На галоўную старонку
 


А. Ильин

ЧЕРЕВАЧИЦКИЕ КОТОВИЧИ – СВЯЩЕННИКИ,
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСТО ЛЮДИ

Глава XLIII. Священники Соботковские

С родом черевачицким Котовичей был близко связан и священнический род Соботковских.

В семье Соботковских сохранилась семейная легенда о том, почему все старшие сыновья этого рода становились православными священниками: "Когда-то все мужчины из рода Соботковских были католическими ксёндзами. И кто-то из них, сильно полюбивши женщину православного вероисповедания, изменил веру на православную. Переход в другую веру из-за любви к женщине вызвал гнев старших представителей этого рода, которые и предопределили судьбу своих потомков: чтобы как-то загладить вину перед Богом за смену веры и переход в православие, все старшие сыновья потомков этого рода должны становиться священниками...".1

В списке всех греко-католических священников в пределах Российской империи (1803 г. ?) находим двух Соботковских (отца и сына), которые служили в церкви села Ивашкевичи Волковысского уезда Гродненской губернии: Онуфрий Соботковский (61 год) и Иван Соботковский (25 лет). В 1852 году находился под полицейским надзором за упорство в унии бывший греко-католический священник Иван Соботковский, живший у дочери в местечке Лысково Волковыского уезда.

Очень вероятно, что сыном Ивана Соботковского был униатский священник из села Войская Брест-Литовского уезда Игнатий Соботковский (1806-1881), про которого нам известно немного: в 1861 году открыл церковно-приходскую школу в своём приходе, будучи уже православным священником, был возведён в сан протоиерея. Наверно, его жена была из священнического рода Маковельских. Нам известны четыре их сына: Михаил, Фома, Стефан и Адам. Михаил Игнатьевич Соботковский (1829?-?) в 1872 году был учителем Кобринского духовного училища, а позднее - Жировицкого. Фома Соботковский (1852?-1902) был священником родной Войской церкви, а отец Стефан Соботковский (1850-1899) служил в различных приходах Брест-Литовского уезда, а похоронен возле церкви в селе Войская.

Адам Игнатьевич Соботковский родился в 1837 году в селе Войская. Селецкий благочинный отец Фёдор Дружиловский писал: "По окончанию курса Литовской Духовной Семинарии в 1859 г. он начал поприще своего служения в бедном сельском приходе - с. Байках; здесь он впервые приложил к делу свои знания и особенно требования пастырского долга. Его простые поучения, проникнуты любовию, его ревность об искоренении народных суеверий и предрассудков, его аккуратность в богослужении и преданность к храму, имели большое влияние на прихожан и сопровождались успехом. На молодое поколение он обращал особенное внимание. Он сам до сих пор с любовию отзывается об этом простом Байковском народе, в котором хранится ещё так много доброго. С 1865 г. - до сего дня мы видим в Черняковском приходе - бодро стоящим на страже православия и русской народности"2. Адам Соботковский прослужил в селе Черняково Пружанского уезда больше 50 лет. Небольшая деревянная Черняковская Свято-Николаевская церковь была построена в 1725 году на средства помещика Станислава Юревича и его жены Бенедикты, как римско-католический костёл, который в 1864 году, после польского восстания, был переосвящён в православную церковь.

В церкви тогда была чудотворная икона Божией Матери Черняковской. Адам Соботковский вёл церковную хронику с 1865 по 1915 год. В ней вот так описывается появление чудотворной иконы в 1700 или 1701 году:

У одного из крестьян ближайшей деревни Ляскович пропала пара волов. Долгое время бедняк-крестьянин блуждал по густому непроходимому лесу, ища своих кормильцев, наконец, ночью совершенно заблудился. Стараясь выбиться из лесу, попал на знакомую тропинку, случайно увидел он на одной из сосен свет; приблизившись, увидел на ней Икону Пресвятой Богородицы совместно с иконою Святителя и Чудотворца Николая и пяти Святителей, возле сосны этой паслась также потерянная пара волов. Возблагодарив Господа Бога за найденную потерю и помолившись перед иконою, крестьянин об этой необыкновенной чудно находке своим односельчанам. К этой-то явленной иконе, врубленной в сосну, вскоре стали стекаться с разных сторон - ближних и дальних - многочисленные толпы богопоклонников...

Со времени явления и пребывания на сосне образа, Пресвятая Матерь Божия несколько раз являлись во сне одному из крестьян дер. Ляскович, пребывавшему в тяжкой болезни, и при сем изъявили желание, чтобы на месте явления её образа была поставлена церковь. Крестьянин объявил о своём видении во сне владельцу сей местности помещику Юревичу, который поставил на месте явления иконы часовню, куда и перенесён был явленный образ. Когда же место это упомяновано было многочисленными чудесами исцелений страждущих и не душевнобольных, то помещик Юревич заложил на месте часовни церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.3

На чудотворной иконе изображены Пресвятая Богородица, святитель Николай, четыре московских святителя - Пётр, Алексей, Иона, Филипп и св. великомученица Варвара.

В 1864 году в Черняково было основано народное училище, которое располагалось в специально построенном доме. В 1866 году в нём обучалось 29 мальчиков и 3 девочки. Вначале отец Адам Соботковский был одновременно учителем и законоучителем, позднее только - законоучителем. В 1902 году в училище обучалось уже 59 мальчиков и 7 девочек.

Черняковская Свято-Николаевская церковь.
Черняковская Свято-Николаевская церковь.

В 1868 году в церкви усилиями Адама Соботковского был устроен новый иконостас, для которого иконы написал художник Титов.

В 1889 году священник купил, наверно, у помещиков Шемиотов небольшое имение Черняково II, площадью около 140 десятин земли, которое в будущем помогало его детям и внукам выжить.

Историк Николай Извеков так описал приход: "Черняковский - Селецкого благочиния. Церковь утварью достаточна. Земли 39 д. Причтовые помещения ветхи. Часть хозяйственных пристроек составляет собственность священника. Дворов 317. Прихожан м. пола 1270 и ж. - 1200".4

В 1908 году Адама Соботковского ограбили: "В селе Черняково, Пружанского у. Гродн. губ. на попа напали ночью преступники и приказали ему отдать деньги. Со страха поп показал, где лежало его богатство, около 300 руб., как говорят. Взяв деньги и ещё пару коней, и повозку, преступники уехали. На следующий день повозку нашли в соседнем селе возле волости. Подозрение пало на сына Б-го попа5, и его арестовали; он будто бы признался и показал на других".6

Активная церковная и педагогическая деятельность отца Адама была отмечена в феврале 1905 года орденом св. Анны 3-й степени и 6 мая 1908 года - саном протоиерея. 25 мая 1908 года в Антопольской церкви Кобринского уезда священник был возведён в сан протоиерея епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым).

14 января 1910 года в Черняково торжественно отметили 50-летие священства протоиерея Адама Соботковского. Священник Феодор Дружиловский7 писал об этом: "Церковное празднество юбилея совершалось так: с раннего утра 14 января раздался благовест к утреннему богослужению, всенощное бдение совершил священник Матвевичской церкви о. Гр. Радикорский8 в сослужении диакона Берёзской церкви П. Крейдич". В 11 часов утра к храму бодро вышел Адам Соботковский. "Литургию совершал сам юбиляр в сослужении 6 иереев и диакона Крейдича; пели - хор Тороканской второклассной школы под управлением о. Ф. Балицкого9 и хор учеников местного народного училища под управлением учителя Еромича. (...) Торжество юбилея окончилось хлеб-солью в доме юбиляра. За обедом первый тост произнёс юбиляр за здоровье Государя Императора, сопровождавшийся пением народного гимна; местный о. благочинный произнёс тост за здоровье Преосвященнейшего Михаила, Епископа Гродненского и Брестского, разрешившего и благословившего празднование сего юбилея и за его соратника на ниве Божией - старца о. юбиляра. Произносили тосты и речи - о. А. Уссаковский10, о. К. Пилинкевич11, о. прот. Савва Кульчицкий12, местный Земский Начальник г. Ковалевский, участковый Инспектор г. Синяков, все тосты и речи сопровождались пением многия лета".13

Летом 1915 года, во время наступления немецких войск, священник вместе с семьёй эвакуировался в Москву. Всё ценное в церкви было вывезено в Россию, а трёхпудовый колокол закопали в землю. В Москве Адам Игнатьевич Соботковский умер в 1917 году.

Женился Адам Игнатьевич Соботковский на Елене (Генриете) Красковской (1840-?) - дальней родственнице Котовичей. Её отцом был священник Зубачской церкви Иоанн Красковский (1817-1898). Супруги Соботковские имели двух сыновей: Николая и Игнатия, и две дочери: Галину (1872) и Наталью (1881). Игнатий Адамович Соботковский (1869-?) в 1891 году учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге.

Николай Адамович Соботковский родился 21 мая 1865 года в селе Байки Пружанского уезда. Окончил Бяло-Подлясскую классическую гимназию в Седлецкой губернии и два курса медицинского Императорского Варшавского университета, а в 1891 году - Богословские курсы в Литовской духовной семинарии. 30 января 1892 года Николай Соботковский был рукоположен епископом Брестским Иосифом14 во священника Деревнянской церкви Кобринского уезда. Деревянная Свято-Покровская церковь в селе Деревная была сооружена в 1745 году силами прихожан. В 1897 году в ней стараниями отца Николая были произведены ремонтные работы.

Иерей работал также законоучителем в Зёловском народном училище. В 1897 году он открыл церковно-приходскую школу в деревне Сукачи Деревнянского прихода.

7 декабря 1901 года настоятель Деревнянской церкви Николай Соботковский был уволен с запрещением священства с обвинением в поборах. Мы уже ранее отмечали, его владыка Иоаким (Левицкий) ненавидел Котовичей. Возможно, что это была мелкая месть их родственнику. Но уже через год, 16 апреля 1903 года, тот же епископ Гродненский Иоаким назначил отца Николая священником Бездежской церкви в Кобринском уезде, а 22 февраля 1905 епископ Никанор (Каменский) - Харсовской церкви Брест-Литовского уезда. Деревянная церковь в селе Харсы была построена в 1763 году наследниками князя Радзивилла - владельца имения Словатичи. В начале ХХ века отец Николай стал членом Гродненского Софийского братства.

Николай Соботковский священствовал в Харсах до нашествия немцев в августе 1915 года. С 18 декабря 1915 года он служил военным священником в санитарном поезде № 1018, а с 10 ноября 1917 - в полевом госпитале на Румынском фронте. В следующем году возвратился на родное Полесье, где 29 июня 1918 года занял место умершего отца в Черняковском приходе.

Это было тяжелейшее время - голод, холод, эпидемии болезней, военные действия и бандитизм. В декабре 1918 года, во время безвластия, дом и хозяйство отца Николая Соботковского несколько раз ограбили. Через год польские власти, борясь с бандитизмом, расследовали это дело.

Протокол от 30 января 1920 г.

Православный священник Николай Соботковский, 54 года, грамотный, не судимый, живёт в Черняково, Черняковской гмины, Пружанского уезда.

Той же ночью, когда произошло нападение грабителей на Яна Мирецкого, эти самые бандиты напали на меня при следующих обстоятельствах. Когда в 12 часов ночи спал, явилось ко мне 5 бандитов с двумя карабинами в руках, причём один из них двумя электрическими фонариками освещал комнату и обратился с требованием денег. Дал ему 130 рублей, которые имел при себе. Этот бандит был низкого роста, брюнет с орлиным носом, грузин по лицу, около правого глаза имел наклеенный пластырь. Второй бандит, очень высокого роста, стал, на страже, на кухне. Три бандита переворачивали всё в комнате, остальные два стояли во дворе возле окон, а последний сторожил три фурманки. Кроме того, забрали у меня несколько мелких вещей. Далее грузин приказал мне одеться и провести их к церкви, где снова начали всё громить, не снимая шапок и не обращая внимания, что это - святое место. Там забрали 720 рублей, с которых 700 были моей собственностью, а остальные принадлежали церковной кассе. Забравши и церковные свечи, бандиты удалились. После возвращения из церкви слуги сообщили мне, что бандиты забрали мешок овса стоимостью 300 рублей. Вместе ущерб составляет 1150 рублей.

Через неделю обворовали меня снова - две хозяйственные постройки, отстоящие на 200 шагов от дома, забирая у меня овёс, ячмень, зерно около 10000 рублей. Причём, грабёж сделали те же самые бандиты.

В январе 1919 года обокрали меня в третий раз, ночью заблокировали двери из моей комнаты, не давая возможности выйти из дома, забравши оставшиеся продукты, а именно, овёс и зерно гречихи на сумму 1600 руб.

Примет бандитов, кроме грузина, описать не могу. Жандарм Нестерович, который живёт возле меня, перед первым нападением даже разговаривал с бандитами. Живёт сейчас этот жандарм в Антополе в Кобринском уезде. Больше ничего сказать не могу.

Священник Черняковской церкви Николай Соботковский 15

Всего за 1918-1920 годы фольварк Соботковских грабили восемь раз. Летом 1920 года пришли большевики и ограбили их в девятый раз. Но были тогда и приятные события: в 1922 году Николай Адамович Соботковский был возведён в сан протоиерея по указу самого Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси.

Отметим, что в фольварке "Черняково ІІ", кроме жены и детей, жила ещё и незамужняя сестра протоиерея - Наталья Адамовна Соботковская (1880-?), которая была совладельцем имения.

Николай Адамович Соботковский был убеждённым русским монархистом, в частных разговорах высказывался за установлении монархии в Польше. Пружанский староста писал полесскому воеводе:

Пружанский уездный староста
Nr. III - 3 - Е
Пружаны, 19.01.1932 г.
Деятельность русских
эмигрантов на Полесье
Тайно
Пану Воеводе
в Брест н / Б

Обращаясь к моему отчёту от 3.12.1931 г. Nr. III - С, доношу, что в отчётный период наблюдал довольно интенсивную прорусскую деятельность, которую развернул православный священник прихода в Черняково Николай Соботковский, в чём ему помогали его дочь Лидия и сын Николай.

Вышеуказанная деятельность состояла в том, чтобы прихожане осознали себя русскими.

Св. Соботковский проводил агитацию в церкви во время проповеди, а также при каждой встрече с местными крестьянами.

Кроме того, 7 декабря прошлого года старался убедить несколько переписчиков населения, что местные жители русского происхождения, и поэтому в переписных листах надо записывать их национальность, как "русская".

Агитация Соботковского не имела тут большого успеха, так как только несколько крестьян во время переписи признались, что используют русский язык как родной.

За семьёй Соботковских тайно наблюдают.

Уездный староста Б. Буковский16

Кроме того, школьные уроки по Закону Божиему Николай Соботковский вёл исключительно на русском языке, конфликтовал с польскими учителями. Школьное начальство запретило ему преподавать в школе, обращались к властям с просьбой удаления отца Николая из Пружанского уезда. Полесский воевода Вацлав Костек-Бернацкий лишил священника польского гражданства.

Полесский воевода
Nr. - B. P. 1.
Брест н / Б. 1./VI.1934 г.
Св. Соботковский Николай
- дело о лишении свидетельства
гражданства и пребывания
Тайно. Очень срочно.
Пану Министру Внутренних Дел

На распоряжение от 25 мая текущего года Nr. Al. 77 b - bezp. - 684/3 сообщаю, что св. Николай Соботковский рассматривается как иностранец, так как моим решением от 17-го марта текущего года Nr. AA. 4/32 лишён свидетельства о гражданстве, которое было дополнено заявлением о немедленном его исполнении независимо от рассмотрения апелляции в высших инстанциях - ввиду общественных интересов. Это касается только самого Николая Соботковского, а не его семьи (...).

Лишение св. Соботковского свидетельства о польском гражданстве было вызвано не только формальными причинами, но и поведением Соботковского, а также его отношением к государству и польским властям.

Св. Николай Соботковский является человеком низких моральных качеств, не брезгующий никакими средствами для добывания денег. В 1923 году выдал призывникам фальшивые метрики, за что был осуждён на 3 месяца тюрьмы (исполнение приговора было отложено на два года) и в результате его лишили права ведения книг записей актов гражданского состояния. Вначале я не хотел этого делать, и только в результате вмешательства тогдашнего воеводы и епископа - ведение актов было у него отобрано и поручено настоятелю соседнего православного прихода в Ревятичах.

В 1924 году был снова обвинён о фальсификации метрики рождения незаконнорожденного ребёнка. Однако дело было прекращено ввиду недостатка доказательств его вины. Допущен он был снова до ведения книг записей актов гражданского состояния только в декабре 1925 года.

С политической точки зрения св. Соботковский давно известен как непримиримый русский националист, понимающий свою русификаторскую деятельность, как особую миссию. При каждом случае старается внушить своим прихожанам, что они являются русскими, так как понятия "православные" и "русские" - идентичные. Особенно усиленную агитацию проводил перед последней всеобщей переписью населения, призывая в церкви прихожан назвать родным языком - русский. Поляков и польские власти считает поработителями, высказывая учителям и школьной детворе такие мысли, как, например "в России установился коммунизм, так как население угнеталось, поэтому тоже самое будет здесь, если не будут с нами (т. е. русскими) считаться".

С учителями и школьными властями св. Соботковский имел постоянные столкновения, не хотел подчиняться распоряжениям школьных властей (не соблюдал учебную программу и расписание занятий, уроки Закона Божиего исключительно вёл на русском языке), а также конфликтовал с польскими учителями, когда те проводили вечерние курсы польского языка для крестьян, то священник, с помощью псаломщика, на это время собирал взрослых и молодёжь на репетиции церковного хора. В результате школьные власти лишили его права преподавания Закона Божиего, а далее - ввиду бесцеремонной дискредитации учителей с церковного амвона в глазах местного населения - куратор школьного округа обратился ко мне с просьбой удалить Соботковского из территории Пружанского уезда.

В русификаторской деятельности ему очень помогает 35-летний сын Николай, бывший офицер царской и генерала Деникина армий, монархист, бывший член окружного совета Русского Народного Объединения (Р.Н.О.) в Бресте н / Б., постоянно живущий у отца в Черняково. Соботковский-сын создал московофильский кружок среди интеллигенции, а также вербовал сторонников среди русских дворян, имеющих имения на границе уездов: Пружанского, Дрогичинского и Кобринского.

За Полесского воеводу
Л. Витковский
Полесский вице-воевода17

Ещё раз отметим, что православные священники тогда подделывали метрики рождения призывников чаще не из материального интереса, а считали это видом борьбы с польской властью - ослаблением армии Польши.

Протоиерей Соботковский пытался доказать властям свою лояльность Польскому государства, отмечая в прошениях, что дал 200 злотых на народный заём, давал деньги на строительство школ, на польскую военизированную организацию Стрелецкий Союз, пожарную дружину, молодёжные кружки и другие благотворительные организации. Однако всё равно протоиерей был лишён польского гражданства и его выселили из Полесского воеводства. Он выехал в Варшаву и два года священствовал в городе Воломин возле столицы. Однако тяжело было ему жить без семьи, и отец Николай написал прошение:

Пану Полесскому Воеводе
священника-настоятеля Николая
Соботковского, живущего в Варшаве,
Прага, ул. 11-го Ноября 4.

Прошение

Любезно прошу Пана Воеводу разрешить мне на возращение и жительство в моём собственном фольварке "Черняково ІІ", находящимся в Пружанском уезде Полесского воеводства.

Имею 70 лет, и проживание отдельно от жены и детей создают для меня очень тяжёлые условия.

Использую ещё одну возможность подчеркнуть, что всегда был и есть лояльным по отношению к Польскому Государству.

Варшава, 12 марта 1935 г.
Св. настоятель Николай Соботковский18

Польские власти разрешили пожилому протоиерею вернуться в родной угол.

Пружанский уездный староста
Nr. III - 3c.
Пружаны, 10/VII 1936 г.
Св. Николай Соботковский -
информация
Тайно
В Полесское воеводское правление
в Брест н/Б.

Сообщаю, что православный священник Николай Соботковский прибыл в колонию Черняково, гмина Сигневичи. 5 июля текущего года посетил Соботковского доктор Король из Бреста н/Б., который приехал автомобилем вместе с неизвестными личностями.

Цель посещения неизвестна.

Уездный староста19

Отметим, что известный брестский врач-гинеколог Павел Король (1890-1939?) - бывший депутат польского парламента, один из лидеров русского движения в Польше. Можно предположить, что доктор вёл переговоры с отцом и сыном Соботковскими об активизации русского движения в Пружанском уезде, так как они возглавляли это движение на Пружанщине.

Как ни странно, летом 1936 года отца Николая даже назначили настоятелем Черняковского прихода. Возможно, что ему помог в этом доктор Павел Король, лечивший жену полесского воеводы. С 1 января 1942 по 11 ноября 1944 года протоиерей был благочинным Берёза-Картузского округа Украинской автокефальной православной церкви.

Умер протоиерей Николай Адамович Соботковский в 1947 году и похоронен возле Черняковской церкви, где он и его отец прослужили почти сто лет.

Николай Соботковский женился на дочери черевачицкого протоиерея Юлии Павловне Михаловской, родившейся 18 февраля (ст. ст.) 1872 года в селе Берёза Кобринского уезда. Супруги имели сына Николая и две дочери: Лидию и Марию. Юлия Павловна Соботковская умерла в 1964 году.

Николай Николаевич Соботковский родился 25 сентября 1896 года в селе Деревная Кобринского уезда. В 1911 году окончил Жировицкое духовное училище в 1911 году, затем четыре класса Литовской духовной семинарии. Однако его духовная карьера тогда не прельщала, и он ушёл из семинарии в 1915 году и поступил на юридический факультет Варшавского университета, где успел проучиться всего один курс. Учёбу прервала Первая мировая война. В июле 1916 года Николая мобилизовали армию, служил в лейб-гвардии Финляндском полку (там служили его двоюродный брат и дядя - полковой священник) в чине подпоручика, в 1918 году он был демобилизован в чине прапорщика, а сам гвардейский полк был в мае 1918 года расформирован. В одной из советских анкет Николай Соботковский указал, что служил в Красной гвардии в сержантском (унтер-офицерском?) составе. Тут он, наверняка, слукавил: царскую гвардию записал как Красная гвардия. Точно известно, что он служил офицером в Белой армии генерала Деникина.

После расформирования Финляндского полка его 27 офицеров, в том числе Николай Соботковский и Николай Михаловский, выехали на Дон, к ним примкнули также унтер-офицеры и рядовые. Была там проведена мобилизация, и к ним пришли новые люди. 3 июня 1918 года был возрождён лейб-гвардии Финляндский полк. Он вошёл в состав Донской армии, которая 8 января 1919 года перешла в оперативное подчинение Вооружённым силам юга России под командованием генерала Антона Деникина.

Лейб-гвардии Финляндский полк участвовал в наступлении Белой армии на Москву. За мужество в этих тяжёлых боях Николай Соботковский 10 ноября 1919 года был награждён орденом cв. Станислава 3-й степени. В начале 1920 года Донская армия была разгромлена на Северном Кавказе. Остатки полка были переправлены в Крым, где составили 2-ю роту во 2-м батальоне Сводного гвардейского пехотного полка армии генерала Врангеля. После разгрома белого движения Николай Соботковский оказался во Франции, откуда вернулся на родину - в Черняково, где занялся сельским хозяйством в фольварке своего отца и довольно успешно: в 1937 году в имении было 4 коня и 17 коров, не считая большого количества свиней и овец.

Николай Соботковский, как и его отец, был убеждённым русским монархистом. Активно участвовал в работе воеводского совета Русского Народного Объединения - политической партии, которая защищала интересы православного и русского населения Польши. Он возглавил Пружанское отделение этой партии, имел влияние среди православного духовенства и русского дворянства в Пружанском и Дрогичинском уездах.

7 июня 1927 года в Варшаве был убит советский посол Пётр Войков. По всей Польше после этого прошли аресты русских монархистов, в основном, бывших офицеров. Арестовали и Николая Соботковского, допросили, выяснили его непричастность к убийству и отпустили.

Во время Великой Отечественной войны Николай Соботковский продолжал заниматься сельским хозяйством, однако жить тогда на отдаленном хуторе было очень опасно: В 1944 году он жил уже в городке Дрогичин. Возможно, что помогал троюродным сёстрам Котовичам, которые жили недалеко в имении Чабаевка. С приходом Красной армии имение Черняково II было национализировано. Пришлось Николаю Соботковскому искать работу. С июля 1944 по 1 января 1947 года работал в военной части КЭЧ в Берёзовском районе. Можно предположить, что особисты узнали про его белогвардейское прошлое и уволили с работы, или часть была расформирована. Стал вопрос - как прокормить семью?

В 1947 году умер отец, и Черняковский приход освободился. Николай Соботковский вспомнил про свое духовное образование, 15 декабря 1947 года Архиепископ Минский и Белорусский Питирим20 рукоположил его в сан священника и назначил настоятелем Черняковской Свято-Николаевской церкви. В 1956 году сменил своего тестя, протоиерея Владимира Сорошкевича в должности настоятеля Ивановской церкви и переехал в небольшой районный центр Иваново (при поляках Янов возле Пинска). Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была в Иванове построена в 1901 году в псевдорусском стиле и стоит на центральной площади города. В конце 50-х годов началось хрущёвское наступление на религию. Атмосферу того времени показывает следующий документ из отчёта уполномоченного по делам Русской православной церкви за 1958 год:

Жалоба церковного совета Ивановской церкви (гор. пос. Иваново) на местную "администрацию", якобы препятствующую свободному отправлению религиозного культа в церкви от электросети в 1957 г. и установку на городском сквере против церкви громкоговорителя, в мае сего года проверял на месте. Как мною установлено на месте, подача такой жалобы в Минск и Москву церковным властям была инспирирована местной "матушкой" гр. Соботковской, и подписывал церковный староста малограмотный крестьянин. Ни отключение электроосвещения церкви из-за маломощности местной электростанции, ни установление на городском сквере, примерно в 50 метрах от церкви, громкоговорителя никак не могли служить препятствием для отправления в церкви богослужений, которые в абсолютном большинстве совершаются днём. Громкоговоритель с 12 до 16 часов ежедневно прекращает радиопередачи. И в беседе с настоятелем этой церкви (он же и благочинный) свящ. Соботковским Николаем по этому поводу последний подтвердил, что указанные в жалобе факты не могут быть препятствием к свободному отправлению церковных служб и о подобного рода жалобе он ничего не знал.21

о. Николай Николаевич Соботковский.
о. Николай Николаевич Соботковский.

Отец Николай в частных разговорах выражал недовольство церковной политикой советского государства. Уполномоченный по делам Русской православной церкви в отчёте за 1965 год пишет: "Некоторая часть духовенства выражает недовольство отстранением их из состава церковных Советов и переводом их на твёрдый оклад (Черкасевич - Мыщицы, Брестского р-на, Соботковский - г.п. Иваново и другие)".22

Николай Соботковский за короткое время сделал хорошую церковную карьеру: стал благочинным, протоиереем и митрофорным протоиереем. В 60-е годы были попытки закрыть Ивановский храм, однако прихожане вместе со своим настоятелем отстояли церковь.

Митрофорный протоиерей Николай Николаевич Соботковский умер в 1974 году в Иваново, похоронен на городском кладбище. Сейчас ученики Ивановской воскресной школы вместе с преподавателем Ксенией Георгиевной Фисенко ухаживают за могилой священника.

Будучи мужчиной в летах (старым холостяком), Николай Соботковский 16 января 1944 года венчался с дочерью митрофорного протоиерея Владимира Петровича Сорошкевича, который был интересной личностью. В 20-е годы ХХ века являлся одним из основателей и опекуном Пинской русской реальной гимназии, членом Полесской духовной консистории. В 1949 году митрофорного протоиерея арестовали и сослали в сталинские лагеря. После освобождения из лагерей Владимир Сорошкевич служил в Ивановской церкви, где его сменил зять Николай Соботковский.

Семья Соботковских (слева направо): Татьяна Владимировна Сорошкевич, бабушка  Юлия Павловна  Соботковская, мальчик Николай Николаевич Соботковский, Лидия Николаевна Соботковская, о. Николай Николаевич Соботковский, Мария Николаевна Соботковская.
Семья Соботковских (слева направо): Татьяна Владимировна Сорошкевич, бабушка
Юлия Павловна Соботковская, мальчик Николай Николаевич Соботковский,
Лидия Николаевна Соботковская,о. Николай Николаевич Соботковский,
Мария Николаевна Соботковская.

Татьяна Владимировна Сорошкевич родилась 1904 года в селе Лопатин Пинского уезда. В 1926 году окончила Пинскую русскую реальную гимназию, а в 1930 - естественно-математический факультет Виленский университет имени Стефана Батория. Преподавала биологию, химию, географию и физику в государственной гимназии в городе Граево (теперь Польша). При советской власти преподавала биологию и химию в Пинской фельдшерско-акушерской школе, а также - в средних школах №№ 1, 3 и 5. Умерла Татьяна Владимировна Сорошкевич 1 января 1978 года.

Супруги Соботковские имели единственного сына. Николай Николаевич Соботковский (1944-1994) окончил Харьковский университет, работал преподавателем физики Брестского инженерно-строительного института (теперь технический университет), а с 1982 года - директором СШ № 23. Его жена Людмила Григорьевна Мерзликина (1944) работала преподавателем английского языка. Сейчас в Бресте живут две их дочери - Юлия и Оля.

Ольга Николаевна Соботковская (1970) окончила факультет психологии Минского педагогического института, потом - аспирантуру Национального института образования, преподавала психологию в Брестском техническом университете, теперь занимается частной психологической практикой. Юлия Николаевна Соботковская (1979) окончила экономический факультет Брестского технического университета, работает экономистом в частной фирме.

С автобиографии начнём рассказ о педагоге Лидии Николаевне Соботковской:

Автобиография

Родилась 28 октября 1894 года в селе Деревная Кобринского уезда. Детские годы провела в селе при родителях. В августе 1905 года поступила в Виленское женское духовное училище, по окончанию которого в августе 1911 года вступила в 8-й [педагогический. - Авт.] класс Брестской женской гимназии. В августе 1912 года поступила на Варшавские высшие женские курсы, которые окончила в 1916 году. На осенней сессии 1916/17 школьного года сдала государственный экзамен комиссии упомянутых курсов в Ростове-на-Дону. В сентябре 1917 года поступила на высшие педагогические курсы при Московском учебном округе в Москве, которые окончила в июне 1918 года. С мая 1917 г. до конца июня 1921 г. работала канцелярским работником в дирекции Александровской железной дороги в Москве. С 1 октября 1921 г. до конца февраля 1922 г. работала учителем истории на вечерних курсах для взрослых, а также - в средней школе в Москве. В марте 1922 г. выехала в Польшу. С апреля 1922 г. до теперешнего дня живу в селе у родителей.

Черняково
19 августа 1925 г.
Лидия Соботковская23

Дополним её автобиографию. Уже в 1912 году Лидия Соботковская работала учительницей в Брестском первом двухклассном железнодорожном училище. После возвращения из эвакуации она пыталась в возрождённой Польше устроиться работать по специальности. Православным учителям тогда было почти невозможно устроиться работать в государственные учебные заведения. В Полесском воеводстве было всего три частных средних учебных заведения с русским языком преподавания: в Бресте, Пинске и Лунинце. Лидии Соботковской помог устроиться на работу родственник, пинский инженер-архитектор Николай Иванович Котович:

Уважаемому Куратору Полесского
школьного округа
инженера Николая Котовича,
председателя пинского отдела
Русского благотворительного
общества в Польше, живущего в
Пинске, ул. Набережная № 88.

Прошение

Посылая это прошение, а также документы п. Лидии Соботковской, иметь честь любезно просить О.[чень] У.[важаемого] Куратора об утверждении её в должности учителя истории и географии в частной Пинской русской реальной гимназии на школьный год 1925/6.

Приложений 4.
1 сентября 1925 г.
г. Пинск
Н. Котович
Председатель отдела в Пинске
Рус. благотворительного
общества в Польше24

Три года Лидия Соботковская проработала учителем истории, географии и русского языка в пинской гимназии. После этого школьные власти не дали ей разрешения на дальнейшую работу в гимназии, ссылаясь на то, что Варшавские высшие женские курсы не дают ей право на преподавание в польских средних учебных заведениях. Очевидно, что главной причиной запрещения преподавать было то, что властям были известны русские националистические взгляды Лидии Соботковской. Она начала писать жалобы в различные инстанции вплоть до министра образования и добилась того, что 27 октября 1931 года по её вопросу в Варшаве был созван Высокий административный трибунал, который встал на сторону школьных властей.

Пришлось Лидии Соботковской вернуться к родителям в Черняково, где она помогала им в ведении хозяйства. Великая Отечественная война круто изменила её жизнь. Историк Наталья Дядичкина пишет: "После установления оккупационного режима, когда фронт продвинулся далеко на восток, у Больших Лесковичах [деревня соседняя с Черняково] была возобновлена работа школы. Поскольку на территории рейхскомиссариата "Украина" официальными государственными языками были объявлены немецкий и украинский языки. В лесковичской школе учительствовали Лидия Николаевна и Мария Николаевна Соботковские. Условия для учёбы были очень сложными: тетрадей и учебников не было, писать приходилось на обрывках обоев, однако же, учебный процесс позволял детям хоть на некоторое время отвлечься от страшной действительности и вернуться в мир потерянного детства. Лидия Николаевна и Мария Николаевна Соботковские преподавали на местном языке. Занятия начинались и оканчивались молитвой. Обучение в лесковичской школе продолжались до того времени, покуда Большие Лесковичи не вошли в партизанскую зону".25

Лидия и Маруся Соботковские остались без работы, поэтому сёстры, чтобы выжить, занялись торговлей. Они ездили, не боясь, по различным городам оккупированных территорий. В конце 1943 года их арестовали немцы, обвинив в спекуляции. Из тюрьмы сестёр вытащила, благодаря своим связям, учительница Татьяна Сорошкевич. После войны сёстры вернулись в Черняково, помогали отцу, а после его смерти брату-священнику Николаю, который принял Черняковский приход.

В 1954 году Лидия Соботковская Бобруйским епископом Митрофаном была назначена псаломщиком Черняковской церкви, помогала в служении своему брату. В 1956 году брат Николай Соботковский уехал служить в районный центр Иваново. Сёстрам жить одним в доме на хуторе было опасно и очень тяжело. Лидия Соботковская писала своёй тетё Варваре Михаловской: "Хата моя дырявая, везде течёт, соломенная крыша, очень дряхлая. Я свою хату называю "музейная древность"". Поэтому сестры купили квартиру в Иваново и в 1973 году переехали туда. Там Лидия Соботковская жила до своей смерти в 1978 году.

Сёстры были очень красивыми женщинами. Их двоюродная сестра Мария Серветник удивлялась в своих письмах, что такие красивые и богатые женщины не вышли замуж. Можно предположить, что они ставили очень высокую планку для своих поклонников.

Мария Николаевна Соботковская родилась 7 февраля 1898 года, как брат и сестра, в селе Деревная Кобринского уезда. Окончила Виленское женское духовное училище, а затем - Московскую консерваторию по классу фортепьяно. В 1922 году вместе с сестрой Лидией вернулась из Москвы к отцу в Черняково. Потом Мария Соботковская выехала в Варшаву, где, наверно, жила за счёт частных уроков игры на фортепьяно.

После раздела Польши в 1939 году Мария Соботковская вернулась в Черняково, где собралась вся семья. Теперь её жизнь была связана с жизнью сестры Лидии. Конечно, культурным и образованным женщинам было тяжело жить на хуторе. Одно время Мария Соботковская работала псаломщиком Черняковской и Берёза-Картузской церквей. В 1973 году Мария вместе сестрой поселились в городке Иваново. Думается, что там она подрабатывала уроками музыками. У них дома было старинное пианино. Умерла Мария Николаевна Соботковская в 1982 году в Иваново, где и похоронена.

Примечания

  1. Цит. по: Дзядзічкіна Н. Малыя Лясковічы. Была такая вёска… - Брэст, 2015. - С. 298.
  2. Ф. Д. Пятидесятилетний священно-служебный юбилей протоиерея Черняковской церкви, Пружан. у., о. Адама Соботковского // ГЕВ. - 1910. - № 8/ 9.
  3. Рубашевский Ю. Чудотворная икона вернулась домой // Вечерний Брест. - 2009. - 9 сентября.
  4. Извеков Н. Статистическое описание приходов Литовской епархии. - Вильна, 1893. - С. 156.
  5. Наверно, священника Байковской церкви Иоанна Дедевича.
  6. Наша Ніва. - 1908. - № 13.
  7. Феодор Александрович Дружиловский (1861-1921) - протоиерей, настоятель Малечской церкви, селецкий благочинный.
  8. Григорий Радикорский (1863-?) - протоиерей, настоятель Матвевичской церкви
  9. Священник Фавст Иванович Балицкий - заведующий Тороканской второклассной церковно-приходской школы Кобринского уезда, в 1946 г. священник Алексинского собора Тульской епархии.
  10. Протоиерей Антоний Константинович Уссаковский (1867-?) - настоятель Погодинской железнодорожной церкви, прадед рок-музыканта Андрея Макаревича.
  11. Константин Антонович Пилинкевич (1874-1936) - протоиерей в Пружанах.
  12. Савва Викентьевич Кульчицкий (1835?-1914) - протоиерей Самуйловичской церкви Волковысского уезда, наверно, родственник Николая Адамовича Соботковского.
  13. Ф. Д. Пятидесятилетний священно-служебный юбилей протоиерея Черняковской церкви, Пружан. у., о. Адама Соботковского // ГЕВ. - 1910. - № 8 / 9.
  14. Епископ Иосиф (в миру Никодим Андреевич Соколов, 1835-1902) - историк, краевед и духовный писатель.
  15. ГАБО. - Ф. 2031. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 199.
  16. ГАБО. - Ф. 1. - Оп. 9. - Д. 1182. - Л. 101
  17. ГАБО. - Ф. 1. - Оп. 11. - Д. 1109. - Л. 10.
  18. Там же. - Л. 1.
  19. Там же. - Л. 13.
  20. Питирим (в миру Пётр Петрович Свиридов, 1887-1963) - митрополит Ленинградский и Ладожский.
  21. ГАБО. - Ф. 1482. - Оп. 2. - Д. 24. - Л. 23.
  22. Там же. - Л. 3.
  23. ГАБО. - Ф. 59. - Оп. 5. - Д. 2392. - Л. 21.
  24. Там же. - Л. 32.
  25. Дзядзічкіна Н. Малыя Лясковічы. Была такая вёска… - Брэст, 2015. - С. 408-409.

На галоўную старонку