На галоўную старонку  

Просмотреть тему | Ответить | В начало | Предыдущее | Следующее

Ответ Тристану

Отправлено: Алесь Романович
Дата: 7 июля, 2002

В ответ на: История возникновения Берёзовского кляштора картузов (Виктор Тристан)

"Немногочисленные издания о католическом монастыре (кляшторе) в г. Берёза, в основном польского происхождения, сообщают в общих чертах его историю, совершенно оставляя в стороне историю его создания. "
- Совершено непонятно, почему автор утверждает, что польские авторы (следует признать, что им принадлежит подавляющее число научных работ) «совершенно оставили в стороне историю его создания». Вот несколько авторов, которые подробно описали период создания монастыря: Мария Поповская1 стр. 8-13, Рафал Витковски2 посвятил целую статью возникновению и первым годам существования монастыря. Статья последнего так и называется «Первые годы картузии Св. Креста в Берёзе». Первая из указанных книг, по моему убеждению, является самым полным научным исследованием по берёзовскому монастырю. Более объёмной и более проработанной работы я ещё не встречал. При объёме только 125 страниц книга содержит 630 ссылок (!!!) на различные источники. Исследование охватывает весь период существования кляштора (от создания до закрытия и даже события, которые происходили после 1832 года) и все стороны его жизни (внутренняя жизнь монахов, благотворительная и хозяйственная деятельности, библиотека, аптека, школа и т.д.). Автор перебрала огромный материал библиотеки Виленского университета, где находился наибольший объём источников по монастырю. И не только этого научного учреждения. Активно используются в книге материалы из библиотек в Курнике, Львове, архивов в Гродно, Варшаве и Вильне. Следует напомнить, что работа была написана в 1938. За исключением Санкт-Петербурга Поповска имела доступ к большинству мест хранения информации о монастыре. Работа эта уникальна и ценна для нас ещё и потому, что последующие исторические события (война и передел территории некогда единого государства между несколькими странами) практически повторно разделили и так уже разделённое наследие Берёзовской картузии. Сейчас даже трудно сказать, какие из источников, приведённых Поповской, целы и где их сейчас искать.
"Отечественные публикации, к сожалению, вообще вносят в этот вопрос полную путаницу дат, имён и названий. Поэтому обратимся к фактам и попытаемся обозначить проблему, неизбежно возникающую при изучении одного из замыслов нашего великого земляка - Льва Сапеги (1557-1633 гг.). Побудительная идея возникновения кляштора, на наш взгляд, явилась и причиной гибели "Carthusiae Sanctae Crusis prope Berezam in Lithuania" - картузии Св. Креста в Берёзе на Литве. Что, однако, не доказывает ошибочность самой идеи."
- Относительно утверждения, что основателем Берёзовского монастыря был Лев Сапега, я пишу немного ниже. Для меня непонятна сама «побудительная идея»!!!!
"Как сообщает "Виленский календарь" за 1892 г. "В 1602 г. в 1 версте от Березы литовский канцлер Лев Сапега основывает монастырь ордена Св. Бруно и закладывает костёл"".
- Несмотря на то, что я занимаюсь поиском материалов о Берёзовском монастыре более 10 лет, я первый раз вижу информацию о том, что монастырь основан в 1602 году. Газетные статьи всегда вызывали у меня недоверие. Журналисты и в наше время (да и в то время) пишут или писали, посвятив изучению отдельного вопроса довольно небольшое время. Это не вина их – это просто такая профессия. Сегодня об одном, завтра о другом. И я никогда не могу поставить рядом информацию из серьёзной научной работы и «информацию» из газетной или журнальной статьи. Профессионал и любитель – это совершенно разное. Во всех известных мне источниках (тех, что привожу я, и тех, что приводит мой оппонент) сообщается дата основания монастыря - только 1648 год!!! Исключений нет, если конечно не считать статью из «Виленского календаря». А если это просто опечатка, что тоже не редкость в газетах? В статье Витковского2 подробно описана переписка картузианских монахов из Парадижа (возле Гданьска) с Казимиром Сапегой о возможности основания и строительства монастыря на территории его владений. Многочисленные письма датированы 1646-1648 г.г. Всё это подкрепляется ссылками на соответстующие источники. Дата 1648 столько раз была напечатана в разных работах разных авторов, столько раз написана в разных статьях, что опечатка исключена полностью. Да и посланник папы римского приехал на закладку углового камня костёла в Берёзу в 1648 году, а не на 46 лет ранее!!! Такие люди не ездят каждый день, да и неизвестно, сколько бы лет было нунцию Яну де Торресу (Jan de Torres), если его омолодить на 46 лет?! Заявление о новой дате основания монастыря, на мой взгляд, несерьёзное и не подтверждено убедительными ФАКТАМИ. Всё вышесказанное (отсутствие фактов) относится и к утверждению Тристана, что основал монастырь Лев Сапега, а не его сын Казимир Лев Сапега. Во всех известных документах сообщается, что именно Казимир Лев был основателем кляштора и был похоронен (вернее, после смерти перезахороне)/ в костёле монастыря. Именно Казимир Лев Сапега завещал часть своего состояния берёзовским монахам. Каждый год в день его смерти монахи в Берёзе проводили в его честь траурное богослужение. Его портрет и его каплица были в костёле. И это далеко не полный список фактов.
"Отечественные публикации, к сожалению, вообще вносят в этот вопрос полную путаницу дат, имён и названий."
- Никакой путаницы нет у серьёзных отечественных историков. Следует хотя бы обратиться к работе Анатолия Грицкевича3. Здесь же можно прочитать биографию самого Казимира Льва Сапеги.
"Монастырь располагается на месте целебных источников, образующих ручей Кречет, где, по местной легенде, произошло прозрение слепого странника. История кляштора хранит тайны многих чудесных исцелений. И мы, вместе с этим монастырём, утратили, возможно, здравницу европейского значения, т.к. целебные источники исчезли."
- Я родился и прожил довольно много в Берёзе недалеко от кляштора. В детстве часто был на развалинах и его окрестностях. Я никогда не слышал ничего об целебных источниках и никогда ничего подобного не видел в исторических документах. Возможно, существует какая-то неизвестная мне отдельная легенде о чудесном исцелении, но легенда на то она и легенда, чтобы её достоверность была подтверждена ФАКТАМИ. Тем более, когда речь идёт о «многих целебных исцелениях». Тем более, что источник, который является началом Кречета, находится в нескольких (5-7) километрах от монастыря. В детстве я доходил по руслу Кречета до железнодорожного полотна около станции Берёза-Картузская и ещё не видел начала речки. Монастырь, в силу всего вышесказанного, не был сооружён на «месте целебных источников, образующих ручей Кречет». Так и сама идея со «здравницей европейского уровня» несколько преувеличена.
"На территории кляштора строят аптеку и госпиталь - первые медицинские учреждения в этих местах."
- Аптека возникла в середине XVIII столетия, т.е. через 100 лет после основания монастыря. У стен монастыря (за зданием «Палаца Сапегов») ещё на фотографиях 30-х годов ХХ столетия виден т.н. «огород», где и выращивали травы для аптеки. Сама же аптека находилась слева от въездных ворот, т.е. в нескольких шагах от «огорода». Аптекарь имел двух помощников, которые, видимо, и отвечали за выращивание трав. Госпиталь представлял обычный приют для бедных и убогих, где кормили, давали ночлег и некоторую первичную медицинскую помощь. Нет никаких данных, чтобы там лечили от серьёзных болезней (с помощью «целебной» воды или лекарствами). Никогда в документах не упоминалось ни о каком-нибудь враче или лекаре!!!
"Была ли это попытка возврата к древней русинской религиозной идее?"
- Полностью не согласен с Тристаном, что берёзовский монастырь имеет отношение к «русинской религиозной идее». Из всех известных документов, манускриптов, книг религиозного и светского содержания, которые использовали монахи и которые они сами переписывали, нет ни одной написанной на славянском языке (кроме польского). Все литургические книги, хроники монастыря написаны только на латыни. Все богослужения тоже только на латыни. Библиотека, которая состояла из более 2000 томов, не имела ни одной «русинского» названия и текста. Ни в одном из исследований ничего такого не упоминается. Книг на «русинском» языке в монастыре нет, богослужение - на латыни, монахи - в основном выходцы из Германии, Польши, Моравии, в последний период - много из местных католиков. Само течение картузианство – это ветвь католицизма. Какая здесь тогда связь с «древней русинской религиозной идей»?! Мне не понятно! В своём завещании Казимир Лев Сапега передал часть из своих имений и денежных средств ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО католическим и униатским костёлам и монастырям. Сокращённый список можно найти у Грицкевича3.
"История возникновения и гибели берёзовского кляштора глубоко символична. Ещё одна попытка поиска русинами своего духовного пути была задушена хищными соседями. Но альтернативы, как доказывает та же история, нет. Или свой монастырь - школа на целебных источниках, или чужая тюрьма у замутнённого канала с гордым названием Кречет."
- Здесь мне вообще ничего не понятно. Никакого монастыря «на целебных источниках» нет и не было. Был просто монастырь на речке Кречет. Никакой (применительно к берёзовскому монастырю) «попытки поисков русинами своего духовного пути» тоже не было. Была довольно консервативная, замкнутая католическая обитель.
- Мне всегда интересны новые мнения, но если они основаны на фактах или документах. Иначе это очень походит на легенду или быль, а это уже совершенно другая «история».
PS для тех кто интересуется более подробнее о картузианстве советую заглянуть на сайт www.chartreux.org.
1 Marja Popowska, Rys dziejow kartuzji bereskiej w latach 1648-1831

Odbitka z “Ateneum wilenskiego”, Rocznik XIII, 1938r., Wilno, 1938
2 Rafal Witkowski, Pierwsze lata kartuzji Sanctae Crucis w Bereze

“Litwa a jej Sasiedzi od XII do XX wieku”, Poznan, 1994
3 Анатоль Грыцкевіч, Казімір Леў Сапега (1609-1656)

“Славутыя імёны Бацькаўшчыны”, выпуск першы, Мінск, 2000

Алесь Романович

Сообщений в данной дискуссии

Просмотреть тему | Ответить | В начало | Предыдущее | Следующее

На галоўную старонку