На галоўную старонку
 


Из истории "православной литературы для народа"
в Западной Беларуси

   В 1918-1939 гг. публицисты Западной Беларуси, находившейся тогда в составе Польши, сумели создать многожанровую высокохудожественную "православную литературу для народа", которая до сих пор остается малоизученной.

   Уместно заметить, что белорусские публицисты писали, как правило, на русском языке: расширение номенклатуры белорусскоязычных изданий значительно сдерживалось и тем, что до Октябрьской революции 1917 года царизм не признавал белорусов за отдельный народ, а за их языком - права на существование. Белорусскоязычная православная периодика в Польше также выходила в очень неблагоприятных условиях...

   Несмотря на это, многие жанры православной литературы для народа достигли небывалого развития. Так, небывалый подъем в литературе, сравнимый с Ренессансом, наблюдался в миссионерских и антисектантских изданиях. На этой ниве успешно трудились пинские священники П. Калинович и И. Сомкович, священник Виленско-Лидской епархии К. Ленько. Особого расцвета достиг такой жанр, как православная поэзия: этот жанр за неполные 20 "польских" лет прошел несколько этапов развития. Агиографический жанр почти полностью представлен в межвоенной Польше публицистами из Западной Беларуси.

   В целом публицистика упомянутой литературы не представляется без десятков жанров, без таких забытых и полузабытых писателей и публицистов, как С. Белайц, К. Зноско, А. Ковш, М. Костко, Н. Крейдич, Ф. Лузгин, С. Прорвич, Е. Червяковский, П. Калинович, Д. Майков, А. Сагайдаковский, И. Сокаль, И. Сомкович, П. Тихонович и многих других.

   Упомянем лишь кратко о некоторых из них.

   Дмитрий Майков (1906-1970-е гг.), выпускник пинской русской гимназии, перед войной - служащий православной консистории в Варшаве.

В родных местах

Давно, давно здесь не был я ...
Былого счастья нет и тени.
Где сад, зеленая скамья,
Кусты шиповника, сирени?..
Вот дом, наш милый старый дом...
Какая грустная картина:
Разбиты окна, сор кругом,
В углах темнеет паутина...
Старинный дедушкин портрет
Лежит разорванный, без рамы...
Вот, здесь был папин кабинет,
Здесь уголок любимой мамы..
В гостиной, помню, был рояль -
Здесь было весело когда-то.
О, Боже, как безумно жаль!
Ведь все ушло навек, безвозвратно.

1936.

   Николай Крейдич (1873-?), священник с. Хорсы Пружанского уезда (1929), член духовного попечительства о бедных духовного звания. Его поэтический талант можно ставить в один ряд с творчеством Софии Прорвич.

Ночью

Холодным блеском с высоты
Луна деревню освещает
И в мир грез дивных погружает
Приют и слез, и нищеты.
Деревня спит. Судьбою злой
На пиру жизненном забытый
Окутан беспроглядной мглой
Заснул уже крестьянский люд.
Над ним рой светлых сновидений,
Без яда мучащих сомнений
Плывет. Видения бегут.
И хоть во сне пред ним полей
Немая гладь глядит привольно,
И зыблются хлеба...Невольно
Вздох счастья рвется из грудей.
А надо всем, как верный страж,
Над колокольней крест сияет.
Он к небу мысли направляет
И примиряет с жизнью нас.

1929

   Филипп Лузгин (1857-1939), протоиерей, родился в с. Сенно Витебской губернии. Последнее место службы - Язненская церковь Дисненского благочиния.

Господь - утешение в скорби

Иной раз мне грустно бывает,
Покоя нигде не найду,
Душа от тоски изнывает,
Тогда я с мольбою к Тебе припаду:
Господь мой, Создатель Превечный!
Ты душу мою освяти.
И вопль мой услышь Ты, сердечный,
Душе моей грусть прекрати.
Прости меня, Господи Боже,
Спасенье всего мне дороже,
И сам Ты меня укрепи.
Отрадно душе моей станет,
И горе, и грусть отойдут.
Мой дух оживет и воспрянет,
И светлые дни вновь придут.

1926

   Евстафий Червяковский (1862-1929). Родился в с. Рудники Пружанского уезда. Магистр богословия. Преподавал в Холмской духовной семинарии, редактировал Холмский народный календарь. Выйдя на пенсию, всецело посвятил себя литературной деятельности.

У Креста

Распятый злобой на Кресте -
Ты за врагов Своих молился.
О, помяни меня, Христе,
Хоть от Тебя я удалился.

Я якорь жизни оборвал
В борьбе с житейскими волнами,
И огрубел, и жалок стал
И душу осквернил грехами.

Мой дух уныл. И я стою,
Как перед дверью жалко, нищий.
"Подай мне помощь", - вопию, -
"И не лиши небесной пищи".

Хоть как блудницу, мытаря
Ты не отринь меня, Создатель,
Чтоб, вновь любовью возгоря,
Я стал бы рая обитатель!..

И вижу, Спасе, Твой чертог,
Украшен он, но нет одежды,
Чтоб преступить его порог...
Зажги во мне хоть луч надежды...

Что за Твою Святую кровь
Причастник жизни вечной стану,
Что Матери Твоей покров
Мне даст надежную охрану.

К Твоим припадая стопам
И лобызая язвы, слезно
Молю: нас вспомни, Спасе, там -
Во царствии Своем Небесном.

1924

   Иоанн Сомкович, протоиерей, миссионер Полесской епархии в межвоенной Польше. Автор ряда книг и многочисленных публикаций о религиозном сектантстве. Его зарисовки содержат богатый фактический материал о распространении протестантизма на Пинщине и являются прекрасным первоисточником для исследования социальных и иных причин конфессиональной переориентации в полесском регионе в 1920-30-е годы. Кроме того о. Иоанн - автор ряда лирических произведений, в которых он так далек от язвительного антисекантисектантского сарказма!

Осенью

Гляжу я, как плачут березы
Роняя слезу за слезой...
В душе позабытые грезы,
Сменяясь, всплывают чредой.

И кажется мне, что я молод.
Волнуется сердце в груди.
Как будто бы старости холод
Меня уж не ждет впереди.

Мне кажется: полон я счастья, -
И так мне отрадно, легко,
Как будто бы бури, ненастья
Уж все далеко, далеко...

Не плачьте, березки! Вернется
К нам вновь чародейка весна
И радостно вам улыбнется
Опять, как бывало, она.

И вы, как невесты младые,
Под белой воздушной фатой
Опять расцветете, родные,
И нежной, и чистой красой.

И кончатся, верю, ненастья,
Исполнятся вещие сны:
Я также воспряну для счастья,
Для светлой и вечной весны.

1928

   Анания Согайдаковский, протоиерей. Служил в Гродно, проявил себя как непримиримый противник полонизации. Автор многочисленных публикаций в "Воскресном чтении" самого различного содержания: проповедей (в т.ч. и рифмованных "похвал"), колядок, житий святых, стихов, рассказов, полемических статей, повестей.

"От юности моея..."

От юных дней томит-терзает
             страсть больная,
Но, Господи, Ты Сам мя заступи, мои
             Елеем раны умащая,
Целитель мой - Христос, Отец и Дух
             Святой!

О, ненавистники небесного Сиона!
Вас поразит Судья - Господь - Создатель
             мой,
И, как трава, спаленная дыханием тайфона,
Вы будете превращены в золу: иссушит вас,
             иссушит зной!

Хвала и честь Отцу и Сыну, и Святому Духу,
Теперь и ныне, и всегда во веки веков,
             Аминь.

Лишь Духом Божиих отвечных повелений
Живится всякая душа здесь, в юдоли земной,
И возвышается она над уровнем творений
Святою, нравственной, великой чистотой.
И осветляется она во тьме земных скитаний
Триипостасной Троицы Единицей простой...
И Царь веков, Творец - Отец созданий
Ведет ее к Себе таинственной рукой.

1925

Витражи Свято-Феодоровского собора в г. Пинске
Витражи Свято-Феодоровского собора в г. Пинске. Художник Ф. Лавров

   София Прорвич (1860-1937), жила в г.Лунинце. (По последним данным умерла в Почаевском монастыре и там же похоронена.) Ее библиография - около 200 произведений. Автор детских рассказов и стихов, кроссвордов, полемических статей, повестей, колядок, романов, и проч. Творчество С. Прорвич глубоко народно и по содержанию: из уст ее литературных героев часто звучит полесский диалект белорусского языка.

* * *

Солнца хочу я, ласк его нежных!
Неба лазурного чар неземных,
Грез вдохновенных, с любовию смежных,
Песен мне!.. песен заветно-родных...
Дальше от жизни уйти б неспокойной!
Дальше - от холода прозы людской
К миру волшебной поэзии стройной,
К свету, к мелодии в ней неземной!
Там я забуду неправду людскую,
Песни теплее звучат там мои,
И под мелодию эту святую
Жарко творю я молитвы свои.
Там загорюсь я невольно желаньем:
Сказку о мире души рассказать
И утомленному брату в страданьи
Тихую радость надежды подать...

   В краткой журнальной статье невозможно дать развернутые биографии известных публицистов Западной Беларуси 1918-1939 гг., подробно проанализировать их творчество, детально охарактеризовать специфику эпохи и условий, при которых возникла "православная литература для народа", созданная, кстати, без малейшего влияния извне: рынок Западной Беларуси не знал в то время книжной экспансии с востока, так как в Советской России царил государственный атеизм.

   Заметим лишь, что автору этих строк при поддержке клуба "Лунинецкая муза" удалось издать в 2001 году несколько брошюр, одна из которых - исследование биографии и творческого пути Софии Прорвич. Белорусский Экзархат в 2004 г. выпустил сборник ее произведений. Софии Прорвич было посвящено три доклада на Свято-Ефросиниевских чтениях и один доклад на международной конференции.

   За пределами статьи остались и те "подводные скалы", которые активно препятствовали развитию всякой литературы на белорусском языке: это может быть темой отдельных публикаций.

Василь Тумилович

На галоўную старонку