На галоўную старонку
 


А. Ильин

ЧЕРЕВАЧИЦКИЕ КОТОВИЧИ – СВЯЩЕННИКИ,
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСТО ЛЮДИ

Глава XLI. Дальнейшая судьба Черевачицкой церкви.

Уже писали, что в 1938 году Иоанн Михаловский на шесть лет вынужден был оставить Черевачицкий приход. Вместо него назначили неординарную личность - протоиерея, настоятеля Пружанского собора Феодора Дмитриюка (1895-1977), которого за антипольскую и прорусскую деятельность власти лишили польского гражданства. Архиепископ Полесский и Пинский Александр отправил протоиерея в сельский приход подальше от глаз польских властей, так как его могли выслать из Польши.

Черевачицкая Пятницкая церковь.
Черевачицкая Пятницкая церковь.

Отец Феодор встретил Великую Отечественную войну в Черевачицах. Как русский патриот, он помогал советским партизанам: у себя в доме держал раненого партизана. В священническом доме часто хранилось оружие партизан, устраивались явки активистов.

В пятистах метрах от села Черевачицы проходит железная дорога Брест-Гомель. Ночью 7 ноября 1943 года (наверно, к празднику Октябрьской революции) советские партизаны подорвали немецкий эшелон в километре от Черевачиц. "Фашисты, которые остались в живых, ворвались в село. Услышав выстрелы, жители, кто в чём был, бросились в лес. Но не все смогли убежать. Каратели расстреляли 56 жителей села, а само село (18 дворов) спалили. Гитлеровцы расстреляли многих членов семьи отца Феодора: жену Марию Ивановну, дочь Галину и её мужа Василия, двух других близких родственниц, тяжело ранена была младшая дочь Раиса, но самого священника не было тогда дома, что и его спасло".1

Всё в Черевачицах напоминало Феодору Дмитриюку о любимой жене и дочери, поэтому он перевёлся в Кобрин на место настоятеля Петропавловской церкви. В будущем отец Феодор принял монашество под именем Флавиан и дослужился до архиепископа Горьковского и Арзамасского. Владыка не забывал про Черевачицы: материально помогал Варваре и Марии Михаловским, которые жили там в страшной нужде.

В конце 1943 года Иоанн Михаловский вернулся на место настоятеля Черевачицкого прихода. На месте села стала пустошь которую люди называли целиной. Это было тяжелейшее время: оставшиеся в живых жители Черевачиц отстраивали спалённые дома, однако они не имели средств для поддержки церкви, которая чудом сохранилась, находясь в стороне от села - за рощей. Уже 19 июня 1945 года была зарегистрирована Черевачицкая религиозная православная община. К этому событию была сделана опись2 церковного имущества:

Опись

церковного имущества Черевачицкой Пятницкой церкви, Кобринского района, Брестской области.

Церковь деревянная, крепкая, покрыта жестью, крестообразная о пяти куполах с крестами, построенная в 1414 году, перестроенная в 1888 году.

Престол один в честь Святой Великомуч. Параскевы. Жертвенник один. В алтаре запрестольная икона Пресвятой Богородицы, запрестольный выносной крест один, выносная икона одна, два выносных фонаря. Иконостас трёх-ярусный со всеми необходимыми иконами. На правом и левом клиросах двухсоставная девичья выносная икона. Посредине церкви при четырёх колоннах в киотах иконы Александра Невского, Евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Среди храма большое двухъярусное паникадило, над амвоном одно, сзади большое одно и над хорами маленькое паникадило. На амвоне пред иконами Спасителя и Божьей Матери два металлических подсвечника и висящие лампады. На правом и левом клиросах пред Великомуч. Параскевы и Божией Материю два металлических подсвечника и две висящие лампады. Находятся лампады пред иконами в колоннах, а также в алтаре пред запрестольной иконой. Одна пара голубых полотняных хоругвей и одна пара полотняных коричневых. Икона Святителя Николая, обновившаяся у кр. д. Перки Степана Качанко, перенесённая в церковь 1931 года 26 IX - 9 X в переносном киоте, пред нею стоячий белый металлический подсвечник. На правом и левом клиросах два высоких аналоя в зелёном облачении, употребляемых для чтения Евангелий и проповедей. За левым и правым клиросами два низких аналоя в голубом облачении и посреди церкви большой аналой в сером облачении.

Ризница

Святой Антиминс один, выданный в 1937 году Архиепископом Александром. Евангелие большое в фиолетовом бархате в металлическом переплёте, пожертвованное Протоиереем Иоанном Михаловским. Евангелие среднее в металлическом переплёте с надписью о упокоении Соломеи и Романа, напрестольный крест посеребренный "О здравии Бориса и чад его"3, один крест с эмалевыми иконами, 2 креста жёлтого металла малого размера, один крест небольшой деревянный, чаша, дискос, звёздицкое блюдце, копие, лжица, позолоченные Дарохранительница белого металла со стеклянным колпаком, Мирница белого металла, ковшик для теплоты белого металла с надписью "теплота веры, исполнь духа святого" "1851 года". Ковшик жёлтого металла. Ковшик белого металла, пожертвованный А. П. Михаловским, блюдо для просфор металлическое четырёхугольное, два кадила, тре(...) пасхальное облачение на престол жёлтой парчи, облачение на жертвенник не полное, двухстороннее. Пелена на престол жёлтая, скатерть-пелена на престол, пожертвенная старостой Милейчиц, пелена на престол и жертвенник зелёная. Полное облачение на престол и жертвенник - жёлтое. Одна риза с епитрахилью голубой парчи, пожертвенная священником К. Свитичем4, две ризы с епитрахильями жёлтой ткани, полное облачение белое. Зелёная риза с епитрахилью своей работы, одни покровцы жёлтые, одни покровцы белые, один подризник белый, один стихарь диаконский белый. Блюдо круглое жёлтое с надписью "Да будет благо всякое деяние", блюдо круглое белое, пожертвенное А. П. Михаловским. Сосуд для благословения хлебов белого металла. Водосвятная чаша жёлтой меди с крышкой. Одно ведро для воды красной меди, кувшин для воды эмалированный белый. Крестильная купель жёлтой меди, одно кропило, две пары венцов жёлтых и четыре пары венцов белых, гробница для плащиниц, одна плащиница бархатная старая, и одна плащиница малая полотняная красная, пожертвованная священником К. Свитичем при содействии священника Николая Ивановича Михаловского, одна плащиница малая старая, два свечных ящика, комод в ризнице с шестью большими и восьмью малыми ящиками. Комод с тремя ящиками. Книжный шкаф, на клиросе с движущимся верхом и с необходимыми для богослужения книгами. Колокол медный в 232 ½ килограмма. Семисвечник белого металла стоит за престолом. Красный тяжёлый ковёр. Плюшевый ковёр в цветы и два ясеневых кресла. Ковёр этот и кресла пожертвованы священником Павлом Павловичем Михаловским. Два табурета, большая складная лестница крашенная, 1 белая малая.

Настоятель Черевачицкой церкви Протоиерей Иоанн Михаловский

Церковный староста Гавриил Радчук

Василий Радчук, Мария Серветник, Варвара Михаловская, Михаил Глинский, Мигура Остап, Глинская Александра, Зиновий Мигура и др.

Позже была сделана опись5 и кладбищенской церкви:

Опись

церковному имуществу Черевачицкой кладбищенской церкви, Кобринско-Антопольского благочиния.

Церковь деревянная, покрыта гонтами, крепкая, построенная в 1851 году. Престол один в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Алтаре запрестольная икона Крещения Господня. С правой стороны от неё икона Спасителя, с левой - икона Богородица, Жертвенник. Пред Жертвенником большая икона Спасителя в терновом венце. Деревянный выносной крест и икона. Одноярусный иконостас с правой стороны на клиросе икона Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой икона Святой Тройцы, Четыре подсвечника белой окраски. Аналой высокий для чтения, аналой малый посреди церкви, на котором икона Крестителя и крест металлический. Три креста деревянные, употребляемые при выносе покойников. Чёрные крашенные носилки. Правая и левая стены церкви увешаны 10 металлическими венками Протоиерею Павлу и Иустине Михаловским и попечителю Трофиму Волосюку.

При Богослужении церковь пользуется книгами и утварью Черевачицкой приходской церкви.

Настоятель
Протоиерей Иоанн Михаловской
Церковный староста
Глинский М.
Казначей
Василий Радчук

М. Серветник, Глинский Василий

В феврале 1952 года 80-летнего протоиерея Иоанна Михаловского сменил священник Зёловской церкви Георгий Платонович Люлькович (1906-1982?), который прослужил всего три месяца. Потом начался настоящий калейдоскоп смен иереев, так как Иоанн Михаловский жил в собственном доме, а в небольшом селе трудно было найти дом для священника, и пастыри жили в нечеловеческих условиях - в деревянной церковной колокольне. В апреле 1952 года настоятелем стал священник Ружанской церкви Михаил Николаевич Романюк (1914-?), его вскоре сменил Николай Михайлович Черняковский (1905-?). Чтобы прекратилась чехарда со священниками, церковный староста Р.Г. Букхало, без разрешения уполномоченного по делам Русской православной церкви, за церковные суммы купил дом для приходских нужд и оформил на своё имя. 24 июля 1952 года Николай Черняковский обратился к властям с ходатайством об оформлении этого дома на приход, ему в этом было отказано. Поэтому священник уехал. Его сменил Игорь Петрович Балабушевич (1923-?), которого в декабре 1952 года арестовали чекисты. На его место прибыл протоиерей Владимир Верниковский (1875-?), а 3 февраля 1953 года настоятелем стал священник Альбертинской церкви Иосиф Федорович Барановский (1893-?). В 1954 году церковный староста Волосюк и настоятель приобрели и поставили на погосте возле церкви домик под квартиру священника. После этого чехарда со священниками прекратилась.

В 1954 году без постановления Кобринского райисполкома была закрыта Черевачицкая церковь, а церковную утварь вывезли в Кобрин.

Решение

исполкома Кобринского Райсовета депутатов трудящихся от 28 сентября 1954 года № 633 гор. Кобрин

О расторжении договора пользования зданиями с Череватичской церковной общиной

Заслушав и обсудив информацию заведующего Райфо тов. Хоухлянцева о расторжении договора пользования зданиями с Череватичской церковной общиной и объяснение по этому поводу председателя церковного совета Череватичской церкви гр-на Барановского, исполком Кобринского Райсовета депутатов трудящихся отмечает, Череватичская церковная община на протяжении ряда лет не уплачивает налога со строений и земельной ренты, в результате чего образовалась недоимка налога со строений 830 руб. и земельной ренты 852 руб. 62 коп. От уплаты вышеуказанной задолженности по налогам церковная община отказывается, что является нарушением пункта 4 типового договора, заключенного с исполкомом Кобринского Райсовета депутатов трудящихся в 1945 году.

В соответствии с пунктом 9 договора, исполком Кобринского Райсовета депутатов трудящихся

Решил:

  • Типовой договор о передаче в пользование церковных зданий Череватичской церкви расторгнуть.
  • Молитвенные здания передать безвозмездно на баланс Батчинскому сельсовету.
  • Просить исполком Брестского областного Совета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение.

Зам. председателя исполкома Кобринского Райсовета
(П. Сидорук)
Секретарь исполкома Кобринского Райсовета
(Кирикович) 6

Это решение исполкома Кобринского Райсовета противоречило даже советским законам. Настоятель Иосиф Барановский и прихожане подняли шум, указывая на явное беззаконие. Нарушение закона отметил даже Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министра СССР по Брестской области:

Секретно
экз. № 3
Совет по делам русской православной церкви при
Совете Министров Союза ССР
тов. Карпову Г.Г.

Копия: Уполномоченному Совета по делам русской
православной церкви при Совете Министров Союза ССР
по Белоруссии тов. Семёнову Г.И.


Информационная записка
о нарушении Постановления СНК СССР от 1 декабря 1944 года
№ 1643-486-а п. "1" в Кобринском районе, Брестской области.

Кобринским райисполкомом по инициативе заведующего районным финансовым отделом тов. Хоухлянцева, который ссылается на циркулярное письмо зам. зав. Облфинотдела тов. Андреева, 28 сентября 1954 года было принято решение "О расторжении договора пользования зданиями с Череватичской церковной общиной за нарушение п. "4" типового договора от 1945 года, выразившегося в значительной недоимке за общиной по земельной ренте и налогу со строений. В этом же решении записано о передаче молитвенных зданий данной общины на "баланс сельсовета" и просьба к Брестскому Облисполкому об утверждении этого решения. (Копия решения райисполкома от 28/IX-54 г. № 633 прилагается). Сумма задолженности Череватичской религиозный общины составила на 1/I - 1954 года:

а) земрента - 552 руб. и пени - 103 руб.
б) налог со строений - 590 руб. - " - - 201 руб.

на 1/Х - 1954 года:

а) земрента - 852 руб. и пени - 259 руб.
б) налог со строений - 830 руб. и пени - 326 руб.

Итого - 1682 руб. и пени - 585 руб.

Следует отметить, что предупреждение по недоимке Кобринским райфинотделом послано было на имя "председателя церковного Совета" свящ. Барановского только 20 сентября 1954 года (№ 06-12) с тем, что "если в течение четырёх дней не будет ликвидирована задолженность общины договор будет расторгнут".

Зав. Райфинотдела тов. Хоухлянцев, не дождавшись утверждения Облисполкомом решения Кобринского райисполкома о расторжении договора с Череватичской религиозной общиной и в нарушение пункта первого Постановления СНК СССР от 1 декабря 1944 года № 643 11 октября с. г., совместно с налоговым инспектором тов. Демченком и председателем сельсовета тов. Чируном выехал в д. Череватичи, вручил свящ. Барановскому копию решения райисполкома о расторжении договора, забрал от церкви ключи, составил акт передачи здания церкви и культового имущества на "баланс сельсовета", изъял в "фонд государства", за недоимку земренты и налога со строений из алтаря церкви - два евангелия в серебряной и медной оправе, серебряный напрестольный крест, чашу и блюдо - "дискос". Потом церковь запечатал и ключи передал сельсовету. (Так, сказать "внёс свой вклад в дело антирелигиозной борьбы", но этот "вклад" очень похож на народную поговорку, что "пошли дурака в церковь богу молиться, так он себе лоб расшибёт").

Всё это было оформлено актами, один экземпляр которых оставлен священнику церкви Барановскому, который в единственном числе присутствовал при этой "процедуре" как представитель от общины верующих. Ни членов церковного Совета, ни ревизионной комиссии при этом не было.

Изъятые из церкви предметы религиозного культа - чашу, крест, блюдо- "дискос" и металлическую оправу зав. райбюро рассчитывал сдать в госбанк. Но зав. Облфинотделом тов. Беляков предложил тов. Хоухлянцеву оставить эти предметы на временное хранение в райисполкоме, где они и были мною обнаружены 18 октября 1954 года.

Сигналы о закрытии в Череватичах церкви и изъятии культового имущества ко мне поступили только 16 октября по телефону от секретаря архиепископа по области, Брестского благочиния свящ. Реента Ильи и из Минска от тов. Семёнова. Из Кобрина, Облфинотдела и даже свящ. Барановский, который 6 октября с. г. был у меня на приёме по поводу жилого дома, построенного общиной, о решении Кобринского Райисполкома никто не говорил и финорганы свои действия по отношению к церкви со мной не согласовали.

По получении сигналов о закрытии Череватичской церкви якобы по решению Кобринского райисполкома 18 октября 1954 года я разыскал в аппарате Облисполкома это решение и по выяснению через телефон у председателя Кобринского райисполкома тов. Коменданта С.А. (который только что возвратился из отпуска) обстоятельства дела с закрытием церкви лично доложил зам. председателя Облисполкома тов. Криштофовича М.Е. Товарищ Криштофович, проинформировав об этом секретаря обкома КПБ тов. Луцкина В.К., предложил мне немедленно выехать в Кобрин и Череватичи, проверить и разобраться с делом по существу на месте, что было мною и сделано. С моим приездом в г. Кобрин 18 октября с. г. председатель райисполкома тов. Комендант, вызвал к себе в кабинет зав. Райфо тов. Хоухлянцева и предложил немедленно командировать в Череватичи работника райфо отвезти предметы культа и открыть церковь. В моём присутствии ст. инспектор райфо тов. Костенков совместно с председателем сельсовета тов. Чируном все изъятые предметы религиозного культа и ключи от церкви возвратили священнику Барановскому под расписку, печать с дверей церкви снята, а копия решения райисполкома о расторжении договора и акты на изъятые предметы культа и передачи здания церкви и культового имущества на "баланс сельсовета" от свящ. Барановского изъяты обратно и доставлены мною тов. Криштофовичу. Во вторник 19 октября председатель Кобринского райисполкома тов. Комендант сообщил в Облисполком о том, что решение райисполкома от 28/IX - 54 года № 633 отменено, а на зав. Райфо тов. Хоухлянцева "за самоуправство" наложено административное взыскание - строгий выговор.

От верующих общины жалобы и заявления по поводу закрытия церкви в с. Череватичах ко мне не поступало.

Решение Кобринского райисполкома о расторжении договора с общиной 28 сентября с. г. выносилось под руководством зам. председателя райисполкома тов. Сидорук Парасковьи Семёновны. На этом заседании присутствовали - второй секретарь РК КПБ тов. Касьянов и райпрокурор.

Череватичская религиозная община оформлена регистрацией 19 июня 1945 года, регистрационное дело № 50. По некоторым сведениям возникновение её относится к началу XIV века, первый храм построен был в 1414 году, и перестраивался в 1888 году. Кроме приходской церкви имеется ещё на расстоянии 200-300 метров кладбищенская старая церковка, используемая для отпевания умерших и заупокойных служб. От районного центра г. Кобрина - расстояние 10 клм. В составе "двадцатки" представители верующих из шести населённых пунктов. Приходская церковь не имеет около себя компактного населённого пункта, т. к. д. Череватичи расселена была по хуторам, находится около р. Мухавец как-бы на острове, окаймляемом ручьём, на котором мосты разобраны и подъезд к церкви затруднительный. Посещаемость церкви значительной бывает в дни т.н. "больших православных праздников" и в день престола 10 ноября "Параскевы-Пятницы". В обычные же дни церковь пустует. Доходность церкви незначительная. Так, например: на 23/II - 1952 года в кассе наличными было - 140 руб., за церковным старостой для закупки свечей - 380 руб. и свечей - на 1320 руб., а всего - 1840 руб. На 15/II - 1953 года:

а) в кассе наличными - 224 руб.

б) свечей на - 1705 руб.

Всего: - 1929 руб.

Примечание: Данные взяты из актов передачи.

В этом году священник Барановский и церковный староста Волосюк Сергей приобрели и поставили на церковном погосте домик под квартиру священника и есть разговоры, что "совсем опустошили церковную кассу", а также оказались недоимщиками по земренте и налогу со строений. С февраля 1952 года в этой церкви за год сменилось три священника. Причиной сменяемости было отсутствие жилищных условий, так как уволенный по старости свящ. Михаловский Иван Павлович, священствовавший в Череватичском приходе по "наследству" с 1911 года жил в своём доме, а причтовых построек не было.

В заключение следует отметить, что такие незаконные методы закрытия церкви по Брестской области районными финансовыми работниками и в обход Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по области настраивают руководители областного финансового отдела - зав. отделом тов. Беляков и его заместитель тов. Андреев. Факт этот подтверждается следующим: 20 октября с. г. я обратился по телефону к зам. Облфинотдела тов. Белякову в порядке п. "8" инструкции Совета - с просьбой дать мне копию циркулярного письма Облфинотдела от 18/IX - 1954 года за № 06-67; 5078, подписанного зам. Облфо тов. Андреевым с указанием расторжения договоров с религиозными общинами на церковные здания и культовое имущество как репрессии за недоимки общин. Товарищ Беляков категорически отказался выдать копию этого циркуляра и при этом заявил, что "наше общее дело во чтобы то ни стало закрыть церкви". Если к этому вспомнить 1948-1950 гг. методы финансовых органов области налогового обложения духовенства и др. служителей культа, судебные процессы за недоимки с духовенством, то связь между последним фактов закрытия церкви в Кобринском районе тов. Хоухлянцевым и "теорией" борьбы с религиозными пережитками тов. Белякова имеется полная.

О такой "установке" борьбы с религиозными предрассудками со стороны заведующего Брестским областным финансовым отделом тов. Беляковым я 20 октября информировал лично председателя Облисполкома тов. Мачульского Р. Н. и секретаря Обкома КПБ тов. Луцкина В.К.

Уполномоченный Совета
по делам русской православной церкви
при Совете Министра СССР
по Брестской области
22 октября 1954
(Авласенко) 7

В результате районным властям пришлось пойти на попятную - открыть церковь.

Уполномоченный по делам Русской православной церкви отмечал, что священник Иосиф Барановский проводит активную церковную деятельность не только в стенах церкви, но использует всякие возможности для своей деятельности и вне стен церкви - на кладбищах, домах и т. д. Наверно, такая активная деятельность пастыря не нравилась властям, и его убрали из прихода.

6 июня 1956 года назначили нового священника Константина Сороко (1913-?), который оказался ещё более активным пастырем, чем отец Иосиф Барановский. В документе, датированном 18 ноября 1958 года, читаем:

Священник Черевачицкой церкви Сороко К.М. (45 лет) по своей деятельности характеризуется как "агрессивный" поп. Держит связь с местной молодёжью старших классов и колхозниками. Посещает вечеринки; сам играет на гармони, организовал струнный оркестр из молодёжи (а где не выяснено). Комсомолку, передовую доярку колхоза, избранную делегатом на районную конференцию комсомола, повенчал бесплатно, передав об этом ей через церковного старосту. Привлекая молодёжь к помощи церкви по сбору средств на ремонт церковного здания, говоря - что это, важное дело в международной политике, т. к. церковь расположена вблизи от международной магистрали, и есть указание властей привести церковь в надлежащий порядок.

Секретарь Р.К. ЛКСМБ 19/11 - 1958 г. в беседе со мной рассказал, что Черевачицкий священник Сороко обвенчал бесплатно 3-х комсомолок. Одна комсомолка из д. Пески помогала собирать деньги на ремонт церкви. Вовлекает молодёжь, особенно девушек, в церковный хор с обещанием платить за каждую службу по 25-50 рублей и хорошо научить их пению.8

Советские власти не простили Константину Сороко такой активной деятельности и заставили его в середине 1959 года выехать за пределы Брестской области. Наступление на Черевачицкий приход продолжалось. В 1960 году сняли с учёта кладбищенскую церковь.

Заключение
на предмет снятия с учета действующей приписной церкви
в селе Черевачицы, Кобринского района, Брестской области.

Кладбищенская Черевачицкая часовня, находящаяся в селе Черевачицы, Кобринского района является приписной к приходской церкви, расположенной в этом же селе. Здание часовни деревянное, построенное в 1851 году, размером 30 кв. метров.

Ввиду того, что указанная часовня находится от приходской церкви на расстоянии полукилометра, церковные службы в ней не проводятся, изредка часовня используется для отпевания умерших. Здание часовни находится в запущенном состоянии, крыша прогнила и протекает, в силу чего в отдельных местах потолок прогнил. Религиозная община к часовне не проявляет внимания, средства для ремонта здания у общины нет. По заявлению настоятеля Черевачицкой приходской церкви прихожане не проявляют интереса к часовне, ссылаясь на близость основной церкви.

Исходя из вышеизложенного, прошу Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР дать санкцию на снятие Черевачицкой приписной часовни (учётная карточка № 174) с учёта действующих.

Уполномоченный Совета по делам
русской православной церкви
при Совете Министров СССР
по Брестской области
16.6.60 г.9
Г. Румянцев

С 1961 года в Черевачицкой Пятницкой церкви богослужения уже не проводились. В ноябре 1962 года власти снова попытались снять с регистрации приходской храм.

ноябрь 1962 г.

Заключение
о снятии с учёта действующих приходской церкви
в дер. Черевачицы Кобринского района, Брестской области

Здание приходской церкви в дер. Черевачицы построено в 1888 году, деревянное, площадь 220 кв. метров. На учёте памятников архитектуры не состоит.

В период действия церкви религиозная община была неактивной, о чём свидетельствуют следующие данные.

В 1960 году денежные доходы составили всего лишь 95 рублей, а религиозные обряды за это время следующие:

крещено 9 человек, похороны - 5 чел.

На протяжении полутора лет в вышеуказанной церкви священника нет, и службы не производятся. Исполнительный орган Черевачицкой религиозной общины распался, община также распалась, а верующие данной общины посещают приходские церкви в дер. Крупчицы Кобринского района и в городе Кобрине.

Исполнительный комитет Кобринского районного Совета депутатов трудящихся возбудил ходатайство о снятии с учёта действующих вышеуказанной приходской церкви.

Со своей стороны, считаю решение Кобринского райисполкома по данному вопросу обоснованным и прошу Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР снять с учёта действующих приходскую церковь в дер. Черевачицы, а религиозную общину - с регистрации, как прекратившую свою деятельность.

Здание церкви в дер. Черевачицы переоборудовать под культпросветучреждение.

Уполномоченный совета по делам
русской православной церкви
при Совете Министров СССР
по Брестской области
А. Иванов 10

Только 20 апреля 1965 года Брестский областной совет депутатов трудящихся принял окончательное решение о снятии с регистрации Черевачицкой церкви и обустройстве там клуба.

Брестский областной совет депутатов трудящихся Исполнительный Комитет

Решение

20 апреля 1965 г.
№ 247
гор. Брест
О снятии с регистрации религиозного
общества русской православной церкви
в дер. Черевачицы Кобринского района.

Рассмотрев ходатайство Кобринского райисполкома о снятии с регистрации религиозного общества в дер. Черевачицы по согласованию с Советом по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, исполнительный комитет Брестского областного Совета трудящихся

Решил:

1. Снять с регистрации религиозное общество русской православной церкви в дер. Черевачицы Кобринского района как прекратившее свою деятельность.

2. Разрешить исполкому Кобринского районного Совета депутатов трудящихся здание церкви переоборудовать под клуб.

Зам. Председателя исполкома
Брестского областного Совета
депутатов трудящихся
Ф. Ромма
Секретарь исполкома
Брестского областного Совета
депутатов трудящихся 11
А. Ярошенко

Однако красивое и высокое здание Черевачицкой церкви мозолило глаза местным властям, её купола были видны с международного шоссе Варшава-Москва. Это решило его судьбу: в 1972 году, перед Пасхой, церковь сгорела. Местные жители уверены, что храм спалили по приказу властей. Мария Серветник вспоминала, что в то время её мать тяжело болела, и к ним на автомобиле приехал доктор. "Мы сидели по бокам стола, шофёр посредине. Вдруг он вскрикнул: "Церковь горит!", и сейчас холод проходит. Я перепугалась за церковь и за мамочку больную - с высокой температурой. Врач встревожился, скорее уезжать, уже было раз такое, еле выкарабкался, скажут, что я поджёг, уехали, но шофёр довёз только к себе, пока нашёлся ученик, что завёз, у него не было бензину. А я мечусь, завешиваю окна ватными одеялами, бегаю каждую минуту во двор, молюсь.

- Ложись детка, и я бы спокойно заснула. Что ты всё бегаешь? Животик болит? Возьми горшочек, простудишься, о такая буря. Мороз.

Действительно, ветер пронизывал, я всё наблюдала, пламя огромное, мы, как на ладони. Аисты улетели. Что делать? Мамочку выносить куда? Простудится? Да и силы ли хватит? Куда? Куда? В хлев пока, там мокро. Загорелась колокольня, ветер был между нами и колокольней. Тут не горит земля, оселица возле кладбища горит хозяйство. Прибежал человек.

- Чи вы спите? Що робиться?

- Не ложились. Мама больна.

- Горит Жучиха! Бегите тоже, спят, а вы?

(...) Запах гари, тракторов, их несколько. Забыли птиц закрыть, люди чужие... Я страшно испугалась за маму, горе такое, церковь любимая, чудесный колокол упал, побился, перегорел".

Сейчас на месте сгоревшей церкви находятся лишь древние надгробия священников Котовичей и ямы, выкопанные чёрными копателями.

30 апреля 1992 года Преосвященнейший Константин (Хомич), архиепископ Брестский и Кобринский, освятил закладку новой каменной церкви возле кладбища. С помощью местных сельскохозяйственных предприятий, добровольных взносов прихожан и трудовых коллективов храм был построен через три года. Освятил церковь 10 ноября 1995 года Высокопреовященнейший Филарет (Варфоломеев), Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Храм освящен в честь апостола Иоанна Богослова. В нём служит священник Александр Кондратюк, по инициативе которого приведено в порядок кладбище, в частности могилы представителей рода Котовичей.

Примечания

  1. Marczuk N. Podlasiak: prawosławny arcybiskup Fławian // Podlaski kwartalnik kulturalny. - 2010. - № 2. - S. 23.
  2. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 114-115.
  3. Крест подарен императрицей Марией Александровной.
  4. Каллиник Кондратьевич Свитич (1858-1928) - священник Габской церкви Вилейского уезда Виленской губернии, отец церковного историка и публициста Александра Свитича (1890-1963), который был учителем пения Николая Ивановича Михаловского в Виленской духовной семинарии.
  5. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 160.
  6. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 2. - Д. 16. - Л. 61.
  7. Там же. - Л. 56-59.
  8. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 2. - Д. 24. - Л. 61.
  9. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 4. - Д. 11. - Л. 9.
  10. Там же. - Л. 86.
  11. Там же. - Л. 39.

На галоўную старонку