На галоўную старонку
 


Пинская художественная школа
20-30-х годов ХХ века

   Можно смело утверждать, что в межвоенное время в Пинске сложилась своеобразная художественная школа. Основными темами пинских художников являлись архитектурные зарисовки колоритного Пинска, неброские пейзажи любимого Полесья. Костяк этой интересной, но малоизвестной школы составляли художники и скульпторы русского и местного происхождения.

Слева направо: Александр Лозицкий, Федор Лавров, Павел Петрозаводский (?), Евгений Пулхов, Сергей Муханов
Слева направо: Александр Лозицкий, Федор Лавров, Павел Петрозаводский (?), Евгений Пулхов, Сергей Муханов

Почему именно в Пинске сложилась такая художественная школа? Этому способствовало ряд факторов.

   Во-первых, в Пинске в начале 20-х годов оказалось большое количество образованных российских эмигрантов. Для многих занятия живописью и музыкой были чуть ли не единственным шансом выжить.

   Во-вторых, начиная с лета 1936 года в Пинске устраивались ежегодные Полесские ярмарки, для проведения которых был сооружен на берегу Пины специальный выставочный городок с художественным павильоном-мастерской. На ярмарках устраивались выставки, где лучшие мастера награждались золотой, серебряной и бронзовой медалями.

   В-третьих, православный архиепископ Александр поддерживал многих молодых талантливых художников, учил их за счет церкви в Краковской художественной академии. Видимо, он планировал создать в Пинске центр иконописи. Неслучайно Адам Русак (1925?), учившийся у воспитанника архиепископа Александра, художника Лозицкого, стал ведущим иконописцем Русской Зарубежной Православной церкви.

   Мы расскажем о наиболее ярких представителях пинской школы: художниках Федоре Лаврове, Иване Димиче, Александре Лозицком, Евгении Пулхове, Сергее Муханове, Арсении Зайце, скульпторе Павле Петрозаводском...

   К этой школе можно отнести также скульптора из Кобрина Бальбину Свитич-Видацкую, постоянную участницу и лауреата художественных выставок на Полесской ярмарке, и польского художника-пейзажиста Юзефа Вандалковского (Вандаловского). О последнем известно мало: родился 25 января 1880 года, жил в своем фольварке Добра-Вулька Пинского уезда, несколько его пейзажей хранилось в Полесском музее. Вообще мы ничего не знаем о пейзажисте Иосифе Пискуне и графике Райковском.

Иван Димич (1879-1940?)

   Признанным патриархом пинского художественного Парнаса был талантливый полесский художник Иван Димич. Его отец статский советник Георгий Иванович Димич приехал в Пинск на службу, в 1890 году был помощником начальника Брест-Литовского отделения путей сообщения.

Иван Димич с сыном
Иван Димич с сыном

Известно, что в 1908 году братья Иван Георгиевич и Владимир Георгиевич Димичи купили в Пинском уезде у помещицы Надежды Дурново имение Красичин (1040 десятин земли). В конце ХIХ века этим имением владел граф Артур Красицкий (?-1905). Перед Первой мировой войной Иван Димич редко бывал в своем имении, так как жил в Киеве.

   Можно предположить, что Иван Димич имел художественное образование, поскольку польский журналист Г. Орбанский считал его ведущим полесским живописцем среди работающих масляными красками. О творчестве художника известно мало. Так, в декабре 1926 года на пинской выставке польской промышленности экспонировались его картины, а в 1927 году он нарисовал занавес в Пинской государственной мужской гимназии. В 1936 году принял участие в художественной выставке на первой Полесской ярмарке, на которую "выставил больше десятка своих работ, пейзажей и портретов с полесскими мотивами". Тогдашие критики особо отметили пейзажи "Полесские луга" и "Рыбацкая хата около Пинска" и определяли творчество Димича как "современный импрессионизм". В 1939 году он успел издать набор из шести открыток. На двух открытках был изображен Пинский иезуитский монастырь, на двух других - городские мотивы, на пятой открытке - сельская хата, на шестой - полесские луга. Положительный отзыв о комплекте открыток дали известные краеведы Юзеф Обуховский и Дмитрий Георгиевский. Нам известна только одна открытка с видом Пинска, принадлежащая краеведу Вячеславу Ильенкову, которую ему прислали из Англии.

   Что можно сказать о личной жизни Ивана Димича? Его брат Владимир был известным пинским адвокатом. Оба брата по своим убеждениям являлись монархистами, но в общественной жизни русской диаспоры активно не участвовали. Семейная жизнь Ивана Димича не сложилась. В 1930 году его жена Наталья Генриховна (в девичестве Красицкая, внучка графа Артура) бежала в Варшаву с польским офицером, оставив художника с шестилетним сыном Евгением. Вскоре она подала в суд на мужа. Суд вынес решение, что художник должен выплачивать ей пятую часть своих доходов. По Пинску до сих пор ходят слухи, что она оставила мужу свое имение Красичин. Возможно, покупка имения в 1908 году братьями Димичами была фиктивной? За ними стояли графы Красицкие? Перед войной семья воссоединилась. В 1940 году художник был арестован органами НКВД и вместе с сыном и Натальей Генриховной выслан на спецпоселение, где, наверно, и погиб. Напоследок отметим, что Иван Димич был человеком разносторонних талантов (играл также и в струнном квартете).

   Однако, безусловным лидером пинских художников являлся иной человек - Федор Лавров.

Александр Ильин

Вид Пинска. Иван Димич, масло.
Вид Пинска. Иван Димич, масло. Музей Белорусского Полесья



Федор Лавров (1896-1971)

Федор Лавров
Федор Лавров

   Он был популярным художником в довоенном Пинске. Федор Филиппович Лавров родился в семье военнослужащего в г. Самарканде. В начале 1920-х гг. бежал из Советской России в Польшу и обосновался в Пинске. После окончания Варшавской художественной школы стал профессиональным художником. Занимался рисованием, скульптурой, резьбой по дереву, металлопластикой. С энтузиазмом участвовал в оформлении первых экспозиций Полесского музея, в том числе ярмарочных павильонов. Являлся автором великолепных витражей Феодоровского собора - главной православной святыни города, а также скульптуры "Полешук", ставшей своеобразным символом ежегодной Полесской ярмарки.

Сон препоратора (специалиста по выделке чучел).
Сон препоратора (специалиста по выделке чучел).
Рис. Ф. Лаврова

   Но наибольшую известность Федору Филипповичу принесли его карикатуры и шаржи, которые публиковались в прессе, а также выпускались в качестве почтовых открыток. Темой для иронии и сатиры служило все, что угодно: негативные явления в обществе, жизнь полешуков, шутки над коллегами (см., например, "Сон препоратора" - шарж на Т. Касперского, с которым Ф. Лавров работал в Полесском музее).

   После сентября 1939 года Ф. Лавров работал руководителем кружка изостудии в Доме пионеров. А в 1941 году был осужден по 58-й статье (политическая), и как "враг народа" вместе с семьей отправился по этапу в лагеря ГУЛАГа. С ноября 1944 года руководил цехом художественных промыслов в Вятлаге. С этого периода сохранились несколько скульптурных работ художника. Работал также декоратором в нескольких театрах. После освобождения до самой смерти жил у сына - Дмитрия Федоровича Лаврова в подмосковном Архангельском.

Эдуард Злобин

   Примечание редакции. По данным брестского архива, Федор Лавров служил хорунжим в армии генерала Перемыкина, которая формировалась на территории Польши в 1920 году для борьбы с Советской Россией. Возможно, в Первую мировую или гражданскую войну художник воевал в казачьих войсках. На это указывает не только его воинское звание, но и то, что он в начале 30-х годов он записался в казачью станицу, которую сформировал в Пинске авантюрист (возможно агент ОУН) Джевал Бек-Бабиев. Известно также, что вначале в Пинске художник подрабатывал и музыкантом. Учился он и в Академии художеств в Загребе, но последную, скорее всего,не закончил.

   С 1937 года Федор Лавров руководил художественной мастерской, которая оформляла Полесские ярмарки. В мастерской работали вместе с ним молодые художники Александр Лозицкий, Евгений Пулхов и Сергей Муханов.

Открытие региональной сельскохозяйственной выставки в предместье Леще. Ленту перерезает полесский воевода Бернацкий
Открытие региональной сельскохозяйственной выставки в
предместье Леще. Ленту перерезает полесский воевода Бернацкий



Александр Лозицкий (1910-1973)

   Одним из самых ярких представителей пинской художественной школы был Александр Иванович Лозицкий, изучавший кроме того историю и культуру родного Пинска. Наиболее полную биографию художника написали историк Павел Лойко и филолог Людмила Петрова, редакторы единственной книги А.И. Лозицкого "Пинск ХVI столетия" (Мн., 1994):

Александр Лозицкий
Александр Лозицкий

   "Ён нарадзіўся ў Пінску ў 1910 г., вучыўся ў тутэйшай, а затым у Брэсцкай гімназіі. У 1930-1932 гг. працаваў на Пінскім фанерным заводзе ў якасці рабочага.
   У 1932-1937 гг. вучыўся ў Акадэміі выяўленчага мастацтва і музыкі ў Кракаве па класу жывапісу. Адначасова з заканчэннем курса навучання ў акадэміі скончыў двухгадовыя педагагічныя курсы, якія давалі права выкладання графічных дысцыплін у сярэдніх агульнаадукацыйных і прафесійных вучэбных установах. У 1937-1939 гг. праходзіў педагагічную практыку ў дзяржаўнай гімназіі ў Пінску ў якасці настаўніка малявання. Ва ўспамінах вядучага іканапісца рускага замежжа Адама Русака чытаем, што яму пашанцавала з настаўнікам малявання - Аляксандрам Іванавічам Лазіцкім, выпускніком Кракаўскай акадэміі, які ў майстэрні вучыў іх маляваць.
   У 1939 г., пасля ўз’яднання Заходняй Беларусі, гімназія, у якой А.І. Лазіцкі праходзіў практыку, была ператворана ў Беларускую сярэднюю школу, дзе ён і працягваў працаваць аж да пачатку другой сусветнай вайны. У гэтай школе мастак-педагог выкладаў чарчэнне, маляванне і матэматыку.
   У гады нямецка-фашысцкай акупацыі перыядычна працаваў настаўнікам у пачатковай школе Пінска, з’яўляючыся сувязным спецыяльнай разведкі брыгады імя Куйбышава і іншых партызанскіх брыгад. Калі Пінск быў вызвалены ад захопнікаў, А.І. Лазіцкі быў накіраваны на аднаўленне Пінскага педагагічнага вучылішча і некаторы час выконваў абавязкі загадчыка вучэбнай часткай. У 1945 годзе Аляксандр Іванавіч прыйшоў у Пінскі абласны краязнаўчы музей, дзе меў магчымасць заняцца любімай справай - гісторыяй роднага краю. У гэтым музеі адпрацаваў ён амаль 15 гадоў у якасці намесніка дырэктара па навуковай частцы. Радасць, якую прыносіла яму праца ў музеі, зрабіла гэты музей для яго родным. Як мастак-прафесіанал ён не абмяжоўваўся толькі работай у школе і музеі. На працягу 15 гадоў у пасляваенным Пінску Аляксандр Іванавіч кіраваў выяўленчай студыяй пры Доме народнай творчасці і з’яўляўся пазаштатным мастаком па забеспячэнні мастацка-выяўленчага боку культурных мерапрыемстваў у гарадскім жыцці Пінска, а часта і ў жыцці вобласці (фестывалі, сельгасвыстаўкі, музейныя тэматычныя стацыянарныя выстаўкі і выстаўкі-перасоўкі па розных пытаннях эканомікі і культуры). Праца Аляксандра Іванавіча Лазіцкага гэтага перыяду была адзначана дзвюма ганаровымі граматамі - Вярхоўнага Савета БССР і Міністэрства культуры СССР. [Его учениками были художники Виталий Плуталов, Илья Немогай, Василий Ткачук, Аркадий Шустерман и др. - А.И.] З 1958 г. Аляксандр Іванавіч працаваў у якасці мастака-пастаноўшчыка па касцюмах. Рэжысер-пастаноўшчык, народны артыст БССР В.Корш-Саблін адзначаў, што Лазіцкі Аляксандр Іванавіч вельмі добра ведаў эпоху апошніх 30-40 гадоў: разам яны працавалі над кінастужкамі "Чырвонае лісце", "Першыя выпрабаванні", "Запомнім гэты дзень", "Масква-Генуя", "Крушэнне імперыі" - на студыі Лазіцкі А.І. працаваў больш чым над дзесяццю мастацкімі фільмамі. В. Корш-Саблін характарызаваў А.І. Лазіцкага як вельмі добрасумленнага і працалюбівага чалавека, які быў сапраўдным майстрам сваёй справы. Наогул, Аляксандр Іванавіч Лазіцкі шмат зрабіў для адраджэння культуры Беларусі, каб перакінуць хоць невялічкі масток у мінулае, каб абараніць нас ад варварства ды дзікунства, уратаваць ад бяспамяцтва.
   Рупліва, крупіцу да крупіцы, ён збіраў звесткі аб пінскіх старажытнасцях. І ўрэшце паўстала кніга аб Пінску XVI стагоддзя."

   Что можно добавить к этой довольно подробной биографии? Во-первых, пинский краевед Р. Марголина выяснила, что Александр Лозицкий принадлежал к роду потомственных пинчуков, так называемых "козорезов", фамилии которых известны по документам XVI века.

Полешук О. Дяденчук, который в 1915 г. принимал участие в захвате немецкого штаба и германского генерала.<br>
Полешук О. Дяденчук, который в 1915 г. принимал участие
в захвате немецкого штаба и германского генерала.
Рис. А. Лозицкого

Родился он в семье бухгалтера, служащего казначейства.

   Во-вторых, Александр Лозицкий учился в Краковской академии на деньги архиепископа Александра. В-третьих, работая в Пинской государственной гимназии, художник сблизился с известным полесским краеведом, учителем гимназии Юзефом Обуховским (1891-1960?). Обуховский руководил гимназическим краеведческим кружком, издал за несколько лет девять содержательных краеведческих книжек, написанных в основном гимназистами. Александр Лозицкий иллюстрировал книги "Kobieta na Polesiu" (Пинск, 1939) и "Poleszuk" (Пинск, 1939). Его 20 графических работ наполнены любовью к простой женщине - полешучке и работящему полешуку. Особое внимание он обращает на этнографические и бытовые детали. Вместе с художниками Федором Лавровым и Евгением Пулховым оформлял последнюю Полесскую ярмарку в августе 1939 года.

   Работая на киностудии "Беларусьфильм", Александр Лозицкий был художником по костюмам в 16 художественных фильмах: "Первые испытания" (1960 год, реж. В. Корш-Саблин); "Человек не сдается" (1961 год, реж. И. Шульман); "Москва-Генуя" (1964 год, реж. В. Корш-Саблин); "Сколько лет, сколько зим" (1966 год, реж. Н. Фигуровский); "Анютина дорога" (1967 год, реж. Л. Голуб); "Шаги по земле" (1969 год, реж. И. Добролюбов); "Красный агитатор Трофим Глушков" (1969 год, реж. В. Рубинчик); "Полонез Огинского" (1971 год, реж. Л. Голуб); "Крушение империи" (1971 год, реж.В. Корш-Саблин); "Батька" (1971 год, реж. Б. Степанов); "Завтра будет поздно" (1972, реж. А. Карпов и М. Тянак); "Быть человеком" (1973, реж. А. Игишев); "Великое противостояние" (1974, реж.Ю. Дубровин); "Факт биографии" (1975, реж.Б. Шадурский).

   Кроме изобразительного искусства и кинематографии у Александра Лозицкого было еще одно страстное увлечение - история и культура Пинска. Изучение многочисленных грамот, писцовых книг минулых веков, наблюдения за археологическими раскопками, позволили исследователю восстановить план Пинска XVI века и создать книгу, которая стала фактически памятником художнику и человеку. Написал он также статью о жизни и творчестве пинского художника XVI века "Навоша, маляр наш пінскі..." ("ЛіМ", 1969, 6 чэрвня). Пинск не должен забывать своего художника и патриота.

Евгений Пулхов (1908-1992)

Евгений Пулхов
Евгений Пулхов

   Заметный след в художественной жизни Пинска оставил Евгений Петрович Пулхов. Он родился в Барановичах в семье железнодорожника. Его отец переехал с семьей в Пинск в начале 20-х годов. После окончания реального училища Женя работал землемером, но его всегда тянуло к живописи. Наставником талантливого юноши стал Федор Лавров, который привлек начинающего художника к оформлению Полесской ярмарки. Мало сохранилось картин этого периода кисти Е. Пулхова: всего несколько небольших этюдов уже несохранившихся пинских церквушек и капличек, выполненных масляными красками. Однако настоящим мастером Евгений проявил себя в акварели.

Натюрморт, акварель. Художник Евгений Пулхов.
Натюрморт, акварель. Художник Евгений Пулхов. Музей Белорусского Полесья

Излюбленные темы его акварелей - яблочные натюрморты и изображение цветов. К 30-летию Победы над фашистской Германией написал цикл гравюр "Поверженный фашизм", "Никто не забыт...", "Качин Михаил". Много работал Пулхов в области декоративно-прикладного искусства: расписывал керамические горшки, деревянные тарелки и т.п.

   После войны художник работал методистом в областном Доме народного творчества, объездил все Полесье в поисках самодеятельных мастеров. Начиная с 1953 года, Евгений Петрович руководил изостудией в Доме пионеров. Отличник народного образования Евгений Пулхов воспитал целую плеяду профессиональных художников. Его учениками были Борис Хургель, Николай Байрачный, Евгений Шатохин, Наум Шеер, Андрей Веренич, Наталья Галушко и др. Известный крымский художник Владимир Киркевич, который учился у Пулхова в начале 50-х годов, пишет:

"...будучи школьником, я записался в рисовальный кружок Пинского Дома пионеров и школьников. Кружком руководил художник-акварелист Евгений Петрович Пулхов - большой мастер акварели, очень грамотный, душевный воспитатель и педагог, замечательный человек. Я не помню случая, чтобы он был разгневан, или кричал на учеников, или выражал явно какое-то недовольство. Как он радовался каждому хорошему рисунку ученика, но и при неудаче поддерживал, подбадривал теплыми словами и тактично указывал на недостатки. За десятилетия педагогической деятельности Е.П.Пулхов воспитал сотни художников и просто любителей живописи...До сих пор помню уроки Е.П. Пулхова, наши совместные походы на природу, на этюды. И лично Е.П. Пулхов привил мне любовь к акварели, раскрыл "секреты", приемы акварельной живописи".

   В 2000 году, уже после смерти мастера в Музее Белорусского Полесья состоялась большая выставка произведений как самого Евгения Пулхова, так и его многочисленных учеников.

Сергей Муханов (род. в 1915 г.)

   Очень мало известно о художнике-лавровце Сергее Эммануиловиче Муханове, происходившем из старинного русского дворянского рода, давшего и любимца императора Павла I, и декабриста.Его прадед тайный советник Сергей Николаевич Муханов (1796-1858) был харьковским губернатором, а дед Сергей Сергеевич Муханов(1834-1897) - председателем дирекции императорских театров в Варшаве (жена - племянница канцлера Нессельроде). Сын последнего Эммануил Муханов родился в 1888 году, учился в электротехническом институте в Петербурге. Офицер Муханов погиб на фронте в Первую мировую войну. Вероятно, Мухановы появились в Пинске уже после революции, не имея средств к существованию. Тут Сергей закончил польскую гимназию, находился на службе у православного архиепископа Александра, который впоследствии выделял деньги на его учебу в Краковской академии художеств. К сожалению, будущий художник успел закончить только 3 курса академии, поскольку помешала Вторая мировая война. Во время летних студенческих каникул Сергей Муханов подрабатывал в оформительской бригаде Федора Лаврова. На одном из фотоснимков видим Сергея Муханова, Евгения Пулхова и Федора Лаврова во дворе дома последнего, расписывающих фигуры животных то ли для карусели, то ли для детского городка на Полесской ярмарке, то ли для какого-то театрального спектакля.

Слева направо: Ф. Лавров, С. Муханов, Е. Пулхов
Слева направо: Ф. Лавров, С. Муханов, Е. Пулхов

   Во время войны Сергей Муханов оказался в Гливице (сейчас Польша), а после ее окончания перебрался сначала в Баварию, а затем в США, где работал художником на киностудиях Голливуда. Там переписывался с княжной Татьяной Оболенской-Замойской до самой ее смерти (1925-2003). Сейчас художник проживает в Калифорнии.

   К сожалению, нам неизвестны его художественные произведения ни пинского, ни американского периодов жизни.

   Бегство из Пинска в американскую зону оккупации спасло жизнь Сергея Муханова. Меньше повезло его сестре Елизавете Эммануиловне Мухановой, которая была осуждена 11 июля 1948 года по приговору военного трибунала Группы советских войск в Германии.



Павел Петрозаводский (1893-1940?)

Скульптура полешука с веслом.
Скульптура полешука с веслом.
П. Петрозаводский, Ф. Лавров (?)

   К группе художников-лавровцев примыкал и скульптор Павел Николаевич Петрозаводский, специализировавшийся в резьбе по дереву. До переезда в Пинск служил он в повстанческой армии генерала Булак-Балаховича.

   К сожалению, о творчестве скульптора можем судить только по немногочисленным газетным публикациям того времени. На художественной выставке Первой Полесской ярмарки Павел Петрозаводский выставил многочисленные скульптуры, барельефы, вешалку для охотников и гравюры, вырезанные из дуба, а также украшения из рогов, отлитые из бетона капители и фотографии. Журналисты отмечали несколько символический характер его произведений.

   Можно предположить, что скульптуру "Полешук" (символ Полесской ярмарки) создал вначале в дереве Павел Петрозаводский, поскольку уж очень она напоминает деревянную скульптуру. А затем ее в бетоне воплотил Федор Лавров, хотя, как известно, с бетоном работал и Петрозаводский. Не чужд был скульптор и общественной деятельности: с 1937 года он возглавлял пинское отделение Русского благотворительного общества (РБО).

   В 1940 году в Полесском музее была создана новая экспозиция исторического отдела, которая завершалась огромным панно П.Петрозаводского на тему воссоединения Беларуси, выполненным из дерева в технике интарсии и резьбы. Журналистка Александра Коротышевская писала тогда, что панно "символизировало переход от патриархального, примитивного к индустриальному способу производства". Это - последние известные сведения о скульпторе.

   Дальнейшая судьба бывшего балаховца и председателя РБО Павла Петрозаводского вполне предсказуема. Остается только надеяться, что у какого-нибудь пинского коллекционера имеются деревянные скульптуры и барельефы, созданные этим скульптором. Похоже, что его учеником был известный мастер декоративно-прикладного искусства Александр Шахнович.

Александр Ильин

Арсений Заяц (1905?-1995)

   ...Фотография пожилого мужчины. Пристальный, настороженный взгляд из-под надломленных бровей. Предполагал ли Арсений Заяц, застыв на мгновение перед фотокамерой, что именно таким ему придется предстать перед земляками спустя десятилетия после последнего свидания с родным городом?

Арсений Заяц
Арсений Заяц

   А.Заяц разделил судьбу многих пинчуков, в трудные годы послевоенного и революционного лихолетья отправившихся искать счастье на чужбине. Однако время от времени навещал родных, любовь к Пинску увековечил в линогравюрах и светописи. Это был период 20-30 годов, когда Арсений Феодосьевич работал во Франции. Судя по всему, трудовая биография складывалась не так-то просто. Приходилось быть маляром, впоследствии занялся тем, что сейчас называют дизайном, и даже получил несколько премий за успехи на творческом поприще.

   В Пинске оставалась не только родня. Каждый раз его встречали отцовский дом под тенистой кроной ветвистого дерева на Ясельдовщине, башенки храмов, замшелые стены Каролинского замка, шумный базар... В 1939-м году, когда вторая мировая война стала реальностью, гостивший на Полесье А. Заяц, который стал к этому времени гражданином Франции, а значит, и военнообязанным, сумел выехать из Польши. Однако та страна, которой пинчук дал клятву послужить солдатом, капитулировала перед фашистской Германией, и наш земляк оказался в плену. Мне показывали его карандашные наброски лагерной тематики. Они полны драматизма и безысходности. Люди словно не жили настоящим. На некоторых листах даты и пометки: 1941 или 1942 год, "Югославский военнопленный", "Пилот", "Военнопленный".

   ...Еще одна война завершилась. И снова нищета, неустроенность, разочарования...

   В начале 60-х годов Арсений Феодосьевич вместе с женой Симоной переехали жить к ее родственникам в США. "Был куплен в долг небольшой участок земли с сараями первых переселенцев, - рассказывает о дяде коренная пинчанка, ныне проживающая на Брянщине, И.В. Протоклитова-Дымская. - Умелые руки переделали, приспособили их под жилое и подсобное помещения.

Гравюра Арсения Зайца
Гравюра Арсения Зайца

Источник дохода - огород да приработок от рисования и лепки".

    Именно благодаря Ирине Валентиновне удалось узнать основные события жизни А.Ф. Зайца. Связи с ней впервые установили бывшая сотрудница пинского музея Р.Г. Марголина и ныне покойный уже журналист С.В. Толкачев.

   В начале 90-х годов И.В. Протоклитова-Дымская сообщала, что ее переписка с дядей после смерти его супруги прервалась. Затем пришло известие: Арсений Феодосьевич скончался в приюте для престарелых. Это случилось почти десять лет тому назад. А вот дата раждения А. Зайца так и осталась до конца не выясненной. Скорей всего, он был ровесником ХХ столетия. Осталась шутка по поводу того, что Арсений появился на свет в год, принесший несчастья России. При этом подразумевалось бытовавшее мнение о роковых последствиях официальных торжеств по случаю наступления нового века, состоявшихся в начале 1900 года, а не, как положено правилами летоисчисления, двенадцатью месяцами поздней.

   На протяжении последнего десятилетия стараниями энтузиастов продолжается поиск художественного наследия А. Зайца. Пока трудно даже приблизительно назвать количество выполненных им гравюр с видами столицы Полесья и ее предместий. Сейчас известны 12 сюжетов (коллекция автора). На них в своеобразной и хорошо узнаваемой манере художника запечатлены памятники архитектуры Пинска. Большинства из них не существует. В связи с этим работы мастера, отмеченные инициалами из пересекающихся букв "А" и "Z", приобретают еще большую значимость. Черно-белые оттиски на слегка пожелтевшей от времени тонкой бумаге еще можно разыскать у старожилов Пинска. И очень жаль, что эти буквально единичные экземпляры становятся легкой "добычей" местных, да и заезжих, нечистых на руку торговцев предметами старины. Только по счастливой случайности "не уплыла" из Пинска гравюра, изображающая торговые ряды городского рынка.

   Приятно отметить, что уже состоялась, по сути дела, первая попытка представить творчество А. Зайца. В салоне центральной районной библиотеки имени Е.Янищиц были размещены копии выявленных гравюр художника, объединенных "пинской тематикой". Экспозиция посвящалась 100-летию со дня рождения Арсения Феодосьевича. Для выставки были использованы материалы одного из инициаторов ее проведения бывшего методиста отдела культуры райисполкома по охране историко-культурного наследия Э.Л. Злобина, а также И.В. Протоклитовой-Дымской.

   ... Вот, в общем, такой не простой жизненный путь. Такое долгое возвращение...

Вячеслав Ильенков

В вытрезвителе:
- Идем! Не бойся! Жена здесь тебя точно не найдет!
Зимняя ловля рыбы на Полесье.
Отец:
- Сынку, бери большую рыбу, маленькую не хватай!


Воспитание ученика на уроке физики

Полесский "громоотвод". Хозяин туристу:
- Не боюсь надвигающейся бури, т.к. на крыше сидит лицензионный громоотвод.

Карикатуры Федора Лаврова


Праздник, свадьба или сельская страда в деревне

На галоўную старонку