На галоўную старонку
 


А. Ильин

ЧЕРЕВАЧИЦКИЕ КОТОВИЧИ – СВЯЩЕННИКИ,
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСТО ЛЮДИ

Глава XLII. Ещё три ветви рода православных священнослужителей Котовичей.

Мы рассмотрели две ветви рода православных священников Котовичей - черевачицкую и волчинскую. Рассмотрим ещё три ветви, которые условно назовём наревская, могилёвская и пасынковская.

Наревская ветвь

Небольшой городок Нарев находился в Бельском уезде Гродненской губернии (теперь деревня в Белостокском воеводстве Польши). В начале XIX века в Наревской греко-католической церкви служили два брата: органист Каспер Семёнович Котович (1782-1854) и дьяк Даниил Семёнович Котович (1788-?). Возможно, что их отец Семён Котович был родственником черевачицких священников. Отметим, что в 1810 году какой-то Семён Котович был учителем истории и географии в Жировицком училище отцов-базилиан в Слонимском уезде.

Городок Нарев находился где-то в 80 верстах от Черевачиц. О наревском дьяке Данииле Котовиче нам известно только то, что был женат на Агафье и имел сына. Венедикт Данилович Котович родился в 1817 году в Нареве. В 1838 году окончил Супральское духовное училище и стал служить псаломщиком Наревской церкви, а с 5 декабря 1843 года - Бельской Свято-Николаевской соборной церкви в Гродненской губернии, в этой должности он находился ещё в 1885 году. Его сын Иван Венедиктович Котович в 80-90-е годы XIX века был учителем церковно-приходского училища в местечке Изабелин Волковысского уезда. В 1898 году он подарил две суконные хоругви в Изабелинскую церковь. Вероятно, сыном учителя был Евгений Иванович Котович, который в 1910 году пожертвовал 100 рублей в Наревскую церковь на Подляшье.

Возможно, сыновьями псаломщика Венедикта Котовича были также: чиновник Брест-Литовской городской почтово-телеграфной конторы (1898) Григорий Венедиктович Котович и православный чиновник Адам Котович, который в 1888 году исполнял в Бельске обязанности секретаря уездного съезда мировых судей.

Каспер Семёнович Котович был вначале органистом, но в православной церкви орган в богослужении не использовался, поэтому после ликвидации унии ему пришлось стать псаломщиком. Есть непроверенная информация, что в конце жизни Каспера Котовича руположили во священника. Был он женат на Евдокии Буржинской (?-1854). Нам известны четыре их сына, которые все родились в Нареве.

Старший сын Григорий Касперович Котович (1802-?) жил в родительском доме в Нареве, работал на земле.

Иосиф Касперович Котович (1807-?) окончил Жировицкое духовное училище. С 1837 года служил псаломщиком, а затем дьячком Езерницкой церкви Слонимского уезда. В 1850 году начал пьянствовать, за что был освобождён от должности и назначен сторожем в Виленское духовное училище, а также его предупредили, что, если продолжит пьянствовать, то будет исключен из духовного звания. 23 ноября 1852 года Иосиф Котович написал письмо митрополиту Литовскому и Виленскому Иосифу (Семашко), в котором назвал себя священническим сыном. 24 января 1853 года митрополит сжалился и назначил его дьяком в Накрышскую церковь в Слонимском уезде. Тогда Иосиф Котович был холостяком. 7 сентября 1883 года он исполнял ещё обязанности псаломщика Накрышской церкови.

Антон Касперович Котович (1816-?) был дьяком Вистичской церкви в Брест-Литовском уезде. Его сын Николай Котович в 1865 году учился Жировицком духовном училище.

Иван Касперович Котович (1819-1850) служил рядовым в Симбирском батальоне Ставропольской инвалидной команды. После его смерти во время армейской службы черевачицкий благочинный, протоиерей Антоний Котович активно искал наследников солдата - братьев Григория, Иосифа и Антона Котовичей, чтобы те получили в наследство 146 рублей. Этот факт, на наш взгляд - ещё одно свидетельство о родственных связях между наревскими и черевачицкими Котовичами.

Наревская ветвь рода Котовичей требует ещё дополнительных исследований.

Могилёвская ветвь

Об этой ветви у нас имеется ещё меньше сведений, чем о наревской. Информация о представителях могилёвской ветви рода Котовичей отрывочна. История появление православных священников в Могилёвской губернии загадочна. Возможно, что они прибыли туда из Подляшья или Полесья. Интересно, что многие могилёвские Котовичи носили фамилию Корчак-Котовичи.

Первым известным нам представителем этой ветви священнического рода был Степан Котович - настоятель церкви в селе Боканов, Чериковского уезда Могилёвской губернии, служивший там в 70-е годы XVIII века.

Панорама Могилёва. XIX в.
Панорама Могилёва. XIX в.

Возможно, что его сыном был Алексей Котович (1774-?), который в 1798 году был рукоположен во священника Дрибинской церкви Чаусского уезда Могилёвской губернии, на следующий год он возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем Мстиславского собора. Известно, что в 20-е годы XIX века протоиерей Алексей Котович преподавал Закон Божий в Мстиславском приходском училище Могилёвской губернии. Древний уездный городок Мстиславль находился на самом востоке Могилёвской губернии. Известен он своей историей (Мстиславским княжеством в эпоху Средневековья) и многочисленными архитектурными памятниками.

9 марта 1840 года священником Мазоловского Успенского женского монастыря был Василий Яковлевич Корчак-Котович. Известно, что он там служил ещё в 1885 году. Этот монастырь основан в 1665 году магнаткой Марианной Суходольской в 12 километрах от старинного городка Мстиславль Могилёвской губернии.

С середины XIX века на Могилёвщине служили три брата-священники Корчак-Котовичи. Наверно, их братом был штабс-капитан Павел Иванович Котович, который в 1869 году служил в Вильне ротным командиром. Вероятно, что сыном офицера был полковник Павел Павлович Котович, во время Первой мировой войны, служивший в 49 артиллерийской бригаде, награждённый Георгиевским оружием. В белой армии адмирала Колчака с июля 1919 года начальник штаба группы 2-й армии.

Алексей Иванович Корчак-Котович был в 1869 году священником Жуковской Преображенской церкви Мстиславского уезда, имел крест и медаль в память Крымской войны 1853-56 гг. и за усмирение польского мятежа 1863-64 гг.

Яков Иванович Корчак-Котович с 26 августа 1864 года был священником Тетеринской церкви Могилёвского уезда. В 1896 году, в связи с коронацией императора Николая II, были произведены массовые награждения. Якова Корчак-Котовича возвели в сан протоиерея.

Василий Иванович Корчак-Котович с 9 мая 1862 года был священником Кутнянской Свято-Николаевской церкви Быховского уезда Могилёвской губернии, в которой он служил почти пятьдесят лет. В 1910 году его в должности настоятеля церкви сменил сын - Алексей Васильевич Корчак-Котович.

Другой сын кутнянского священника Василий Васильевич Котович (1863-?) был судебным чиновником. В 1887 году он окончил Ярославский Демидовский юридический лицей и стал служить в Могилёвском окружном суде, а позднее - в польских городах: Ломжа, Калиш, Плоцк, был членом Варшавского окружного суда. Дослужился до высокого чина - действительного статского советника. Летом 1915 года эвакуировался в Могилёв, где служил в окружном суде. 12 июля 1918 года, приказом главнокомандующего 10-й немецкой армии, генерала от инфантерии фон Фалькенгейма, был Василий Котович назначен председателем апелляционного отделения Минского окружного суда. Женился он на Тамаре Антоновне Василевской (1867-?). Супруги имели двух детей: дочь Ирину Котович (1900-?) и сына Сергея Котовича (1904-?).

Заметим, что к могилёвской ветви рода относится Иоиль Котович (ок. 1777-1846) - архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря с 1813 до середины 30-х годов, при нём монастырь переведён был в первый класс, и там велось оживлённое строительство. Он преподавал Закон Божий для православных студентов Виленского университета. Очень вероятно, что архимандрита Иоля в миру звали Иван Степанович Котович, о котором церковный историк Платон Горючко писал: "Сын священника села Боканов, Чериковского уезда, род. в 1779 г. В январе 1792 г. поступил в Могилевскую семинарию. Будучи в философии, Котович представлен был учителем Яковом Мышковским (от 16 дек. 1799 г.) как надеж. кандидат к учительству по истории и географии. По докладу правления семинарии от 20 марта 1800 г., что учитель Яков Мышковский уже три месяца не преподаёт в семинарии историю и географию, епископ Анастасий определил: "После Пасхи - географии обучать в определённые часы студенту богословия Котовичу; не оставляю от класса богословского". По окончанию двухгодичного богословского класса в июле 1801 г., 30-го числа того же месяца Котович назначен был учителем грамматики, 12 мая 1803 г. - соборный иерей, 2 сентября - учитель синтаксимы, 18 ноября - ключарь собора, 28 декабря - экзаменатор ставленников, 12 июля 1804 г. - присутствующий в консистории. В сентябре 1805 г. о. Котович поступил, по вдовству, в братство Александро-Невской лавры в С.-Петербурге"1. Очевидно, что вышеупомянутые Иоанн и Алексей Котовичи пользовались покровительством известного духовного писателя, архиепископа Могилёвского и Витебского Анастасия (в миру Андрей Семёнович Братановский-Романенко, 1761-1806).

Пасынковская ветвь

Село Пасынки находится в 12 километрах от города Бельск-Подлясский (теперь Польша). Деревянная церковь Рождества Иоанна Крестителя построена в конце XIX века. В 1816 годе её настоятелем был греко-католический священник Иосиф Котович (1776-?). Возможно, что он был дядей псаломщика Якова Григорьевича Котовича (1807-1894), которого можно считать основателем пасынковской линии рода Котовичей. В церковной летописи Пасынковского храма читаем: "Яков Котович начал свою службу в должности "дьяка" при Пасынковской Церкви за десять лет до воссоединения униатов нашей епархии при приснопамятном митрополите Иосифе. В те давние времена, при полном почти отсутствии правильного духовного в Западной России образования и господства в школах и в жизни этой страны католичества и полонизма, греко-униатские приходы весьма нуждались в священниках, умеющих совершать богослужение, а в дьячках, даже плохеньких, был весьма большой недостаток: они были малограмотны, в пении церковном неискусны, а в поведении ещё хуже, забитые нуждою, невежеством и безпразностью. Но не таковым был в то время [Яков Котович]". В 1851 году его перевели на должность псаломщика Старо-Корнинской церкви.

Церковь Рождения Св. Иоанна Крестителя в с. Пасынки.
Церковь Рождения Св. Иоанна Крестителя в с. Пасынки.

Выскажем гипотезу, что Яков Григорьевич Котович был двоюродным братом черевачицкого благочинного Антония Котовича. Возможно, что сыном псаломщика был заштатный священник Иоанн Яковлевич Котович (1836-1918), похороненный в Пензе. Он в 1861 году окончил Литовскую духовную семинарию, и в 1863 году был рукоположен во священника Суражской церкви на Подляшье. Отметим, что его предшественник о. Константин Прокопович 23 мая 1863 года был повешен польскими повстанцами. 19 августа 1879 года о. Иоанн был перемещён в Голомысльскую церковь Дисненского уезда Виленской губернии, 6 ноября 1882 года - в Горецкую церковь Кобринского уезда, в 1895 году - в Ивановскую церковь того же уезда, в 1896 году - в Лясковичскую церковь возле местечка Иваново. 27 сентября 1897 года был причислен к Пасынковской церкви Бельского уезда заштатным священником. Наверно, в 1911 году Иоанн Котович был священником Кузницкой церкви Сокольского уеда. Похоже, что в 1915 году отец Иоанн эвакуировался в Пензу.

Сын пасынковского псаломщика Яков Яковлевич Котович родился в 1857 году в селе Пасынки Бельского уезда Гродненской губернии, где служил его отец. В 1876 году окончил уездное училище в Бельске, учился в виленской офицерской школе, после работал учителем. С 12 сентября 1883 года он служил псаломщиком в Пасынковской церкви, а 8 мая 1893 года был рукоположен во священника Старо-Корнинской церкви. 5 марта 1898 года Якова Котовича перевели в местечко Вишнево Ошмянского уезда, расположенного недалеко от центра края - Вильны. Возможно, что этот перевод был осуществлён по протекции члена Виленской духовной консистории, протоиерея Иоанна Котовича, активно помогавший Пасынковскому храму и братству, почётным членом которого он был. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что виленский протоиерей считал пасынковских Котовичей своими родственниками.

С 1 января 1899 года отец Яков Котович служил в селе Гануты Свенцянского уезда Виленской губернии, с 24 марта 1908 года - в селе Габы Ошмянского уезда, а с 13 января 1911 года - в местечке Цицин того же уезда. Во время Первой мировой войны, как все православные священники, эвакуировался в Россию. В указе протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского, от 31 августа 1917 года, читаем: "Камилавкою награждён прикомандированный к Витебскому этапу священник Бобруйского этапа Иоаков Котович". После возвращения из России Яков Котович служил в местечке Лоск возле городка Воложин. 27 апреля 1924 года был возведён в сан протоиерея.

Однако его здоровье ухудшалось с каждым годом, и он пишет прошение архиепископу Виленскому и Лидскому Феодосию (Феодосиеву):

Ваше Высокопреосвященство,
Милостивейший Архипастырь

5 лет тому назад, снисходя к моей немощи, Ваше Высокопреосвященство соизволили рукоположить сына моего Николая в иерея, определив ему быть мне помощником по Лоскому приходу Воложинского благочиния.

Улучшения в болезни моей не последовало, и служить мне с каждым годом становится всё труднее. На ниве Христовой в сане священника потрудился уже 40 лет (с 1893 г.), в духовном же ведомстве работаю с 1883 г.

Настоящим почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство уволить меня в заштат и утвердить сына моего священника Николая Котовича в должности настоятеля Лоской церкви с тем, чтобы я с женой могли бы спокойно при нём дожить свой век и вместе с тем прошу благословения Вашего Высокопреосвященства на получение мною эмеритуры согласно устава Эмеритальной кассы, членом коей я состою уже 4-й год.

2 сентября
1932 г.
Протоиерей Иаков Котович 2

Владыка удовлетворил прошение священника о пенсии. В 1937 году Яков Яковлевич Котович был ещё жив.

Расскажем о детях протоиерея. Николай Яковлевич Котович родился 1 декабря 1898 года в местечке Вишнево Ошмянского уезда. Окончил 4 класса Витебской духовной семинарии, после возвращения из эвакуации поступил в Варшавский ветеринарный институт, однако после 5-го семестра в 1925 году поступил в Виленскую духовную семинарию, которую окончил в 1926 году. 13 октября Николай Котович рукоположен во священника и назначен помощником к отцу в Лоскую церковь. С сентября 1932 года стал настоятелем этого храма, в нём он служил и после войны. Умер протоиерей Николай Яковлевич Котович 9 сентября 1955 года и похоронен на Ефросиниевском кладбище в Вильнюсе. Женился Николай Котович на дочери чиновника Лидии Андреевне Маковской (1902-1933).

Отметим, что пасынковский псаломщик Яков Григорьевич Котович, наверно, имел ещё сына Ивана. На памятнике протоиерея Николая Яковлевича Котовича имеется ещё табличка с надписью "Котович Иван Иванович умер в 1942 году, жил 72 года". Значит, что усопшие были близкими родственниками.

Евгений Яковлевич Котович родился 2 ноября 1889 года, наверно, в Пасынках. До Первой мировой войны служил прапорщиком в Вильне, наверняка, что в Первую мировую войну сражался на фронте. В 1925 году Евгений Котович окончил Виленскую духовную семинарию. 4 марта 1926 году его назначили псаломщиком Снипишской церкви на окраине Вильны. Отказался создавать церковный хор, на этой почве у него возник конфликт с настоятелем храма - известным деятелем белорусского движения Александром Ковшем (1884-1943). В июне 1926 года Евгений Котович был освобождён от должности псаломщика. Женат он был на Александре Михайловне Голенкевич - дочери известного белорусского протоиерея Михаила Голенкевича (1852?-1924), которая перед революцией была учительницей в Виленском женском приходском училище, а в 30-е годы преподавала в единственной в Вильне русской начальной школе.

Алексей Яковлевич Котович (1886-1961) в 1915 году был кандидатом на должность по судебному ведомству в Вильне. Можно предположить, что он работал юристом. Был женат на Анастасии Максимовне Котович (1892-1972). Супруги имели двух детей: рано умерший студент Борис Алексеевич Котович (1922-1939) и дочь Вера Алексеевна Котович (1925-1980).

Лидия Яковлевна Котович была замужем за известным виленским священником Львом Савицким (1903-1978) - автором исследования "Православное кладбище г. Вильно. К столетию кладбищенской церкви св. Евфросинии" (Вильно, 1938), не потерявшего своего научного значения.

Иван Яковлевич Котович родился 24 февраля 1894 года в Пасынках. Он проявил себя как активный белорусский деятель: 10 июня 1920 года стал членом Белорусского научного общества3, был казначеем Центрального белорусского учительского союза, в сентябре 1921 года был одним из организаторов Товарищества белорусской школы4, которое занималось созданием системы белорусского образования.

1 января 1919 года, по инициативе зачинателя белорусского национального движения Ивана Луцкевича (1881-1919), в Вильне была создана восьмиклассная белорусская гимназию, которая была первым белорусским средним учебным заведением. С первого же дня в ней работал Иван Яковлевич Котович, где преподавал природоведение и химию. Вместе с ним там преподавали выдающиеся белорусские деятели: Антон и Иван Луцкевичи, ксёндз, историк и литературовед Адам Станкевич (1892-1949), писатель и литературовед Максим Горецкий (1893-1938), хоровой дирижёр и композитор Григорий Ширма (1892-1978) и другие. Рисование преподавала его дальняя родственница Нина Сосновская, про которую мы уже рассказывали. В 1921 году Ивана Котовича избрали секретарём Педагогического совета гимназии.

Иван Котович, первым, занимался вопросами методики преподавания природоведения и химии в белорусской школе. 11-14 апреля 1923 года в Вильне состоялся Первый съезд педагогов белорусских средних школ. Его председателем был выдающийся белорусский деятель и педагог Антон Луцкевич (1884-1942). На съезде Иван Котович сделал доклад о преподавании природоведения и химии в белорусской школе, в котором отметил, что изучение этих предметов должно осуществляться в тесной связи с живой природой, а также - с иллюстрацией её исследований. Он подчеркнул в своём докладе: "При преподавании природоведения, главным образом, должно обращаться внимание на местные растения и животные с их наблюдением и исследованием, это дополняется экскурсиями в сад, огород, на пруд, сенокос и т. д.".5

Иван Котович пользовался уважением и известностью в белорусском обществе. В виленской газете "Іскра" (1925. - 20 июня) читаем: "На дыдактычны-пэдагогічны курс хіміі, што організуе Варшаўскі Пэдагогічны Інстытут, выбіраецца на месяц у Варшаву ведомы беларускі пэдагог, вучыцель Віленскае Беларускае Гімназіі, грам. Іван Катовіч".

С 1 апреля 1936 года Иван Котович преподавал уже в польской виленской гимназии имени Адама Мицкевича, подрабатывал также и в гимназии имени Юлиуша Словацкого, при которой тогда существовала белорусская гимназия.

После того, как 7 июня 1927 года, Борис Коверда6, ученик виленской русской гимназии, убил в Варшаве советского посла Петра Войкова (цареубийцу), Иван Котович был арестован и обвинён в принадлежности к русской монархично-террористической организации, но вскоре был освобождён. Дело в том, Борис Коверда работал тогда в еженедельной виленской газете "Белорусское Слово", где выполнял обязанности корректора, выпускающего и переводчика на белорусский язык, и все виленские белорусские деятели оказались под подозрением.

Белорусский деятель Янка Богданович, окончивший виленскую гимназию, в воспоминаниях целую главу "Настаўнік Ян Катовіч" посвятил своему учителю. В ней читаем: "Иван Котович был учителем Виленской белорусской гимназии от первых дней её существования. Преподавал природу. Был среднего роста. По характеру очень добрый человек, никогда не повышал голос, всегда любил посмеяться, пошутить. Водил детей на экскурсии. Прозвали мы его "вондзя". Это слово повторялось у него очень часто в разговоре с детьми, по этой причине и называли "вондзя".

Жил в Вильне на улице Витольдовой - Зверинец. Женился он на дочери батюшки Плисса. Батюшка Плисс через некоторое время в Виленской белорусской гимназии преподавал для белорусов православную религию. Для католиков преподавали кс.[ёндз] А. Станкевич, кс. Решать7, кс. Толочко8 и другие. Батюшка Плисс был старенький, с учениками говорил только по-белорусски, все его любили. Что касается ксендзов, которых я назвал, все они известные белорусы, которые работали на белорусское дело.

Иван Котович считал себя белорусом. Его братья также знали белорусский язык. Один брат был доктором, а другой - батюшкой. Батюшка Котович умер после войны в Воложинском районе.

Помню, учитель Иван Котович в гимназии организовал уголок живой природы. Одна часть этих аквариумов находилось в гимназии, а другая - в спальнях общежития. Были там под стеклом гадюки, жабы, рыбки и другие животные. Нам приходилось их кормить во время летних каникул. Спальня, в которой мы жили, была очень длинная и широкая. Очень часто ученики играли в "лапту", и однажды, играя, разбили стекло в аквариуме. За это учитель Иван Котович крепко нас ругал, и был прав, тем более, что там была змея-гадюка.

Нужно, ещё раз подчеркнуть, что Иван Котович имел добрую, гуманную душу, никогда не обижал учеников, всегда помогал, чем мог. Если ученику ставил двойку по своему предмету, то, действительно, этот ученик не хотел учиться, ничего не знал и ничем не интересовался.

Как долго учительствовал в Виленской белорусской гимназии - не помню. Знаю одно, что после войны учитель Иван Котович преподавал русский язык в литовской школе".9

Умер Иван Яковлевич Котович в 1964 году, и похоронен на Ефросиниевском православном кладбище в Вильнюсе. Он был женат на Галине Михайловне Плисс (1895-1983) - дочери известного белорусского протоиерея Михаила Плисса, которая окончила факультет изобразительного искусства Виленского университета.

Примечания

  1. Горючко П. Учителя Могилёвской духовной семинарии. - Могилёв на Днепре, 1904. - С. 34.
  2. ЛГИА. - Ф. 605. - Оп. 12. - Д. 83. - Л. 19.
  3. Иван Котович был членом инициативной группы Белорусского научного общества в деле академического пересмотра научных терминов, в состав которой входили известные белорусские деятели: Михаил Коханович, Аркадий Смолич, Елена Соколова, Янка Станкевич, Семён Рак-Михайловский.
  4. Вместе со своим дальним родственником, доктором Антоном Красковским.
  5. Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. - Ф. 3. - Оп. 1. - Д. 92. - Л. 76.
  6. Борис Софронович Коверда (1907-1987) учился раньше в Брестской русской гимназии вместе с Марией Михаловской (Серветник).
  7. Ксёндз Иосиф Рэшать (1890-1958) - доктор богословия, белорусский общественно-культурный деятель.
  8. Ксёндз Владислав Толочко (1887-1942) - белорусский историк церкви и литературный критик.
  9. Багдановіч Я. На жыццёвым шляху. - Мінск, 1992. - С. 76-77.

На галоўную старонку