На галоўную старонку
 


А. Ильин

ЧЕРЕВАЧИЦКИЕ КОТОВИЧИ – СВЯЩЕННИКИ,
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСТО ЛЮДИ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ И ГАЗЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ 8
Церковная летопись Озятской Свято-Николаевской церкви

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа.

В царствование Благочестнейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора, Александра Николаевича и при Наследнике Его, Благоверном Государе Цесаревиче, Великом Князе Александре Александровиче, при Высокопреосвященном Митрополите Литовском и Виленском Иосифе, лета от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят седьмого, Января месяца второго дня, начата сия летопись Озятской Свято-Николаевской церкви недостойнейшим ея священнослужителем иереем Адамом Лехачевским.

В юго-западной части Кобринского уезда, Гродненской губернии, в 22 верстах от г. Кобрина, в 10 верстах на юг от Московско-Бобруйского шоссе лежит село Озяты1, а при нём, в западном конце, примерно в 200 саженях, по имени оного, и церковь Озятская, во имя Святителя Христова Николая Чудотворца.

Местность, на которой стоит церковь, - это небольшая возвышенность, в виде полуострова, пространством примерно в три десятины, с трех сторон, весною и осенью, а в дождливое время и летом, окруженная стоячею водою. На этой же местности, тут же при самой церкви, в 12 саженях от оной, стоит дом священника и расположена вся усадьба его, а за сею последнею, на востоке, усадьба трех дворов крестьян, бывших церковных, поселенных на церковной земле самим же настоятелем церкви в конце XVIII века, а ныне казенного ведомства. Церковь строением деревянная, обшитая снаружи досками, с гонтовою крышею и одним посредине таковой куполом (ныне она перенесена на Старосельское сельское кладбище).

Когда и кем именно построена эта церковь положительно определить невозможно, так как письменные документы, относящиеся к тому, затеряны в 1799 г. в доме священника, во время квартирования в оном подполковника Драгунского полка Бухельсона, которому священник, уступая дом, забыл там таковые. Так сказано в генеральной ревизии церкви за 1800 год, где из означенных документов упоминается, между прочим, и о генеральной ревизии Димитрия Сапеги. По выезде Бухельсона, найден только один документ, написанный древним славянорусским языком, буквами похожими тоже на славянские. Так как таковой очень ветх, и между тем, много проливает света на историю церкви, то считаю полезным буквально поместить оный здесь:

"Видимусъ съ книгъ задворныхъ ассесорскихъ Великаго княжества Литовскаго.

Лета отъ нарожденiя Сына Божія, тысеча шестсотъ симдесятъ пятаго, мисяца Iунiа шостого дня. На ураду Его Королевской милости, задворнымъ ассесорскимъ Великаго Княжества Литовскаго, передо мною Маріаномъ Огинскимъ, Канцлеромъ Велик. Княжества Литовскаго, нижей выражоны, за упрошеніемъ Его милости Пана Гилараго Гайки, слово въ слово въ тые словы писаны есть, выдымусомъ выданы, Зигмунтъ, Божею Милостію, Король Польскій, Великій Князь Литовски, Русски, Жмудски, Мазовецкій и инные - Воеводою Виленскомъ Земскомъ Канцлиромъ Великаго Княж. Литовскаго Старосте Берестыйскомъ, державцы Борисовскомъ и шовленскомъ, Панъ Никола Радывылъ и иннымъ старостамъ Берестыйскимъ и на потомъ тотъ замокъ нашъ Берестыйски одъ насъ держаты будетъ, поведылъ намъ пысарь панъ Конюши Городенски державча Ошмянски, панъ Иванъ Николаевичъ Гайко о томъ, што, которая церковь, заложенна Святого Мыколы у волости Староства Берестыйскаго въ селе въ Озятскумъ, подаванья нашого господарского есть, може онъ тамъ же у Озяты фольвары свои маетъ, до которе дежъ церквы перво сего отъ его накладъ никоторымы церковными потребами далы для того билъ намъ чоломъ и бысьмы его при томъ зоставалы и тую церковь в подаванье ему далы, ено гды тая церковь Озяты нашые, поданіе господарское, мы тую церковь, заложенія Святого Николы в селѣ Озятскумъ для обороны отъ крывдъ и подованье ему есмо далы, вечне, маетъ онъ самъ, его жена, дѣти и потомки ихъ ту церковь въ подаваньи маты и отъ кривдъ бороныты, священниковъ годныхъ и научоныхъ ку ней установляты владносты Владычной надъ свещенникомъ тоейже церквы въ справахъ духовныхъ ни въ чумъ не уймуючи и пильне стережучи, чтобы хвала Божа и тей церквы не умнейшала, и справована была ведле обычаю закона Греческаго, а штося дотычетъ земли съ постановленія волочнаго отъ насъ къ той церквы наданое тотъ грунтъ онъ самъ жона и дѣти и ихъ потомки отъ тыя церкви оддаляты уймати не маютъ, алэ свещенникъ теперы и потомъ будучій, который въ той церквы службу Божую служиты будетъ, ведле поданя нашого держачи ю ховаты, а за насъ Господаря Бога просыты маетъ, твое бы мылость пане Воеводо о томъ видаючи подаванія тоей церкви тому поступилъ и свещеннику тамочному послушному во всемъ былъ волилъ, и ведле сего листу въ томъ селе нашемъ къ нему заховалъ, и тотъ листъ въ книги земскіе твоя милость уписати бы казалъ. Пысанъ въ Петрыковѣ подъ лѣто Божого Нароженія тысячъ пятьсотъ пятьдесятъ пятого, месяца Іуніа шестнадцатого дня. У того лысту Его Королевская милость таковымы словы: Zygismundus Augustus Rex, также маршалка тогожъ Его Королевской милосты подпись тыми словы Остафи Маршалокъ и Писарь, которожъ тотъ Его Королевской милости документъ якъ есть до книгъ, задворныхъ ассесорскихъ вписанъ такъ те речи на просьбу поменою Его милости Пана Гилярого Гайки выдымусомъ выданъ, пысанъ въ Варшавѣ лѣта мѣсяца и дня въ верху мененого, correxit Leszkiewicz, Казимір Пухальскій писарь Ассесор. Вл. К. Литов.".


Итак несомненно, что еще до 1555 года была уже в Озятах церковь во имя Святителя Николая. Само собою разумеется, что постройку настоящей нельзя относить к тому времени, не смотря на то, что она довольно ветха. С достоверностию однако надобно полагать, что нынешняя церковь построена или вернее перестроена около 1760 года. 1864 г. я читал спорное дело о границах земель между имением малые Озяты владельцев Верещаки, наследников Гайков, и собственно Озятами, называвшимися до XIX века Королевскими, дело относящееся именно к 1764 году, где, между прочим, упоминается, что они, Верещаки, после пожара церкви на Романовке (урочище в восточном конце села Озят) отвели часть земли к стоящей ныне церкви. Кроме того, метрические книги начинаются именно 1766-7 года, надобно полагать, что древнейшие по какому либо несчастному случаю, например пожару, уничтожились. Но я сказал, что нынешняя церковь перестроена, а не построена около того времени, а в этом убеждает и архитектура церкви и народное предание. Последнее говорит, что, где теперь церковь, была в старину малая церковка, вероятно кладбищенская, ибо при селе Озятах, в прежнее время в 80 дворах, никто не указывает древнего кладбища, а нынешняя позднейшая церковка, или как в простонародии говорят, каплочка эта имеет до ныне такой план.


После пожара церкви на Романовке, как сказано около 1760 года, эта малая церковь увеличена пристройкою храмовой части настоящей и пристроена даже не в углах. Вот план настоящей, так что ныне, там, где в прежней был престол, - ризница, а где был самый храм, ныне престол или алтарь. Когда же построена означенная церковь, неизвестно, нужно только с достоверностью полагать, что она очень древняя.

На урочище Романовка, по правую руку дороги, ведущей на мызу Озяты, указывают место не много возвышенное, и называют оное старым кладбищем; не тут ли стояла и церковь, так как в старину при церквах обыкновенно хоронили и покойников, в особенности знаменитых своею ревностию к церкви. Говорят еще, что когда-то была церковь в урочище Водица, лежащем в южной стороне восточного конца села Озят, называемого ныне Сычево, при горе Козацкой, чрез которую идет дорога из Сычева в Остров и Черняны, что церковь на Водице была старее Романовской, что после пожара последней, первая разобрана на постройку нынешней2. Самое древнее местное предание о местечке и монастыре, бывших на горе Однучье около Болежара, лежащей в южной стороне западного конца села Озят при болоте Ставском3. Гора эта песчаная, ныне совсем почти раздутая ветром, не указывает других следов, кроме медных кусков глиняных горшков или иной какой-то посуды, очень толстых в ½ дюйма толщины, между которыми есть и покрытые изразцом; указывают на ней еще место, где лет около 15 лежал кусок большого мельничного камня, занесенного теперь песком, или же кем либо взятого. О существовании там, или в другом месте монастыря свидетельствуют существующее в народе название урочища Игуменов Брод, лежащий при урочище Русальник, принадлежавшем до 1858 года церкви, а ныне б. крестьянам оной поселка Засадники, на границе полей села Озят и деревни Теляков, в северной стороне от церкви по прямой линии. И местечко, и монастырь разрушенны будто бы какою-то Оршею, под которою надобно разуметь Орду татарскую или турецкую и, которая проходя далее на север с огнем и мечом, могла разорить один и другое.

Местность, занимаемая ныне церковью, замечательна тем, что здесь было в старину кладбище, и самое древнее, есть основание думать еще [с] языческих времен. На эту мысль могут наводить следующие обстоятельства. На юг и восток от Озят в 30 и более верст совсем нет камней, а на запад и север в 10 и 15 верст едва уже находятся, между тем на церковном погосте есть между другими два больших камня, а в 1853 году выкопаны в священническом саду также два, в 1 аршин глубины, камня, на коих всех ясно изображены ножницы. Не означало ли то пресечение нити жизни, по гаданиям языческих жриц, распускавших клубки ниток при предсказаниях о долготе жизни; или же то просто помятники на могилах портных, ибо есть камни и с такими Т. Х. изображениями, что-то вроде молотка и кузнецких клещей. Но вблизи лежащее урочище Русальник, на север, а на восток место, где стоял, как говорят в народе, лет тому назад 50, пень огромного дуба, заставляют полагать вероятнейшим, что местность эта была в старину священною и для языческого, здесь жившего народа, а по введению христианства, и для христиан, почему и назначение оной под церковь и кладбище было естественным, необходимым и потому обыкновенным.

Из христианских памятников древности сохранились: Евангелие в лист, изданное во Львове в Ставропигиальной типографии братства св. Успения пресвятой Богородицы, 1644 года, до введения там еще унии, и пожертвованное к Озятской церкви, как свидетельствует надпись на первых листах его некиим Петром Фучиком из села Круподран, ныне Мельники, на месте коего недавно построена помещичья мыза, а крестьяне в числе 10 дворов в 1857 году переселены в Озяты, где после голодных 1851-1856 годов образовалось 16 пустошей.

Храмовая икона св. Николая Чудотворца, писанная на деревянной доске, в ризах на ней же вырезанных в 1 аршин ширины и 1½ вышины, очень древняя и ветхая. На нижних углах оной находятся изображения коленопреклоненных, по правую руку мужчины с седыми волосами и бородою, в костюме малороссийском, а по левую женщины в белом на голове плате. С достоверностию можно полагать, что это строители храма XV или XVI века, может быть те же Гайки, о коих упоминается в приведенном выше документе. К тому же времени нужно относить и написание иконы.

Кладбищ имеется ныне два, одно не вдали от церкви, при дороге, идущей из Озят в Старое село, пространством в четверть десятины, очень тесное, другое при деревне Старое село, в расстоянии от него примерно в 300 саж., расположенное при дороге из Мельников в Старое село, оба окопаны рвом и обсажены первое вербою, а второе березиною. Памятников на них, кроме простых камней и дубовых досок, каковые и ныне крестьяне кладут на могилах при поминовении своих отцев, нет. На Старосельском есть два, довольно возвышенных вблизи между собою расположенных, насыпных холма, в роде курганов, на которых когда-то, говорят, стояли два орудия, - кому принадлежали - неизвестно.

Есть еще кладбище, на коем ныне не хоронят, лежащее около деревни Бараны, по левую руку от дороги, идущей из Озят в Крупчицы, на котором кроме нескольких камней ничего более нет и которое всё почти уже вспахано. Другое, говорят, было когда-то в урочище Горки, за Болотом, в расстоянии от церкви примерно 8 верст на восток, на нем видны кости, вывеваемые ветром, недавно стоял еще крест, а в древности, есть предание, была и церковь.

Земли при церкви пахотной, сенокосной, годной и негодной к обработке, по плану, сделанному по распоряжению Гродненского губернского правления в 1858 году, состояло до того времени сто девяносто три десятины. Из того количества семьдесят десятин отошло в казну вместе с тремя дворами бывших церковных крестьян поселка Засадники в том же 1858 г.; с 1866 г. вознаграждения за таковую землю причт получает из Кобринского казначейства двадцать пять руб. пятьдесят семь коп. в год.

Земля эта вся принадлежит церкви с самых древних времен и пожертвована к ней, на содержаніе причта, вероятно, б. первоначальными ее строителями Радивиллами и Гайками; дарственных записей нет.

До 1845 года, времени утверждения штатов, по коим Озятская церковь причислена к 4 классу, причта при ней состояло священник и вольнонаемный дьячек, а с того времени положено: священник, дьячек, пономарь и просфорня. Впрочем до введения унии, была и просфорня, ибо до сих пор есть кусок земли, расположенный при самой церкви, и называющейся просфурница, несомненно, в старину принадлежавший просфорне.

Из памятных событий для религиозной жизни прихода можно отметить то, что 12 июля 1851 года в здешней церкви совершил торжественно божественную литургию, кажется, впервые, Преосвященный Игнатий, бывший епископ Брестский, в сослужении шести священников, пении певчих Кобринского духовного училища и многолюднейшим стечении народа и соседей помещиков-католиков. Во время причастия священник Кобринской Петропавловской церкви Андрей Кульчицкий (ныне Просвященный епископ Ташкентский Александр) произнес памятное слово на текст: "И сами жиздитеся въ храмъ духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовны - благопріятны Богови Іисусъ Христомъ (1 Петр. 2, 5)".

Ныне состоящий священник, уроженец Кобринского уезда, священнический сын, кончивший курс наук, со степенью студента, в Литовской духовной семинарии 1849 года. До 1852 г. был учителем в Супрасльском уездном духовном училище, а 23 февраля того года рукоположен во священника к Шерешевской церкви, откуда и перемещен к Озятской 1857 г. на место своего тестя священника Виктора Григоровича, умершего 1853 г.

Прихожан ныне считается и состоит 965 душ мужеского и 994 женского пола. По племени - все смесь малоруссов с потомками древлян или жителей соседнего Полесья, по нравам грубы, склонны к пьянству, по обычаям суеверны. По вере все православные, к церкви усердны; в исповеди и причастии св. тайн не упустительно бывают ежегодно все, а многие престарелые и по несколько раз.

Главным занятием всех - хлебопашество и потому все домохозяева, имеют землю и с 1863 г. суть крестьяне-собственники. В селе Озятах, кроме бобылей и солдат, считается 75 дворов, в Старом селе 70, в Баранах 10, в Теляках 17, Рыковичах 4 и Гайковке 13 дворов хозяйских. От чего получили свое название все эти деревни, неизвестно, - и до 1861 года, т.е. уничтожения крепостной зависимости, составляли собственность помещиков-поляков. Деревня Гайковка, несомненно, получила название от владельцев Гайков, последний из коих, говорят, был изгнан из имения сродниками его Верещаками, наехавшими из Бреста с вооруженною шляхтою в половине прошедшего столетия. Гайка и Верещаки первоначально были православные, и, по введении в здешнем крае унии, уже сделались латинниками по вере, а наконец и поляками по духу.

Гайковка до 1845 года находилась вблизи Озят, за другою плотиною (гребелькою) по дороге из западного конца Озят в мызу Малые Озяты, а от того года помещиком Викентием Верещакою, перенесена за 10 верст в урочище Заболото, почему ныне и называют ее Заболотье, земля же, состоявшая во владении крестьян забрана под мызу.

Мыз ныне, в пределах Озятского прихода, состоит: Озяты, Малые Озяты, Мельники и Старое село. Все оне принадлежат помещикам-полякам, и арендуют оныя, большею частию жиды.

С 1861 года корчемство стало усиливаться; до того времени было в приходе две корчмы, а ныне шесть, и жиды, арендующие таковые, выманивают, как пьявицы высасывают, в народе трудовую его копейку.

Училище для поселянских детей, открытое при церкви местным священником с 1 сентября 1861 года, при пособии министерства народного просвещения преобразованное 1862 г. с 1 сентября в Озятское народное училище, помещается в доме построенном прихожанами тогоже 1862 года, состоящем в расстоянии от церкви примерно ста сажень. Учителем в нем ныне священнический сын Калужской губернии, не кончивший курса наук, семинарист Яков Чистяков, получающий годичного от казны жалованья 150 руб., помещение с отоплением, освещением и прислугою имеет в училищном доме. При училище, кроме училищной библиотеки, заключающей пособия и руководства к обучению, находится еще книжный склад для продажи, пополняемый из дирекции народных училищ. Учеников в нем ныне 45. Здесь же, вблизи училища, находится Озятское волостное правление, открытое в половине 1861 г., к которому принадлежит 250 дворов крестьян собственников, составляющих приход Озятский и Мыщицкий - Успенский.

1864 года, по предварительном совещании и обсуждении священника с прихожанами и братством церкви, подано прошение от имени его священника и братства на имя бывшего в то время начальника здешнего края графа Михаила Муравьёва, в коем просили о постройке новой в Озятах церкви, и братство со своей стороны, кроме выдачи чернорабочих и подвод, обещало жертвовать семьсот руб. на внутреннее устройство церкви, каковое оно собиралось сделать в память освобождения от крепостной зависимости.

1865 года утвержден Озятский церковный совет, состоящий из семи почетнейших прихожан, под председательством местного священника.

1866 года окончательно утверждено Озятское Свято-Николаевское братство, устав коего, составленный местным священником, утвержден и благословлен Ковенским епископом Александром, викарием Литовской епархии. Вот верная копия онаго устава: "Утверждается. Да поможет Господь братству в добром деле! Александр епископ Ковенский. 26 мая 1866 года. Вильна".

"Проэкт устава православного Свято-Николаевского Озятского Братства, состоящего, Гродненской губернии, Кобринского уезда, при Озятской Свято-Николаевской церкви:

1) Братство при Озятской Свято-Николаевской церкви с незапамятных времен существовало, всегда почти было довольно многочисленно, и, хотя скудным, но единственным почти было источником поддержания своей церкви. Каждый домохозяин, или вообще прихожанин, более состоятельный, считал и считает своею обязанностию и вместе с тем для себя честию быть в братстве, а потому оно и ныне довольно многочисленно.

2) Главною преимущественною целию этого общества было и впредь имеет быть строение своей только церкви, т. е. ея поддержание, украшение и прочее. Само собою разумеется, что если средства позволят, оно готово на все дела христианской любви и благотворительности, как в своем приходе, так и вне пределов его. Кроме сего оно обязывается содействовать своему пастырю примером и словом к распространению в приходе добрых нравов и обычаев, к искоренению суеверия и предрассудков и в ограждении всех интересов и прав православной своей веры и церкви от всяких на оные посягательств со стороны иноверцев. В сих последних случаях обязанность преимущественно принимают на себя старшие братчики, как более ревностные и приверженные сыны церкви.

3) Для того, чтобы всегда соответствовать своему назначению, братство считает своею обязанностию, буде церковь в том нуждается, делать добровольные посильные складки - деньгами, материалами и пособлять работою и прочим, чем кто может.

4) В случае недостатка собственных средств может просить епархиальное начальство снабжать оное прошнурованными и скрепленными книгами для сбора пожертвований в пользу церкви и вне пределов прихода.

5) Не смотря на свою многочисленность, Озятское братство, состоя ныне из одних прихожан, бедных еще ныне крестьян, не имеет, да и не может иметь в себе самом средств к полному достижению своей цели, даже в отношении удовлетворения всех материальных нужд и своей церкви; с другой стороны, хотя по времени своего существования, оно древнее, но по нравственно-религиозному своему характеру, изуродованному бывшим панским гнетом, оно очень еще робко и слабо, а потому и для возможного достижения духовной стороны своей задачи, крайне нуждается в братской помощи со стороны всех лиц, в груди коих бьется православно-русское сердце.

6) Православные обоего пола, всех званий, не прихожане церкви, вступают в братство без определенного годичного взноса, а сколько кто пожелает жертвовать.

7) Братство управляется пятью старшими по выбору братчиками, кои составляют братский совет под председательством местного священника, как старшего брата.

8) Старшие братчики, или члены совета избираются на три года и избранные не могут отказаться, а на другое трехлетие могут быть снова избраны, но не иначе как с их на то согласия.

9) Все дела братства решаются советом по большинству голосов, председатель пользуется правом двух голосов.

Примечание. Ныне члены братского совета составляют и церковный совет.

10) Братство имеет свою приходно-расходную книгу за шнуром, печатью и скрепою местного благочинного, по которой местным священником, в присутствии членов совета, не менее двух, ежемесячно и свидетельствуется приход и расход и остаток денег, что и утверждают своею подписью.

11) Братские деньги хранятся в церкви за двумя ключами членов совета - церковного старосты и братского казначея и священника.

12) Братство имеет два списка, один для обозначения в оном кто сколько вносит воска или денег, и другой для поминовений.

13) Местный священник обязан отслужить, в продолжении года ежемесячно, по одному молебну о здравии и спасении братчиков, две4 заупокойные обедни за усопших братчиков с литиею после оных и молебном о здравии живых после двух храмовых праздников; кроме того, ежемесячно по одной литии за упокой братчиков, во время жизни оказавших усердие к церкви, за что все, братство и выдает ему в конце года, вносимые по давнему обычаю на сей предмет по 10 коп. с каждого лица.

Условия вступления в братство для местных прихожан и местные его права.

14) Изъявивший желание состоять в братстве должен при вступлении в оное внести, в первый раз, в братский сундук два фунта простого желтого воска на братскую свечу и 10 коп. на братские молебны и поминовения, или же 1 р. и 30 к. деньгами.

15) В последующие годы, каждый братчик ежегодно должен вносить по рублю деньгами или воском по практикуемой на оный цене.

16) Деньги или воск братчики обязаны вносить на руки старшего братчика, перед Филипповым постом, на братских сходках, где и когда переделываются ими братские свечи. Нет впрочем надобности каждому быть на таковой сходке, можно внести деньги на руки старшего братчика в церкви, или в доме, а сей последний подает ежемесячно сведения для внесения в братский сундук. Братчику, который по бедности не может вдруг внести всего или части ежегодного взноса, допускается кредит, который продолжаться впрочем может не более года, а потому братчик, по истечению года, не внесший долга, и не изъявивший желания внести, лишается прав и звания братчика и имя его износится из синодика и ведомости братской.

17) Воспрещается навсегда, вопреки вкравшемуся злоупотреблению, держать в руках зажженную братскую свечу прочим членам семейства братчика, за его отсутствием, в церкви или где есть обычай; так как в братство вступает не семейство, а лице, и, чрез это злоупотребление, общество, теряя свое отличие, теряет вместе с тем и свой капитал и потому делается несоответствующим своему назначению, следовательно бесполезным.

18) Пред братскими сходками старшие братчики свешивают братские свечи недогарки, и сколько будет недоставать воску для того, чтобы каждая братская свеча, по переделке оной, имела весу 2 ф., столько они должны покупать такового за деньги, оставшиеся от прошлогоднего взноса, - вес впрочем свечей может быть и уменьшен по решению братского совета.

19) Каждый братчик имеет право, по прежнему обычаю, держать в руках братскую свечу, когда это положено по церковному уставу, также на литургии во время малого и великого входов и при освящении даров. Кроме сего пользуется братскими свечами при поминовении или погребении кого-нибудь из своего семейства, или же самого братчика, при чем братство имеет свою траурную хоругвь.

Примеч. Смотря по тому, больше или меньше бывает, в продолжении года, употребление братчиками своих свечей, больше или меньше надобно покупать воска для добавки к недогаркам; или по местному выражению, к пням. Отселе происходит то, что из общего братского взноса бывает больший или меньший остаток денег, который то и жертвуется братством в пользу церкви на ее нужды. Остаток этот средним числом можно примерно положить от 30 до 60 и более руб. в год. Ныне в наличности братских денег 821 р. 21 к.

К сему уставу от лица всего братства подписались старшие братчики члены братского совета: священник Адам Лехачевский, мировой посредник Иван Анчутин, крестьяне собственники: Феодор Макарук, Климент Пшонай, Михаил Бондарук, Иоаким Зелько и Павел Хомук, а за них, как неграмотных, по их личной просьбе росписуюсь наставник Озятского народного училища Яков Чистяков".

1867 год. Апреля месяца 20 числа совершена закладка новой деревянной церкви, на старом погосте, тут же при старой церкви, которую по окончании новой, братство предполагает собственным иждивением перенесть и перестроить в меньшем виде на Старосельское кладбище. - Закладку совершал Черевачицкий благочинный священник Антоний Котович, в сослужении Кобринского благочинного священника Льва Пашкевича, местного и 4 соседних священников и в присутствии Кобринского военного начальника, исправника и множества прихожан местной и соседних церквей. После положения краеугольного камня на месте, где имеет быть престол, в особо сделанном из кирпича погребе, положена медная доска с вырезанною на ней надписью "Во имя Отца и Сына и св. Духа". "Основася сия церковь в честь и память Святителя Николая Чудотворца, при державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя, Императора Александра Николаевича, при святительстве же Преосвященнейшего Митрополита Литовского и Виленского Иосифа и Преосвященнейшего Игнатия, епископа Брестского. В лето от сотворения мира 7375, от рождества же по плоти Бога-слова 1867. Апреля месяца 20 дня".

И особо, на пергаменте, вложенном в бутылку, налитую маслом, закупоренную и запечатанную церковною печатью, такая же надпись за собственноручными подписями благочинных Черевачицкого и Кобринского, - священников Антония Котовича и Льва Пашкевича, настоятеля церкви священника Адама Лехачевского, Бульковской церкви священника Иоанна Игнатовича, Мыщицкой Успенской церкви священника Евстафия Маркевича, Кобринской соборной церкви диакона Стефана Филяновича, Кобринского военного начальника Семенова, исправника Смарагдова и пристава Центковского.

Постройка церкви, производимая местным церковным советом, состоящим под предводительством местного священника на деньги, ассигнованные правительством в количестве 6993 р. 56 к., каковые деньги будут выдаваемы оному совету из Кобринского церковно-строительного комитета. Прихожане обязались выдавать со своей стороны нужное количество подвод для доставки всех материалов и чернорабочих.

Ноября месяца 21 числа церковный совет, согласно воле начальства, в прежнем своем составе, переименован в Озятское приходское попечительство.

Начало истекшего сего 1867 г. весны теплое и погодное, с последних чисел мая до конца июля частые и обильные дожди; вода заняла все почти сенокосы и низменные поля; урожай вообще, а в особенности озимого хлеба слабый, сена мало. Осень теплая, погодная и долгая. Снег и небольшие морозы начались с последних чисел ноября. Цены на хлеб: пуд ржи 1 р. 5 к., пшеницы 1 р. 35 к., сена 25 к.

В 1867 г. родилось 57 душ мужеского и 37 женского пола, браков было 25, умерло 25 душ муж. и 20 женского пола, в том числе убита выстрелом из ружья нечаянно одна душа, именно жена мужем и одна женщина утонула; присоединились к православию одно лицо муж. поля из мещан г. Вильны. - Церковной суммы в приходе с остатком от прежних лет в наличности 593 р. 84 к., а в расход за весь год 104 р. 86 к., затем в наличности к 1868 году состоит 488 р. 98 к., Братских денег в наличности 1118 р. 65 к.

1868 год. Января 30 с утра дождь, а около полудня сильная буря, продолжившаяся несколько часов.

Февраля 1 числа, братством получено 50 р., присланных Преосвященным Александром, епископом Ковенским, от потомственного гражданина г. Москвы Ивана Четверикова в память умершего Петра Куманина, имя коего тогда же и внесено в Синодик братский.

С 5 числа апреля по 26 июня не было дождя, ветры частые и засуха; посевы хлебов озимых, в особенности яровых, большею частию высохли. Осень прекрасная; всходы ржаные превосходные.

Ноября 30 получено частное известие о кончине Высокопреосвященного Митрополита Иосифа, в Бозе почившего 23 дня того же ноября, и тогда отслужена в церкви панихида.

В сем 1868 г. родилось муж. пола 43 и жен. 51 душа; браков было 9; умерло 23 души муж. пола и 34 женского.

Церковной суммы в остатке к 1869 г. 527 р. 20 к. братской 1276 р. 85 к.

1869 год. Урожай всех вообще хлебов - хорош, а из корнеплодных растений картофеля и луку - необыкновенный. Яблок и груш много. Сена тоже. - В продолжении лета и осени во многих местностях Кобринского Уезда и в самом г. Кобрине - падёж скота.

Родилось в Озятском приходе в продолжение года мужеского пола 42 души и женского 46 душ. Умерло 30 душ мужеского пола и 32 женского. Браком сочеталось 34 души обоего пола.

В наличности церковной суммы к Январю месяцу наступающего года состояло 414 р. 16 к. Братской же 560 р. серебр.

1870 год. С половины января по 10-е февраля необыкновенные в здешней стране, доходившие до 30% по Р. О. морозы. Мая 9 числа весь день западный необыкновенно бурный ветер. Мая 25 числа ревизионное посещение церкви Преосвященным Иосифом Епископом Ковенским, Викарием Литовской епархии. Лето вообще благоприятное и урожай хлебов хороший. Осень ранняя, холодная и мокрая. Октября 14 числа совершена закладка кладбищенской Старосельской церкви во имя Св. Архистратига Михаила, в память благодарности покойному Графу Михаилу Николаевичу Муравьеву, бывшему начальнику северо-западного края, к которому 1864 года Озятское братство входило с прошением о постройке Озятской новой церкви и который, вняв сему прошению, велел ассигновать нужную для того сумму денег. Братство строит означенную кладбищенскую церковь на свои средства из материалов старой церкви, оказавшихся после разборки еще вполне хорошими. В основание положен, в алтарной части, вблизи, где будет престол, камень с выбитым на нем шестиконечным крестом, найденный под алтарною стеною старой церкви.

По общему отчету, на постройку в селе Озятах приходской церкви, которая освящена 18 числа Октября, во имя святителя Николая Чудотворца, употреблено из ассигнованной правительством суммы: на работы вообще 1697 руб. 57 коп., материалы 4009 руб. 50½ коп., на кресты 125 руб., иконостас 500 руб., церковную утварь 480 р. Итого 6812 руб. 7½ коп.

Кроме того, на приобретение образов для иконостаса, утвари церковной, церковную ограду и прочее, употреблено: из пожертвований с 1861 года прихожанами церковной кружки 602 руб. 18 коп.; из братской суммы на тоже 448 р. 93 к.; из той же на колокола, в числе 4-х из коих большой весом 21 ½ пуд, а все 31 ½ пуд, купленные от Кобринской училищной Спасской церкви 480 руб.; из попечительской 214 руб.; сверх того пожертвовано прихожанами для мастеров хлебом в зерне на 180 р. Итого местных средств 1925 руб. 11 коп.

Сверх денежных средств выдано прихожанами, в продолжение постройки церкви, 3059 подвод и 412 дней чернорабочих.

Лесной материал был возим из Богдюковских лесов, что в близи м. Каменца, в расстоянии 35 верст.

Иконостас в новой церкви устроен дубовый, натертый спиртным лаком (политурой) в 2 с половиною яруса, украшенный богатозолочеными карнизами, резными капителями, виноградною и разною другою тоже золоченною резьбою. Царские врата в нем тоже резные в виноградную лозу и тоже золоченые.

Устройство его обошлось в 1073 руб. кроме икон, кои выписаны из Москвы и стоили 245 руб.

Из пожертвований более значительные были: от крестьян: села Озят Павла Зазона 35 руб. на медную вызолоченную ризу к древней храмовой иконе святителя Николая, которая делана в Москве и стоила с пересылкою, рамою и стеклом 69 руб.; деревни Старого села от Василия Калюшика 25 руб. и Василия Олесиевича 25 р., на образ святителя Василия великого, писанный тоже в Москве на дереве с золоченным, чеканной работы фоном; от Марии Викторовны Григорович шолковой лиловой материи 12 арш. на подризник и Марии Анчутиной, жены мирового посредника, воздух с двумя покровцами из белого атласа, вышитые ее рукою гарусом, и прочим на сумму 25 руб.

Урожай всех хлебов очень хорош. С конца ноября начались сильные морозы, снега и метели.

Прихожан мужского пола 1017 и женского 1039 душ. Родилось в 1870 году муж. пола 59 и жен. 55 душ. Браков было 16. Умерло муж. пола 37 и жен. 45 душ.

Церковной суммы в остатке к 1871 г. 33 р. 96 к., братской 609 р. 65 к., попечительской 58 к.

1871 год. Январь - большие морозы до 27 градусов по Р.; февраль - морозы слабеют, оттепель; март - холодный, ветренный и сухой; весна и лето мокрые, постоянные почти дожди; сена мало и гнилое; урожай всех хлебов и корнеплодных растений весьма слаб; осень тоже мокрая и холодная; всход озимых хлебов плохой и не обещающий хорошего урожая.

Цены на хлеб высоки: ржи 70-82 к. пуд, пшеницы 1 р. до 1 р. 20 к., муки пшеничной, лучшего сорта 2 р. 60 к., пуд картофеля 2 р., полчетверти бобовых (фасоли) 16 руб. четверть.

Прихожан 1038 муж. пола и 1059 жен. пола. Родилось в 1871 году муж. пола 49 и жен. пола 39 душ; браков 17; умерло муж. пола 26 и жен. 29 душ.

Церковной суммы на 1872 г. 47 р. 15 к. братской 271 р. 15 к. попечительской 12 р. 59 к.

1872 год. Зима вообще благоприятная для свозки лесных материалов; морозы слабые, снегу мало. В марте сначала дожди и снега обильные, в конце тепло. Весна ранняя, весьма теплая. Лето благоприятное для уборки сена и хлеба. Яровые посевные очень хороши, озимые очень слабы. Осень необыкновенно теплая и погодная. 26-го сентября ревизионное посещение церкви Преосвяшенного Евгения, епископа Брестского, викария Литовской епархии. С 14 на 15 ноября ночью молния и громы. Первые слабые морозы с 5 по 12 декабря, потом до конца оттепель.

Декабря 7 числа освящена во имя св. Арх. Михаила Старосельская кладбищенская церковь. Освящение совершали: священник Бульковской церкви Иоанн Игнатович в сослужении священников Иулиана Игнатовича и Антония Мижевского и диакона Кобринской соборной церкви Стефана Филяновича. Постройка этой церкви обошлась местному братству в 728 р.

Прихожан в конце года при Озятской церкви состоит: 1050 муж. и 1052 душ жен. пола. Родилось в 1872 г. 51 муж. и 59 жен.; умерло 34 муж. и 36 жен.; браком сочеталось 26 лиц обоего пола.

Церковной суммы в остатке в 1873 г. 58 р. 6 к., братской 200 р. 71 к.

Цены на хлеб в конце года: рожь по 72-78 к., пшеница 1 р. 20 к. - 1 р. 35 к., ячмень 65-72 к., овес 60-70 к., пуд пшеничной муки лучшего сорта 2 р. 60 к.

1873 год. Зимой вообще морозы слабы, не выше 12% Р. М.; снегу мало очень и санной дороги почти не было; весна в начале теплая, потом в конце марта и весь апрель холода, а по ночам приморозки.

С 25 июля мес. по 6 октября в деревнях: Озятах, Старом селе, Теляках и Гайковке холера. Умерло от этой эпидемии 241 душа обоего пола. В Озятском приходе эта эпидемия от своего появления в крае, т. е. с 1830 г. впервые проявилась и, хотя в уезде в 40 деревень была, но нигде не была в такой степени смертоносною. Отказывались хоронить умерших, умирали целыми семействами, крестьяне уходили в леса. В июле же в Озятах был и падеж скота от чумы.

Урожай зерновых хлебов хороший, в особенности ржи. Осень сухая, теплая, даже жаркая и продолжительная. Родилось 34 души муж. и 45 жен. пола; бракосочеталось 42 лица; умерло 168 муж. и 131 жен. пола. К 1874 г. оставалось капиталов церкви: церковной суммы 100 р. 31 к., братской 281 р., попечительской 47 коп.

1874 год. Зима умеренная; в январе оттепель, снег и дождь; весна умеренная тоже; летом дожди до августа; осень теплая и сухая; начало зимы в половине ноября. Родилось 35 муж. и 46 жен. пола; браком сочеталось 54 лица; умерло 23 муж. и 19 жен. пола. В остатке к 1875 г. церковной суммы 85 р. 25 к., братской 358 р. 55 к., попечительский 21 р. 20 к.

1875 год. Зима умеренная, весна теплая, лето благоприятствующее для роста хлебов и трав. Осень очень сухая, но холодная, необыкновенный урожай картофеля. Снега начались с 1 октября и потом морозы, а с 8 ноября до конца месяца оттепель, с декабря опять морозы и снега.

Родилось 48 муж., 56 жен. пола, бракосочеталось 32 лица; умерло 27 муж. и 28 жен. пола. Наличных капиталов церкви к 1876 г. оставалось: церковных сумм 63 р. 67 к.; братских сумм 434 р. 95 к.; попечительской суммы 11 р.

Цены на хлеб в конце года: рожь 76 к., пшеница 1 р. 30 к., ячмень 69 к.

1876 год. Снегу много, зима продолжалась до апреля. 7 мая снег, мороз в несколько градусов, совершенно побил по садам цвет на плодовых деревьях, весна вообще холодная, с частыми бурями; лето сухое, сена мало, урожай ржи очень слаб, яровые хлеба хорошие, урожай картофеля слаб; осень теплая и продолжительная; начало зимы с декабря, в первой половине которого снежные метели и сильные до 28% морозы, в конце же дождь и тепло до 6-ти градусов в тени.

Родилось 41 муж. и 46 жен. пола, бракосочеталоь 38 лиц, умерло 21 муж. и 37 жен. пола.

В остатке к 1877 году: церковных сумм 73 р. 2 к.; братских 164 р. 25 к.; попечительских 38 руб. 85 коп.

1877 год. Января 1 число. Служение в церкви по положению и поучение о необходимости с новым годом начать новую, т. е. добродетельную жизнь. 5 числа, навечерие Богоявления Господня, после литургии освящение воды. 2 числа неделя пред просвещением; после литургии получение экспромто. 6 числа Богоявление Господне, катихизическое поучение экспромто о св. Тройце. 9 числа, неделя по просвещении, поучение. 14 числа, отдание празднику Богоявления, служение в церкви по положению. 16 числа неделя о Мытаре и Фарисее, поучение о смирении и самохвальстве, из Путятина, применительно к местным прихожанам, которые даже по исповеди часто, вместо искреннего признания своей пред Богом виновности, подобно фарисею, говорят, что "ничем не согрешил, или: на вопрос духовника, чем грешен, отвечают" а чем же? "того я не сделал, того не сделал", словом, не каются, а как бы сами хвалят себя пред Богом и т. п. 19 числа среда и 21 пятница служение в церкви. 22 ч. служение по заказу за упокой Евдокии. 23 ч. неделя о блудном сыне, поучение, после рассказа евангельской притчи о том, что все мы блудные пред Богом сыны, и стало быть, всем нам необходимо, подобно евангельскому сыну, не откладывая своего покаяния, немедленно обратиться с искренним раскаянием в своих грехах к общему нашему Богу Отцу. 24 числа служение по заказу за упокой Татианы. 29 родительская суббота служение по положению. 30 ч. неделя мясопустная - поучение о страшном суде Божием.

В январе вообще морозы слабые. 31 января дождь, потом буря со снегом. Значительная смертность малолетних детей.

Приобретены братством в дар церкви сребропозлащеные: дарохранительница, чаша, дискос, два блюдца, лжица и копье и евангелие в серебрянном окладе за 320 р.

1 февраля предпразднество сретения, служение в церкви по положению. Хороший солнечный день с небольшим морозом.

Сими последними словами заканчивается церковная летопись Озятской церкви, веденная с 1867 по 1878 год, настоятелем священником А. Лехачевским, скончавшимся от чахотки 8 августа 1878 года.

Верно с подлинным. Священник Василий Котович.

Литовские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 28. - С. 231-238.

Примечания

  1. В древности "Озятó". См. "Собрание древних актов и грамот". Вильна. 1843 г. ч. 2, стр. 198 (Ред.)
  2. Теперь Старосельской кладбищенской.
  3. Крестьяне местечко называют Лебедево, оно по 2-му преданию разрушено Шведами. К монастырю принадлежала Ходыничская церковь, ныне приписная к Верхолесской Свято-Николаевской церкви. Метрические книги Ходыничской церкви ведены записью свящ. Озятской церкви до ея отделения, о чем свидетельствует настоятель Верхолесской церкви отец Иосиф Корнатовский, владеющий означенною церковью (Прим. священника Василия Котовича).
  4. Служатся на другой день после св. Духа и 7 декабря - другой день после праздн. св. Николая.

На галоўную старонку