На галоўную старонку
 


Пинская конгрегация, миссия Василия Капниста
и "История Русов"

В истории православной церкви есть малоизученная страница - Пинская конгрегация. В 1791 году в Пинске состоялся съезд православного духовенства и верующих Речи Посполитой с целью создания в стране автокефальной церкви, независимой от Синода Российской империи. Известный польско-белорусский историк Антони Миронович недавно написал весьма интересную и содержательную книгу "Игумен Савва Пальмовский", посвящённую жизни и деятельности руководителя Пинской конгрегации. Однако в книге нет исчерпывающих ответов на два важных вопроса: 1) Почему во главе движения за автокефализацию православной церкви стоял малоизвестный архимандрит захолустного Бельского монастыря? 2) Почему конгрегация состоялась именно в Пинске? Попытаемся сначала ответить на последний вопрос.

Кляштор иезуитов в Пинске. Гравюра XIX в.
Кляштор иезуитов в Пинске. Гравюра XIX в.

В середине XVIII века очень остро встал вопрос о проведении политических и экономических реформ в Речи Посполитой. Барский конфедерат граф Михаил Вельгорский подключил к этому лучшие умы Европы: по его заказу знаменитый политический мыслитель Габриэль Мабли написал исследование "Об управлении и правах Польши", а великий философ и писатель Жан-Жак Руссо - свою последнюю работу "Замечания к управлению Польши". И в самой Речи Посполитой интеллектуалы думали о спасении отечества. Среди них был и депутат Четырёхлетнего Сейма от Пинщины Мацей Бутрымович, который строил на Полесье каналы и дороги, осушал болота, развивал торговлю, промышленность и земледелие. Реформатор Бутрымович был настоящим преобразователем Полесья. Тогда в Пинске жило много православных, а ещё больше евреев. Бутрымович прекрасно понимал, что для спасения Речи Посполитой необходимо интегрировать их в польское общество. Поэтому депутат очень интересовался делами церквей: католической, униатской, православной и иудейской. Он разработал проект реформ общественной жизни евреев под названием "Реформа евреев", который вручил королю Станиславу Августу. 16 апреля 1789 года на заседании Сейма депутат Бутрымович обвинил православное духовенство в инспирации крестьянских бунтов. Он понимал всю опасность для существования Речи Посполитой подчинения православной церкви российскому Синоду. Можно предположить, что Мацей Бутрымович был одним из авторов реформы православной церкви и инициатором проведения конгрегации именно в Пинске.

К.Г.Разумовский
К.Г.Разумовский.

Теперь попытаемся ответить на первый ранее поставленный вопрос, а для этого необходимо восстановить биографии братьев Пальмовских (Тихановичей). Антони Миронович пишет: "Савва Пальмовский происходил из духовной семьи. Отец его был православным священником в Слуцке. Епископ Виктор Садковский сообщал, что в семье Пальмовских было четыре брата, которые достигли духовного звания". Начнём с биографии Варсонофия, видимо, старшего из братьев, используя, в основном, книгу Т. Высоцкой, З. Хижняк "Києво-Могилянська академія в іменах" (К., 2001 г.). После окончания академии он стал монахом Киево-Печерской лавры. В 1764 году в результате хлопот малороссийского гетмана графа Кирилла Разумовского Варсонофий посвящён в архимандриты Батуринского Крупецкого монастыря. Вскоре поехал на Запорожскую Сечь для сбора денег. В результате жалоб оказался в Ахтырском монастыре. 21 февраля 1780 года направлен в Киево-Печерскую лавру, где он не подчинялся начальству, часто самовольно покидая обитель. Варсонофий хотел перевестись в Черниговскую епархию, но смертельная болезнь не позволила ему сделать это. Умер непокорный монах 4 ноября 1786 года.

Другой брат Савва Пальмовский родился около 1740 года. После окончания Киево-Могилянской академии с 5 сентября 1760 года преподавал в классе инфимы. С 17 сентября 1760 года был судебным писарем, а с сентября 1761 года - кафедральным эклесиархом. В 1763 г. Савва в сане иеромонаха направлен по церковным делам в Москву. Вскоре ему было предложено стать учителем класса грамматики в родной академии, но он отказался, ссылаясь на плохое зрение. 16 июня 1767 года его назначили строителем Моравского Онуфриевского скита, но из-за болезни он сразу же подал прошение об увольнении. 24 июня 1767 года в Синод пришло прошение из Киево-Печёрской лавры разрешить Пальмовскому быть наставником и помощником молодого князя Дмитрия Долгорукого (1738-1769), послушника лавры. Искусствовед П. Белецкий в книге "Украинская портретная живопись XVII-XVIII вв." пишет: "Савва пользовался неограниченным доверием Наталии Борисовны Долгоруковой, матери Димитрия, в монашестве Нектарии. Поскольку за Димитрием нужен был присмотр, чтобы он не предпринял попытки лишить себя жизни ("учинить повреждение своего здравию"), Савва, по просьбе Нектарии, принял на себя этот нелёгкий труд." Наталья Борисовна является, наверное, самой героической и святой женщиной в истории России. Она была дочерью фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и женой князя Ивана Алексеевича Долгорукова, фаворита несовершеннолетнего императора Петра II. П. Белецкий продолжает: "Известный нам Савва Тиханович состоял в большом доверии не только у Наталии Борисовны, но и у её брата Сергея Борисовича Шереметева. Десятинная церковь со времени Петра Могилы не ремонтировалась и пришла в совершенную ветхость. Рядом с ней стоял убогий Трёхсвятительский скит. Савва убедил Наталию Борисовну в необходимости отстроить и украсить древнейший храм Киева. Она не пожалела средств на это богоугодное дело. Шереметев в свою очередь согласился вместо деревянной неотапливавшейся церкви построить новую, "теплую" в Трёхсвятительском скиту. Ради этого, а вероятно и для того, чтобы поддержать сестру в её горе, в 1765 г. он прибыл в Киев. Савва был его правой рукой во всех делах. В частности, он подрядил мастеров для росписи иконостаса новопостроенного храма. Скит принадлежал Софийскому монастырю и, можно не сомневаться, что за их работой присматривал приятель Саввы "малярский начальник" Самуил". Отметим, что мастер Самуил был одним из лучших представителей украинского барокко в живописи. П. Белецкий считает, что Савва вместе с Самуилом с 1767 г. фактически состояли на службе у Наталии Борисовны и её брата. Савва жил в скиту до 1775 г., построив две церкви и кельи. Без разрешения кафедрального руководства с 1773 г. он начал называть скит монастырём, а себя - его начальником. В январе 1775 г. Савву Пальмовского обвинили в несанкционированном Синодом названии Киевского Трёхсвятительского скита монастырём. 30 мая 1775 г. указом Синода скит преобразован в церковь Киевского Братского монастыря, а сам Пальмовский переведен в лавру. В 1778 г. мы уже видим его игуменом Буйницкого монастыря Могилёвской епархии, а позднее - Костянского монастыря Новгород-Северской епархии. Последняя обитель находилась возле города Почеп, в котором располагалась тогда основная резиденция бывшего гетмана Кирилла Разумовского. В 1786 г. монастырь был закрыт, и Савва перебрался в Киев к своему брату Евстафию, архимандриту Братского монастыря. В 1787 г. Савва Пальмовский обратился к Виктору Садковскому, визитировавшему церкви в Украине, с просьбой занятия свободной должности игумена в Троицком монастыре в Бельске Подлясском. Назначение туда получил только 1 марта 1789 г. Деятельность бельского игумена в Речи Посполитой подробно освещена в книге Антони Мироновича. После разгрома восстания Костюшко Савва Пальмовский спрятался в Галиции, где и умер в 1803 г., перейдя, похоже, (по Урускому) перед смертью в унию.

Появление Саввы Пальмовского в Почепском монастыре и его близость к Шереметевым, видимо, не были случайностью. Вероятно, гетман, который был в родственных отношениях с Шереметевым, покровительствовал братьям Пальмовским. Его сын Алексей Разумовский был женат на графине Варваре Петровне Шереметевой - племяннице Натальи Борисовны Долгоруковой. Выдвинем такую версию: благосклонность гетмана связана еще и с тем, что братья были близки к киевскому митрополиту Арсению Могилянскому, соратнику Кирилла Разумовского. Как известно, граф хотел превратить Гетманщину в европейское государство (наследственную монархию), хотя и зависимое от России. Необходимым условием этого Кирилл Разумовский считал развитие просвещения. Для создания интеллектуальной элиты он как президент академии наук отправил учиться в заграничные университеты большое число украинских юношей, которые впоследствии стали видными учёными: Афанасий Шафонский, Иосиф Тимковский, Савва Леонтович, Фома Тихорский, Иван Полетика и др. Гетман хотел создать университет в Батурине, преобразовать Киево-Могилянскую академию в университет с тремя светскими и одним богословским факультетом. Кирилл Разумовский пытался подчинить Киевскую митрополию своему влиянию: проводить на епископские кафедры своих кандидатов и т.д.

В то время проукраинскую церковную политику проводил киевский митрополитт Арсений Могилянский. Интересно, что по матери он происходил из рода знаменитого митрополита Петра Могилы, а его прадед решетиловский поп Симеон Тимофеевич составил в 1670 г. сборник проповедей на украинском языке "Наука христианская з Евангелія в коротце зложоная..." Арсений Могилянский защищал перед российским правительством права Киевской митрополии и интересы Киево-Могилянской академии, провёл ряд реформ для совершенствования учебного процесса и управления академией, в частности, ввёл изучение математики, восстановил совет академии, который избирал ректора и профессоров. Митрополит выступал за сохранение титула "митрополит Киевский, Галицкий и Малой России", за восстановление традиции выбора митрополитов из местных кандидатов, за утверждение епископов и игуменов в Украине киевским митрополитом, а не Синодом и т.д. Без сомнения, здесь и до автокефалии недалеко... Возможно, братья помогали Арсению Могилянскому в подготовке церковных реформ? Как видим, братья Пальмовские были людьми очень образованными, с непокорным, бунтарским духом.

Интересна жизнь и третьего из братьев - Евстафия, о котором выдающийся украинский историк Александр Оглоблин писал: "Евстафій Пальмовський був інтересна людина. [...] Року 1753 він приймає чернецтво при Чернігівській катедрі. Згодом він був (послідовно) казначеєм Костромського архиєрейського дому і архимандритом Шуйського манастиря. Року 1771 він, як обер-ієромонах російської фльоти, бере участь, у складі ескадри адмірала графа О.Г. Орлова, в Чесменській битві. Далі він був настоятелем Савиного Сторожівського манастиря. Року 1776 Євстафій Пальмовський був призначений настоятелем Чернігівського Іллінського манастиря, а на пачатку року 1777 переведений до Новгородсіверського манастиря. Отже це була людина культурна і бувала, що бачила широкі світи.

В.В.Капнист
В.В.Капнист.

Не дивно, що Євстафій Пальмовський зайняв поважне місце в новгородсіверському суспільстві. [...] Сучасники - новгородсіверці висловлювалися про Євстафія Пальмовського з найвищою пошаною, і ця традиція перейшла до наступних поколінь новгородсіверської інтелігенції. І. Сбитнєв р. 1828 згадує про нього, як про людину розумну і в "самом уединении платившего дань светской вежливости". Між іншим, він був у добрых стосунках з П.Г. Коропчевським, О.Г. Котлубицьким та богатьма іншими новгородсіверцями.

Року 1785, коли утворено новгородсіверську єпархію і Спасо-Преображенський манастир став катедральним, Євстафій Пальмовський змушений був піти "на покой". Він оселився в Києво-Печерській Лаврі. Є відомості, що Пальмовський був дуже невдоволений з своєї відставки і до Лаври потрапив, мабуть, як на почесне заслання".

Александр Оглоблин считал, что Евстафий Пальмовский и, возможно, его брат Савва входили в состав Новгород-Северского украинского патриотического кружка, в среде которого, по мнению историка, была создана знаменитая "История Русов", сыгравшая исключительную роль в деле формирования украинской национальной идеи. Более подробно остановимся на вопросах деятельности Новгород-Северского патриотического кружка и создания "Истории Русов", малоизвестных в Беларуси.

В 1791 г. (год проведения Пинской конгрегации!) известный поэт Василий Капнист посетил Берлин с тайной миссией, целью которой были переговоры с канцлером Герцбергом о совместном вооружённом выступлении Пруссии и Гетманщины (возможно, и Речи Посполитой) против Российской империи. Безусловно, Капнист выражал взгляды какой-то тайной украинской патриотической организации. Оглоблин считал, что руководство этой организации находилось в его родном городе Новгород-Северском, основываясь только на том, что в то время в нём жило много известных украинских политических, культурных и религиозных деятелей. Историку пришлось для этого искусственно связывать полтавчанина Капниста с Новгородом-Северским.

Князь А.А.Безбородко
Князь А.А.Безбородко.

Однако поэт жил тогда в Петербурге, входил в круг людей, близких графу Александру Безбородко, который, в свою очередь, уже тогда был близок к наследнику престола Павлу Петровичу. Можно предположить, что в Новгороде-Северском было одно из отделений Петербургского украинского патриотического кружка, существование которого объясняет появление Саввы Пальмовского в качестве лидера движения автокефализации православной церкви в Речи Посполитой. Также факт появления бельского игумена во главе этого движения является дополнительным аргументом в пользу существования в Новгороде-Северском отделения патриотического кружка. В состав кружка Оглоблин включил и таких религиозных деятелей, как Варлаам Шишацкий, Иларион Кондратковский, Мелхиседек Значко-Яворский. Кандидатуры двух последних могут вызвать некоторые сомнения. Однако торжественная встреча в 1812 г., оказанная могилёвским архиепископом Варлаамом Шишацким наполеоновской армии, по всей видимости, была не случайной.

Александр Оглоблин также считал, что в Новгород-Северском патриотическом кружке была создана легендарная "История Русов", тайна авторства которой до сих пор не разгадана. Недавно украинская исследовательница Мирослава Андрущенко высказала интересную гипотезу, согласно которой это произведение создал коллектив авторов, каждый из которых писал отдельный раздел. Действительно, описание восстания пикинеров накладывается на биографию "члена кружка" Павла Коропчевского, описание набора в голштинское войско - Андрея Гудовича, турецкая война - яркий эпизод из биографии Архипа Худорбы, разделы о шляхетских правах украинцев близки произведениям Тимофея Калинского, Романа и Александра Марковичей, Фёдора Туманского, Василия Полетики и др. Идеологическая направленность произведения близка истории Малороссии, составленной Алексеем Дивовичем. Ещё 6 лет назад нами была высказана гипотеза (Сіверянський Літопис. - 1996. - №6), что "Историю Русов" написал в 10-е годы ХIX века историк Александр Маркович (помещик села Сварково Глуховского уезда Черниговской губернии), который был членом Ярославецкого историко-литературного кружка, возглавляемого украинскими патриотами тремя братьями Кочубеями. Интересно, что рядом со Сварково в селе Радионовке жил Фёдор Туманский, а в селе Баничи - Павел Коропчевский, соседним селом Викторово владел Андрей Гудович, близкое село Слоут принадлежало Михаилу Миклашевскому, в том же Глуховском уезде возле самого Ярославца в селе Дубовичи жил Алексей Дивович (большая часть Дубович принадлежала братьям Кочубеям), а в близком Глуховском Петропавловском монастыре доживал свой век Мелхиседек Значко-Яворский и т.д. Конечно, Александр Маркович был знаком с Павлом Коропчевским, Андреем Гудовичем, Фёдором Туманским, Михаилом Миклашевским, Мелхиседеком Значко-Яворским, а возможно, и с Алексеем Дивовичем. От них он мог узнать много интересных исторических сведений, а от бывшего командира Стародубского карабинерского полка Михаила Миклашевского получить историю Малороссии, написанную его подчинённым, майором того же полка Архипом Худорбою. Есть много и других косвенных свидетельств, что автором "Истории Русов" мог быть Александр Маркович. Исследователи пришли к выводу, что автор "Истории Русов" хорошо знал французский язык и был знаком с произведениями Жана-Жака Руссо. В детстве воспитателем Александра Марковича был французский аббат Фромон. В своих отрывочных воспоминаниях глуховчанин писал, что в юности страстно увлекался произведениями Руссо...

В заключение отметим, что дальнейшее изучение жизни братьев Пальмовских поможет ответить на многие вопросы, связанные с Новгород-Северским патриотическим кружком, миссией Капниста и "Историей Русов".

Александр Ильин

На галоўную старонку