На галоўную старонку
 


Александр Ильин

Полесский и черниговский историк-краевед о. Константин Карпинский

Исследуя историю священнического рода Котовичей, часто наталкивался на дружиловичского священника Константина Карпинского, приход которого находился по соседству со Стрельнянским приходом о. Василия Антоновича Котовича.

Работая над книгой о Котовичах, пришлось просмотреть все номера газеты "Гродненские Епархиальные Ведомости". Читая газеты, увидел интересные исторические и хозяйственные статьи, подписанные псевдонимами и криптонимами: "Свящ. К. К-скiй" "К. К-скiй" и "К.", явно написанные жителем села Дружиловичи, Кобринского уезда. Одна статья была прямо подписана "Свящ. К. Карпинский". Глянул "Памятную книжку Гродненской губернии" и обнаружил, что священником Дружиловичской церкви в Кобринском уезде был тогда Константин Карпинский. Круг замкнулся.

В газете "Гродненские Епархиальные Ведомости" мною были выявлены такие его статьи:

  1. Свящ. К. Карпинский. О месте первого игуменского служения св. Афанасия Филипповича - Дубойском монастыре // Гродненские Епархиальные Ведомости. - 1909. - № 36.
  2. Священникъ К. К-скiй. Об участии духовенства в учреждениях мелкого кредита // Гродненские Епархиальные Ведомости. - 1909. - № 42.
  3. К. Ещё о мелком кредите в деревне // Гродненские Епархиальные Ведомости. - 1910. - № 1.
  4. К. К-скiй. Соломенные царские врата // Гродненские Епархиальные Ведомости. - 1910. - № 24/25.
  5. Свящ. К. К-скiй. Древний колокол (1583 г.) церкви с. Молодова, Кобринского уезда // Гродненские Епархиальные Ведомости. - 1911. - № 4.

В этих статьях Константин Карпинский описал два уникальных памятника полесской культуры: соломенные царские врата Лясковичской церкви и колокол Молодовской церкви Кобринского уезда.

Стал собирать материал о Константине Карпинском, чтобы накопить его и написать статью о дружиловичском священнике. Недавно вышла интересная и содержательная статья "З гісторыі музеефікацыі гродзенскіх саламяных варотаў і іх атрубуцыя" (Роднае слова. - 2016. - № 7) известного белорусского этнографа Ольги Лобачевской, которая посвящена истории возникновения и музеефикации соломенных царских врат, которые хранятся в Гродненском государственном историко-археологическим музее. Автор доказал, что они созданы в 1832-1838 гг. в селе Лясковичи Кобринского уезда (ныне Ивановский район, Брестской области). В своей статье Ольга Лобочевская широко использует работу Константина Карпинского "Соломенные царские врата", при чем не раскрыв его псевдоним "К. К-скiй". Решил помочь уважаемому учёному раскрыть этот псевдоним, а также написать биографию историка и краеведа Константина Карпинского на основе собранных архивных документов из Государственного архива Брестской области (ГАБО), а также то, что о священнике написали в Украине как о краеведе Черниговщины. Там творчество Константина Карпинского уже начали изучать: появились статьи о нём краеведа Владимира Сапона [1] и историка Екатерины Литвин [2], но авторы статей ничего не знают о жизни священника-краеведа вне пределов Черниговщины.

Константин Тимофеевич Карпинский родился 11 августа (с. с.) 1867 года [3] в селе Клинцы Дмитриевского уезда Курской губернии. Его отец Тимофей Карпинский принадлежал духовному званию, т. е. был или священником, или диаконом, или псаломщиком. Более вероятно, что он был псаломщиком, так как Константин Карпинский не окончил духовную семинарию, наверно, не хватило материальных средств. Про его мать известно только, что её звали Александра Пальцевых.

20 июня 1885 года Константин окончил всего два класса Курской духовной семинарии. Много занимаясь самообразованием, он стал пытливым и высокообразованным человеком.

С 1886 года Константин Карпинский стал работать штатным учителем в деревне Погорельцево Дмитриевского уезда.

1 октября 1891 года он был высвящен в диакона к церкви села Богоявленска Белица Суджанского уезда Курской губернии, и работал учителем и законоучителем в местной школе.

1 октября 1901 года архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием (в миру - Яков Григорьевич Соколов, 1850-1912) рукоположен во священники к Георгиевской церкви села Рудка Черниговского уезда и губернии. Рядом с селом, в 15 верстах, находился древний Чернигов с его многочисленными архитектурными и историческими памятниками времён Киевской Руси, да и возле самой Рудки было много курганов и городищ. Всё это вызвало огромный интерес у Константина Карпинского к местной истории: он стал изучать историю села Рудка и Георгиевской церкви, проводить археологические раскопки в окрестностях села, напечатал статью об архиве Рудковской церкви. Эта краеведческая работа потом была подытожена в книге "Георгиевская церковь села Рудки, Черниговского уезда и Рудчанский приход. Историко-статистический очерк" (Чернигов, 1907. - 106 С.).

Исследовательская активность рудковского священника была замечена: 15 ноября 1904 год его выбрали членом Черниговской губернской учёной архивной комиссии с правом самостоятельно проводить археологические раскопки. Эта комиссия была создана в 1896 году с целью сбора сведений о памятниках старины и сохранения исторического наследия Черниговщины. Архивная комиссия объединяла археологов, архивистов, историков, этнографов, фольклористов, статистиков и т. д., среди которых было много церковнослужителей.

3 августа 1907 года о. Константин был выбран также членом церковно-археологической комиссии при Черниговском епархиальном древнехранилище, которое было создано в 1900 году духовной консистории при духовной семинарии как Центральный епархиальный исторический музей.

Константин Карпинский стал активно печататься в газете "Черниговские Епархиальные Известия", которая с 1912 года стала называться "Вера и Жизнь". Перечислим, известные нам, его статьи:

  1. Из архива Георгиевской церкви села Рудки... Десятоначальство Рудчанское // Черниговские Епархиальные Известия. - 1904. - № 13. - С. 466-472; № 14. - С. 497-506.
  2. О Руденской чудотворной иконе Божьей Матери // Черниговские Епархиальные Известия. - 1905. - № 3. - С. 45-51; № 6. - С. 85-90.
  3. Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещенных в "Черниговских епархиальных известиях" за 1861-1905 гг. // Труды Черниговской губернской архивной комиссии. - Чернигов, 1905. - Вып. 6. - Отд. 2. - С. 159-209.
  4. Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещенных в "Черниговских губернских ведомостях" за 1838-1906 гг. // Труды Черниговской губернской архивной комиссии. - Чернигов, 1908. - Вып. 7. - Отд. 2. - С. 1-142.
  5. Слово, сказанное игуменом Киевского Никольского монастыря, префектом академии Стефаном Яворским, при погребении Святителя Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского // Прибавление к Черниговским Епархиальным Известиям. - 1908. - № 5. - С. 174-180.
  6. О дне кончины Св. Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского // Труды XIV Археологического съезда в Чернигове 1909 г. - Москва, 1911. - Т. 3. - С. 367-370.
  7. Праздник Пасхи у древних христиан // Вера и Жизнь. - 1913. - № 8-9. - С. 55-61.
  8. О крестовых попах в Малороссийских епархиях // Вера и Жизнь. - 1913. - № 11. - С. 58-64.
  9. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной по взятии Азова в 1696 году императору Петру Великому // Вера и Жизнь. - 1913. - № 14-15. - С. 38-46; № 16. - С. 31-40; № 17. - С. 25-32.
  10. Два древних Евангелия (XVII века) церквей г. Чернигова (Благовещенской и Николаевской) // Вера и Жизнь. - 1913. - № 16. - С. 52-60.
  11. Древние колокола монастырских и приходских церквей Черниговской епархии // Вера и Жизнь. - 1913. - № 17. - С. 46-56.
Стоят (слева направо): житель с. Дружиловичи Николай Шиш, церковный староста (?), Степан Шурхай, псаломщик (?), Андриан ..., звонарь Дмитрий Валюшко. Сидит о. Константин  Карпинский.
Стоят (слева направо): житель с. Дружиловичи Николай Шиш,
церковный староста (?), Степан Шурхай, псаломщик (?),
Андриан ..., звонарь Дмитрий Валюшко.
Сидит о. Константин Карпинский.

Эти исторические работы вызвали интерес на Черниговщине, многие его газетные статьи (часто дополненные) вышли отдельными изданиями:

  1. Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещенных в "Черниговских епархиальных известиях" за 1861-1905 гг. // Труды Черниговской губернской архивной комиссии. - Чернигов, 1905.
  2. О руденской чудотворной иконе божией матери и мохнатинском месточтимой списке её. Чернигов, 1907. - 19 С.
  3. О крестовых попах в малороссийских епархиях (Материалы 18 в.). [Чернигов, 1913].

В последней работе Константин Карпинский писал о таком интересном явлении, как нищенствующие бродящие священники, которые появились в конце XVII века "как следствие пережитого Русью лихолетия" [4] и стали "подобно рабочим стоять на торгах и перекрестьях улиц, предлагая свои услуги по отправлению треб, преимущественно панихид и заупокойных литургий на домах у крестов" [4].

"Значительный интерес представляет осуществленное К. Карпинским описание сельского кладбища. По утверждению автора, кладбища "стали устраивать в Малороссии с 1768 года, а до этого времени наши предки хранили умерших или возле церкви, или преимущественно в своих садах и огородах, а в лютые зимы нередко в сараях"" [5].

Написал Константин Карпинский книжечку о главном черниговском святом - "В день кончины св. Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского" [1908].

Очень увлекла рудковского священника археология, он написал письма выдающемуся археологу и архивисту, исследователю Черниговщины, профессору Дмитрию Яковлевичу Самоквасову, составлявшего археологическую карту Черниговской губернии, предлагая в этом свои услуги. Публикуем два письма Константина Карпинского к учёному, опубликованные в книге "Археология, история и архивное дело России в переписке Д.Я. Самоквасова (1843-1911)" (Курск, 2007) и хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов:

25 марта 1907 г.

Милостивый государь Дмитрий Яковлевич!

Как известно, к предстоящему XIV Археологическому съезду Вы предполагаете составить археологическую карту Черниговской губернии. Я, хотя и новичок в деле археологии, только учусь, но, имея в своём распоряжении массу свободного времени с мая по октябрь, желал бы под Вашим руководством послужить этому делу по части осмотра и описания сохранившихся курганов, городищ и проч. Как я слышал, есть места, в этом отношении мало или вовсе не обследованные, и вот я, если Вам нужен любящий археологию собиратель сырого материала (хотя и малоопытный), по совету П.М. Добровольского [6], предлагаю в Ваше полное распоряжение свой летний досуг.

Могу охотно обозреть и описать по плану, данному Вами, всё что может быть для полноты арх.[еологической ] карты в уездах Черниговском и Городницком и частях уездов Сосницкого, Козелецкого и Остёрского.

Поездку я буду совершать на своей лошади, так что это потребует расходов лишь только на содержание лошади, так как я сам, конечно, буду иметь и стол, и ночлег у собратий [священнослужителей] бесплатный; да придётся перекинуть где несколько и проводникам. Не располагая на сей предмет средствами, как бы я мог принести на дело науки, Архивная же наша комиссия переживает тяжёлый финансовый кризис и почти бездействует, я рассчитываю, что если я смогу быть Вам полезен в этом деле, Вы или Археологическое общество не откажите возместить мне те небольшие расходы, кои потребуются на содержание лошади во время поездок.

Конечно, весь собранный материал будет представлен в Ваше распоряжение, и я обязан руководствоваться в этом деле Вашим указаниями.

Если моё предложение найдёте подходящим, покорнейше прошу не отказать в ответе и исхлопотать для меня открытый лист или иной вид, для большей верности в наше тревожное время [7].

В приятном ожидании ответа остаюсь Ваш покорный слуга и желал бы ученик, - священник Константин Карпинский, член Черн.[иговской] Арх.[ивной] Комиссии.

Адрес: Чернигов, с. Рудка.

Летом того же года Константин Карпинский отправился в археологическую экспедицию, и первые её результаты (вместе с нижеприведённом письмом) посылает профессору Дмитрию Самоквасову, а именно рукопись "Козел, Черниговского уезда", в которой перечислены селища, курганы, городища, случайные археологические находки и местные народные легенды на их счёт.

8 июля 1907 г.

Многоуважаемый почтеннейший профессор Дмитрий Яковлевич!

Посылаю на Ваше рассмотрение образец моей работы. Здесь всё описано, что есть в дачах с. Козла интересного в археологическом отношении. Всё это я видел своими очами и исходил своими стопами. Прошу сделать указания на недочёты и недосмотры.

Бассейн реки Белоуса мною весь уже обследован, и пока заметки черновые, не приведённые ещё в систему. Стараюсь как можно больше объездить сёл, пока мне свободно. Никогда не ожидал я, что здесь найдётся такая масса неизвестных селищ и городищ. Описание всего, что мной будет осмотрено в текущее лето, предоставлю Вам в октябре-ноябре.

Деньги пока ещё не изъездил все.

Пожалуйста, дайте свой отчёт о посылаемой работе.

С почтением Ваш покорный слуга священник Конст. Карпинский.

Из этого письма видно, что через Дмитрия Самоквасова рудковский священник получил деньги на свою экспедицию.

Проповедь К. Карпинского
Проповедь К. Карпинского

В августе 1908 года в Чернигове состоялся XIV Археологический съезд, сыгравший большую роль в деле изучения истории Южной и Левобережной Украины. Историк Екатерина Литвин [8] пишет: "В период подготовки к археологическому съезду в Чернигове, который был спланированный на август 1908 года, по инициативе епархиального духовенства, возглавляемого правящим архиепископом Антонием (Соколовым), в октябре 1907 года [9] основали Черниговскую церковно-археологическую комиссию [при Черниговском епархиальном древнехранилище], которая в последствие трансформировалась в Черниговское церковно-археологическое общество. Оно стало третьим после Киевского (1872) и Волынского (1893) церковно-краеведческим центром на украинских территориях.

В её состав вошли авторитетные знатоки церковной старины: священники К. Карпинский, А. Ефимов, преподаватели духовной семинарии М. Доброгаев, В. Дроздов и ректор Черниговской духовной семинарии Я. Галахов. Эта незначительная по количеству институция в период подготовки до запланированного форума направляла и координировала церковно-исторические исследования на территории Черниговской епархии. Кроме, того, члены церковно-археологического общества должны были подготовить экспозицию к выставке форума, которая, в свою очередь, должна была продемонстрировать участника съезда и научной общественности памятники местной старины.(...)

В честь XIV археологического съезда, который состоялся в Чернигове, К. Карпинский, М. Доброгаев, Е. Корноухов и Р. Чернецкий систематизировали материалы, помещённые в "Трудах Черниговской губернской архивной комиссии" на протяжении 1838-1918 годов, и опубликовали "Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещённых в "Черниговских губернских ведомостях" за 1838-1906 гг."".

Таким образом, Константин Карпинский был ещё талантливым библиографом.

Неожиданно и странно, что в конце 1908 года Константин Карпинский покинул Черниговщину - объект своих исследований. Можно, предположить, что во время крестьянских волнений частые поездки священника по деревням в поисках археологических памятников вызвало подозрение полиции, открывшей, наверно, на него дело.

Дружиловичская Николаевская церковь. О. Николай Реуцкий.
Дружиловичская Николаевская церковь.
О. Николай Реуцкий.

21 декабря 1908 года [10] Константин Карпинский перемещен к Николаевской церкви села Дружиловичи, Кобринского уезда, Гродненской губернии. Деревянная Свято-Николаевская церковь в этом селе была построена в 1777 году на средства прихожан. В 1905 году в Дружиловичах было 570 жителей.

Жил священник в большом деревянном доме, построенном в 1898 году на средства Святейшего Синода. Дом сохранился до наших дней, сейчас в нём располагается сельская амбулатория и аптека. Рядом с домом находится бывший помещичий парк. Его до сих пор сельчане называют парком Карпинского, что говорит о том, что в Дружиловичах пастырь оставил после себя добрую память.

С 9 января 1909 года священник работал законоучителем Дружиловичского двухклассного народного училища и женской церковно-приходской школы.

Константина Карпинского заботила не только духовная, но и материальная жизнь его прихожан, он много помогал им во время проведения столыпинской земельной реформы. Так, 17 ноября 1910 года епископом Гродненским Михаилом (в миру - Василий Фёдорович Ермаков, 1862-1929) ему выражено одобрение за труды и содействие местной уездной Землеустроительной комиссии в деле расселения крестьян по хуторах.

В том же году Константин Карпинский организовал Дружиловичское кредитное товарищество:

Председателем его правления был учитель Дружиловичского народного училища Тимофей Яковлевич Токарчук.

Члены правления: Кирилл Никитич Наумовец - крестьянин с. Дружиловичи и Семён Игнатьевич Семенчук - крестьянин дер. Трилиски.

Председатель совета: священник Константин Карпинский.

Члены совета: Терентий Иванович Николайчук - крестьянин с. Дружиловичи, Филипп Никифорович Козак - крестьянин дер. Трилиски.

В 1911 году Константин Карпинский организовал Дружиловичское сельскохозяйственное общество и при нём - станцию машинного проката (32 сельскохозяйственные машины), а в 1913 году - кооператив по производству животного масла. Кроме того, в 1912 году в селе было организовано производство черепицы.

Как мы уже отмечали, что в то время Константин Карпинский активно занимался исследованием не только Полесья, но и Черниговщины: печатался в черниговской церковной газете "За веру и жизнь".

Парк Карпинского
Парк Карпинского

14 августа 1915 году, спасаясь от наступления немецких войск, священник с семьёй эвакуировался в Россию, в город Щигры Курской губернии.

21 февраля 1916 года о. Константин Карпинский пошёл в армию: служил военным священником 10-го отдельного дивизиона тяжёлой артиллерии, который с весны 1917 года воевал на Северном фронте. После Октябрьской революции, когда российская армия была развалена, 8 февраля 1918 года священник уволился из неё. 23 марта его назначили настоятелем прихода в селе Насоново Валуйского уезда Воронежской губернии. В России тогда шла Гражданская война, царил голод, холод и террор.

22 сентября 1918 года Константин Карпинский вернулся на Полесье: на предыдущее место службы - в Дружиловичи. 28 ноября 1921 года его назначили законоучителем повшехной школы в Дружиловичах, в 1923 - в деревне Замошье, в 1924 - Березляны, в 1925 - Новолучки, а в 1930 - Щекотск. Старожилы села Дружиловичи вспоминают, что школа у них была семиклассной и располагалась в новом, большом деревянном здании. О. Константин был мягким человеком, ученики шумели на уроках Закона Божия. Для наведения порядка в классе он мог легонько ударить учеников линейкой или книгой.

Дом К. Карпинского
Дом К. Карпинского

И в то время дружиловичский священник занимался сельскохозяйственным просвещением своих прихожан. Летом 1925 года в уездном городе Дрогичин состоялось организационное собрание уездного отделения Сельскохозяйственного общества Полесья, главной целью которого было распространение новейших сельскохозяйственных знаний и технологий, в Совет этого уездного отделения был выбран и Константин Карпинский.

Сам священник жил тогда очень бедно. На его содержании было четыре иждивенца, а арендаторы церковной земли его обманывали, не выплачивали денег.

За заслуги перед православной церковью 14 июня 1926 года епископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) возвел его в сан протоиерея. Константин Карпинский продолжал служить в Дружиловичской церкви и в страшные годы Второй мировой войны, помог пережить своим прихожанам ужасное время.

Умер заслуженный иерей Константин Карпинский в 1947 году в Дружиловичах, где и похоронен возле церкви рядом с женой.

27 октября 1891 года в церкви села Рышково Дмитриевского уезда Курской губернии Константин Карпинский венчался с Еленой Белокозовой (1868-1935), дочерью священника Алексея Белокозова, наверно, этой церкви. В 1935 году в Клировые ведомости церквей Дрогичинского уезда [11] священник записал трёх своих детей, которые жили тогда при нём:

Надгробие К. Карпинского
Надгробие К. Карпинского

1) Филонилла родилась 16 октября 1896 года, наверно, в селе Богоявленска Белица;

2) Владимир родился 13 июля 1903 года в селе Рудка;

3) Антонина родилась 6 августа 1909 года в Дружиловичах.

Как вспоминают старожилы села - у о. Константина было ещё два сына: одного звали Фёдор, а другой, имя которого не помнят, жил в коренной Польше. Так, 17 апреля 1954 года учитель Селищской школы Дрогичинского района Фёдор Константинович Карпинский подарил Брестскому областному краеведческому музею привилеи короля Станислава Понятовского (1782 и 1790 гг.) священнику Петру Котовичу на Черевачицкую церковь, которые сейчас являются гордостью музея. Очень вероятно, что этот учитель, как раз, является сыном о. Константина. Трудно точно сказать, как эти документы попали к Фёдору Карпинскому. Очень вероятно, что привилеи хранились в близком имении Чабаевка у священника Василия Антоновича Котовича - правнука о. Петра. Возможно, что владелец Чабаевки Николай Васильевич Котович после смерти отца, в 1937 году, предчувствуя свой арест чекистами, передал документы дружиловичскому священнику. Однако, более вероятно, что в 1939 году после национализации имения Чабаевки архив и библиотека Котовичей, находившиеся в усадебном доме, были расхищены, а потом кто-то, зная, что Константин Карпинский интересуется историей и стариной, продал или передал ему эти старинные пергаментные документы, а после его смерти привилеи попали в руки сына протоиерея - Фёдора Константиновича Карпинского.

Потомки Константина Карпинского, живущие в Санкт-Петербурге, хранят о нём память: приезжают в Дружиловичи, поставили новые памятники на могилах протоиерея и его жены, подарили церкви его вещи: письма, рукописные проповеди, исповедальную роспись и хозяйственную "амбарную" книгу.

Дружиловичский священник Николай Леонидович Реуцкий прочитав эти проповеди, сказал, что они очень интересные и самостоятельные. При создании проповедей протоиерей использовал цитаты из произведений классиков русской литературы, например "Бесов" Фёдора Достоевского. Причём эти цитаты он записывал по памяти, поэтому они в точности не совпадали с первоисточником. Интересно, что соседнее село Достоево является колыбелью рода Достоевских.

Будем надеяться, что петербургские и пинские потомки протоиерея Константина Карпинского отзовутся, и мы узнаем новые детали об его жизни.

Примечания

  1. Сапон В. Рудківські старожитності // Наш край. - 1993. - 7 січ. - С. 5-6; Костянтин Карпинський // Літературний Чернігів. - 1994. - № 5. - С. 105-109.
  2. Литвин К. Внесок Констянтина Карпинського в краєзнавчі дослідження Чернігівщини (кінець ХІХ - початок ХХ століття) // Матеріали до української етнології. - 2013. - Вип. 12. - С. 58-63.
  3. На его могильном памятнике указан 1865 г. Архивным документам больше доверия.
  4. Карпинский К. О крестовых попах в Малороссийских епархиях // Вера и Жизнь. - 1913. - № 11. - С. 58.
  5. Сапон В. Рудківські старожитності // Наш край. - 1993. - 7 січ. - С. 5.
  6. Пётр Михайлович Добровольский (1871-1910) - археолог, правитель Черниговской губернской архивной комиссии.
  7. В то время в Черниговской губернии происходили крестьянские волнения - захваты чужих земель, погромы помещичьих усадеб.
  8. Литвин К. Внесок Констянтина Карпинського в краєзнавчі дослідження Чернігівщини (кінець ХІХ - початок ХХ століття) // Матеріали до української етнології. - 2013. - Вип. 12. - С. 62.
  9. Эта комиссия, наверно, создана раньше, так как о. К. Карпинский стал её членом 3.08.1907 г.
  10. Эта дата в архивном документе (ГАБО. - Ф. 2059. - Оп. 1. - Д. 3096), а в "Памятной книжке Гродненской губернии" за 1908-1909 гг. настоятелем Дружиловичской церкви указан Михаил Будиллович, который был ещё и благочинным. Возможно, что Карпинский был вторым священником в помощь благочинному.
  11. ГАБО. - Ф. 2059. - Оп. 1. - Д. 3096.

Мемориальная доска
Мемориальная доска




Данная статья подтолкнула черниговских краеведов Андрея Курданова и Владимира Сапона добиться того, чтобы меньше чем через полгода на фасаде Георгиевской церкви в с. Рудка появилась мемориальная доска.

На галоўную старонку