На галоўную старонку
 


А. Ильин

ЧЕРЕВАЧИЦКИЕ КОТОВИЧИ – СВЯЩЕННИКИ,
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСТО ЛЮДИ

Глава XXV. Священник Иоанн Петрович Котович.

Старший сын протоиерея Петра Васильевича Котовича умер в довольно молодом возрасте, но заслужил такое уважение окружающих его людей, что в одной и той же газете "Гродненские Епархиальные Ведомости" (1905, № 24-25 и № 30) были опубликованы две статьи, посвящённые памяти священника Иоанна Петровича Котовича (1869-1905). Приведём первую из них.

Памяти священника Церковникской церкви, Брестскаго уѣзда, о. Iоанна Котовича.

1 мая 1905 года скончался священникъ Церковникской церкви, Брестскаго уѣзда, Іоаннъ Котовичъ на 36 году жизни и на 12 году священства.

Покойный - сынъ протоіерея Васильковской церкви, Сокольскаго у. - По окончаніи курса наукъ въ Литовской духовной семинаріи студентомъ въ 1890 г., въ томъ же году былъ назначенъ псаломщикомъ къ Ново-Березовской церкви, Бѣльск. у. Прослужа нѣкоторое время псаломщикомъ - онъ въ 1892 г. былъ рукоположенъ приснопямятнымъ архіепископомъ Донатомъ во священники къ Дмитровичской церкви, Брестск. у. Въ Дмитровичахъ безмездно состоялъ законоучителемъ Рожковскаго народнаго училища. Въ 1896 г. по прошенію перемѣщенъ къ Пречистенской церкви г. Пружанъ вторымъ священникомъ. Вотъ тутъ то много потрудился о. Іоаннъ въ школьномъ дѣлѣ!... Энергичная дѣятельность его была скоро замѣчена епархіальнымъ начальствомъ и онъ былъ утвержденъ въ 1897 г. членомъ Пружанск. Уѣздн. Отдѣленія Училищ. Совѣта, въ 1898/9 г. состоялъ законоучителемъ Яковичской церковно-прих. школы. 1899 г. награжденъ былъ набедренникомъ. Осенью 1899 г. назначенъ завѣдующимъ втоклас. Пруж. школой. Все свое время пребыванiя въ Пружанахъ покойный батюшка неустанно трудился на пользу народа; но вскорѣ здоровье о. Іоанна стало ухудшаться и онъ въ 1900 г. рѣшилъ перевестись изъ города въ село Церковники, Брестскаго уѣзда. По прибытіи своемъ въ Церковники о. Іоаннъ снова ревностно занялся любимымъ дѣломъ народнаго просвѣщенія. Въ 1900 году о. Іоаннъ былъ назначенъ законоуч. Церковникскаго нар. училища. Его заботами организовался церковный хоръ, существующiй и понынѣ; храмъ украсился кіотами, хоругвями, ризами и др. священными вещами на мѣстныя пожертвованія прихожанъ; церковныя суммы, умѣлымъ пользованiемъ ихъ - значительно увеличились. (О. Iоаннъ былъ очень бережливъ въ израсходованiи церковныхъ денегъ).

Бывало скажешь: "батюшка можетъ быть къ празднику дадите изъ церковныхъ денегь пѣвчнмъ на чай"? - о. Iоаннъ никогда бывало не откажетъ, но смотришь - церковныя деньги остались цѣлы, а пѣвчіе получили ихъ изъ лич. кармана, т. е. соб. средствъ батюшки... У него была завѣтная мечта собирать деньги, чтобы впослѣдствiи, слѣдуя его примѣру, преемники могли соорудить на мѣсто деревянной каменную церковь. Усопшій о. Iоаннъ въ 1903 г. былъ награжденъ скуфьею. Гдѣ бы почившій при жизни ни былъ, въ церкви ли, или въ приходѣ, онъ всегда старался наставлять всѣхъ законамъ вѣры, братской любви, нравственности и вообще подавать добрые совѣты, за это сдѣлался онъ любимымъ человѣкомъ и пастыремъ своихъ пасомыхъ. Ко всѣмъ одинаково ласковый, готовый всегда придти на помощь нуждающемуся (онъ готовъ былъ неимущему отдать послѣднее). о. Іоаннъ оставилъ среди всѣхъ свѣтлую по себѣ память. Въ заключеніе еще нужно сказать, что о. Іоаннъ былъ въ душѣ русскій человѣкъ, съ искреннимъ участіемъ относился ко всему тому, что способствовало укоренению добрыхъ русскихъ началъ въ приходѣ и скорбѣлъ и негодовалъ, когда забывались и ослаблялись въ немъ русскіе интересы. Въ лицѣ о. Іоанна прихожане лишились евангел. пастыря: " Полагающаго свою душу за овцы своя", а всѣ знавшіе его - лучшаго друга и совѣтника.

Миръ праху твоему, служитель алтаря Божiя и другъ человѣчества!

Народный Учитель.

К этой статье добавим, что Иоанн Петрович Котович родился 31 июля 1869 года в селе Вежки Пружанского уезда, где служил его отец. Окончил Литовскую духовную семинарию в 1890 году, а 22 ноября 1892 года он был рукоположен во священника Дмитровичской церкви Брестского уезда. Деревянная Спасо-Преображенская церковь в селе возле Беловежской пущи была построена в 1786 году старанием местного священника Феодора Будиловича и прихожан. По всероссийской переписи 1897 года в Дмитровичах было 74 двора, 498 жителей, народное училище, хлебозапасный магазин (склад), корчма.

Иван Петрович Котович (1890).
Иван Петрович Котович (1890).

Историк Николай Извеков1 дал такое описание прихода: "Дмитровичский - Каменецкого благочиния. Церковь утварью достаточна. Причта: 2 священника и 2 псаломщика. Земли 118 десятин, "которая едва довольствует на прокормление причта, по своему плохому качеству". Причтовые помещения имеются. Дворов 595. Прихожан муж. пола 2383 и женского - 2208".

С 1896 года отец Иоанн служил в небольшом уездном городке Пружаны. По всероссийской переписи 1897 года в городе было 769 домов, 7633 жителя (из них 43,4%), 14 малых предприятия, уездное училище и двухклассная церковно-приходская школа, которой заведовал иерей. Он служил вторым священником каменной Пречистенской церкви, построенной в 1882 году на средства правительства и прихожан. Настоятелем храма с 1894 года был уважаемый протоиерей Пётр Дедевич (1864-после 1938), вскоре ставший членом Гродненской духовной консистории.

Самое продолжительное время отец Иоанн Котович священствовал в селе Церковники Брест-Литовского уезда. В трёх верстах от этого села (ныне Заречаны, Каменецкий район, Брестской области) находилось дворянское имение Шостаково, которым владел генерал-инженер Семён Васильевич Стеллецкий (1845-1903). Два его сына стали известными людьми: генерал Борис Семёнович Стеллецкий (1872-1939) - украинский и русский военный деятель, редактор журнала "Военно-исторический вестник" и военный историк, начальника штаба гетмана Павла Скоропадского; Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947) - выдающийся русский художник, иконописец, керамист, книжный график и скульптор, член знаменитых художественных объединений: "Мир искусства" и "Союз русских художников". Возможно, что отец Иоанн в Церковниках встречался с указанными сыновьями владельцев имения Шостаково. Сразу после Великой Отечественной войны в Церковникской церкви было много высокохудожественных икон. Одна икона Богоматери, по местному преданию, была написана выдающимся русским художником Виктором Васнецовым. Можно предположить, что эта икона (возможно, и другие) была написана Дмитрием Стеллецким.

Отметим, что генерал Семён Стеллецкий и его жена Софья Васильевна выделяли значительно суммы денег на благоустройство Свято-Успенской церкви в Церковниках. Возможно, что художник Дмитрий Стеллецкий писал иконы для церкви по заказу отца.

В конце мая 1904 года в Гродно состоялся съезд духовенства Гродненской епархии. На нём выступил Иоанн Петрович Котович с резкой критикой низкого качества свечей, изготавливаемых на Гродненском свечном заводе, а также - ненатуральности красного вина для причастия, поставляемого крымской фирмой светлейшего князя Константина Горчакова2 (согласно резолюции епископа Иоакима) церквям Гродненской епархии. Отметим, свечной завод - это детище епископа Гродненского Иоакима (Левицкого). Выступление отца Иоанна можно рассматривать как выпад лично против бывшего гродненского владыки Иоакима, как отголосок войны между родом священников Котовичей и епископом Иоакимом. Новые церковные власти, естественно, стали защищать честь мундира: вскоре появилась газетная статья священника Михаила Романовского, в которой отвергались все обвинения Иоанна Котовича. Образцы вина были отправлены в химическую лабораторию Киевского университета. Оттуда 16 ноября 1904 года пришёл ответ: анализ крымского сладкого церковного вина №1 из имения Архадерессе светлейшего князя К.А. Горчакова показал, что оно представляет собой чистое натуральное виноградное вино. Возможно, что и эта борьба сказалась на здоровье отца Иоанна.

Иоанн Петрович Котович женился на Анне Яшиной, дочери священника Хорощанской церкви Белостокского уезда Феодора Яшина (1847-1905). Она родилась 20 сентября 1872 года. Супруги имели сына Арсения, который родился 27 марта 1897 года. После смерти мужа Анна Фёдоровна Котович работала учительницей в Белостокской Владимирской церковно-приходской школе. Была кандидатом в члены правления Общества взаимного вспомощенствования учащим и учивших в церковно-приходских школах Гродненской епархии.

Примечания

  1. Извеков Н. Статистическое описание приходов Литовской епархии. - Вильна, 1893. - С. 120, 121.
  2. Светлейший князь Константин Александрович Горчаков (1841-1926) - сын и наследник государственного канцлера Александра Михайловича Горчакова.

На галоўную старонку