и, собственно, в обряде. У сербов символом благополучия всего села считалось священное дерево "запис" - с вырезанным на нем крестом; в старину у этого дерева совершали жертвоприношения, кровью кропили корни, ствол и вырезанный крест.

С символикой Мирового дерева, помимо обрядового деревца, связаны многочисленные обрядовые предметы - рождественское полено - бадняк у южных славян, ритуальный хлеб, каравай и др. Всякий обряд, таким образом, совершался как бы в центре мироздания, у Мирового дерева, и повторял акт сотворения мира, обновления космоса (в Новый год и др. календарные праздники), обновления социальной жизни (свадьба и др. семейные обряды) и т.д. Возможно, с древом жизни связан и полесский песенно-поэтический обряд "Водиння куста". На полесских ручниках можно часто встретить вышитое древо жизни.

В средневековых апокрифах, повлиявших на сложение славянской народной картины мира, передается в частности, миф о сотворении мира, где земля держится на воде, вода - на камне, камень - на четырех китах, киты - на огненной реке, та - на вселенском огне, а огонь - на "железном дубе, посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью силу" ("Разумник", апокрифический текст 10-11 вв.).

Николай Синкевич

На галоўную старонку