На галоўную старонку
 


Этническая структура
населения Брестской области

(к вопросу о "скрытых" этносах)

При формировании правового общества важное место принадлежит разрешению этно-национальных проблем. Такие проблемы существуют не только у сформировавшихся наций и народностей, но и у субэтносов, в частности, у специфических этнографических групп. Каждый человек относится к определенному этносу (субэтносу) и в правовом обществе, наряду с общими общечеловеческими правами, должен обладать правом удовлетворения своих этно-национальных потребностей (не в ущерб представителям других этносов). Удовлетворение таких потребностей во многом зависит от той информации об этносе, которая известна общественности. Этносы и субэтносы разные, неодинаковые у них и этнонациональные потребности.

Остановимся на одном регионе, который характеризуется значительной этно-национальной спецификой. Регион этот - Брестско-Пинское Полесье. В настоящее время основная его часть входит в состав Брестской области БССР, части его находятся в составе Ровенской и Волынской областей УССР и Белостоцкого и Бяльско-Подляшского воеводства Польши. Рассмотрим этно-национальные особенности данного региона в разных аспектах.

Прежде всего приведем данные официальных переписей и исчислений, ставивших целью отразить национальный состав населения региона.

Перепись или так называемые "Приходские списки" 1857 г. - Брестский, Кобринский и Пружанский уезды Гродненской губернии, Пинский уезд Минской губернии. Территория этих уездов в основном соответствует Брестско-Пинскому Полесью. Учет населения проводили священники в своих приходах. Собранные материалы обработаны и опубликованы М. Лебедкиным. Согласно полученным данным, коренное население указанных четырех уездов по его "племенной" (национальной) принадлежности распределялось следующим образом: малороссияне 94770 чел., белорусы 89099 чел., великороссияне 42371 чел., литовцы православные 35425 чел., литовцы католики 9736 чел., ятвяги (православные) 24341 чел., бужане 5434 чел., поляки (католики) 15045 чел.

Данные этой переписи обработали и частично дополнили П. О. Бобровский (1863 г.), И. Зеленин (1864), П. Н. Батюшков (1864 г.), М. Коялович (1865 г.), П. О. Бобровский и И. Зеленин коренное население указанных четырех уездов отнесли к этнографическим группам малороссиян. П. Н. Батюшков отнес к белорусам население, записанное (по М. Лебедкину) белорусами, великороссиянами, литовцами, ядвягами, бужанами, а к малороссиянам -записанных малороссиянами и частично поляками. М. Коялович к белорусам отнес население, записанное великороссиянами, литовцами, ядвягами, бужанами и частично (в Брестском и Кобринском уездах) белорусами, к малороссиянам - записанных малороссиянами, белорусами (в Пинском уезде), поляками частично.

Данные российской военной статистики за 1875 г. - исчисление А. Ф. Риттиха, те же уезды (Брестский, Кобринский, Пружанский, Пинский), мужское население: малорусы 192472 чел. - 85,8%, остальные - евреи, поляки, в небольшом количестве немцы и татары.

Перепись 1897 г., те же уезды - Брестский, Кобринский, Пружанский, Пинский: малорусы 298051 чел. (православные 290136, католики 6170, других исповеданий 1745), белорусы 282064 чел. (православные 268541, католики 13234, других исповеданий 289), православные великорусы (часть из них - местные жители, усвоившие русский язык) - 32406 чел.

Перепись 1909 г., те же уезды: русские право-славные ок. 663 тыс., русские других исповеданий (гл. обр. католики) 27185 чел.

Учет 1914-1917 гг., те же уезды: коренное население отнесено к белорусам (ок. 80%) и малорусам (ок. 165 тыс., 20%)

По Брестскому миру (3 марта 1918 г.) большая часть Брестско-Пинского Полесья включена в состав Украины. По официальным статистическим данным того периода, коренное православное население рассматриваемого региона отнесено к украинцам. Приводим процент украинцев по отдельным уездам, по данным 1918 г.: Брест 68,3%, Береза 76,6%, Дорогичин 72,8%, Дубица 65,3%, Иванове 67,8%, Кобрин 69,9%, Пружаны 71,4%, Черняны 64,2%.

13 ноября 1918 г. ВЦИК РСФСР аннулировал Брестский мир. В феврале-июне 1919 г. Брестско-Пинское Полесье оккупировала Польша. В июле-августе 1920 г. здесь восстановлена советская власть. В августе-октябре 1920 г. регион снова занят польскими войсками. По Рижскому миру (18 марта 1921 г.) Брестско-Пинское Полесье вошло в состав Польши. Приводим данные польских переписей.

Перепись 1919 г., Брестский, Кобринский, Пинский, Пружанский уезды Брестского округа: белорусы 232224 чел., россияне 27775 чел.(в основном коренное население), русины (украинцы) 3714 чел., тутэйшие (местные) 91158 чел.

Перепись 1921 г., Брестский, Дрогичинский, Кобринский, Коссовский, Лунинецкий, Пинский, Пружанский уезды Полесского воеводства: белорусы 374615 чел., русины (украинцы) 10833 чел., россияне 3491 чел., тутэйшие (местные) 27761 чел., православные "поляки" ок. 110 тыс. чел.

Перепись 1931 г., Брестский, Дрогичинский, Кобринский, Коссовсхий. Лунинецкий, Пинский, Пружанский, Столинский уезды Полесского воеводства: белорусы 74202 чел., украинцы 45776 чел., россияне 15948 чел., тутэйшие (местные) 632775 чел., православные "поляки" ок. 35 тыс. чел.

В 1939 г. Брестско-Пинское Полесье вошло в состав БССР и частью в состав УССР. В этом же году проведена перепись. Материалы ее не опубликованы. Но в народе сохранились воспоминания о ней, поскольку при ее проведении, в отличие от других переписей, о национальном самосознании спрашивали конкретно каждого человека или хотя бы главу семьи. По рассказам старожилов, во время этой переписи в большинстве сел южных районов современной Брестской области БССР и в ряде северных районов Волынской и Ровенской областей УССР многие записались белорусами и в то же время многие - украинцами. Как сообщают старожилы, нередко к разным национальностям отнесли себя члены одной семьи, родители и дети, родные братья и сестры.

К 1941 г. относится немецкая оккупация рассматриваемой области. Немецкие власти большую ее часть административно отнесли к Украине, меньшую - к Белоруссии. Соответственно коренное население отнесли или к украинцам (в "украинской" части), или к белорусам (в "белорусской" части).

После освобождения Советской армией рассматриваемого региона (1944 г.) здесь восстановлены довоенные границы. На основной территории Брестско-Пинского Полесья, входящей в состав БССР, в 1944-1945 гг. коренное население, за небольшими исключениями, отнесено к белорусам. В части региона, вошедшей в состав УССР, в первые послевоенные годы официально значилось много украинцев и в то же время много белорусов. В 50-е годы к украинцам официально относили уже большинство коренного населения. Исключение составляет Ракитянский район Ровенской области, где по данным послевоенных переписей, значительная часть коренного населения продолжает относить себя к белорусам.

Приведем данные послевоенных переписей по административным единицам, в состав которых вошло Брестско-Пинское Полесье.

Брестская область БССР, 1959 г.: белорусы 86,1%, русские 7,4%, поляки 3,5%, украинцы 2,2%, 1970 г.: белорусы 86,1%, русские 8,2%, поляки 2,5%. украинцы 2,4%, 1979 г.: белорусы 84,7%, русские 9,2%, украинцы 3%, поляки 2,5%, 1989 г.: белорусы 82,8%, русские 10,1%, украин-цы 4,2%, поляки 2,2%.

В Волынской области украинцы составляли: в 1959 г. 94,6%, в 1970 г. 94,9%, в 1979 г. 94,7%. Соответственно в Ровенской области: в 1959 г. 93,4%, в 1970 г. 93,5%, в 1979 г. 93,3%. Белорусы в Ровенской области составляли: в 1959 г. 1,2%, в 1970 г. 1,3%, в 1979 г. 1,4%.

Мы привели данные официальных переписей и исчислений о национальном составе населения Брестско-Пинского Полесья в разные годы, начиная с середины XIX в. и до наших дней. Они отражают распределение населения по официальной национальной принадлежности или официальной национальности.

Остановимся теперь на особенностях этнического самосознания коренного населения рассматриваемой области. Ограничимся рассмотрением самосознания населения основной, среднеюжной части Брестско-Пинского Полесья, которое представляет отдельную этнографическую группу (субэтнос). Будем условно называть эту группу - берестюки-пинчуки. Речь пойдет об этническом самосознании рубежа Х1Х-ХХ в.в. Выводы сделаны на основании записей многочисленных сообщений старожилов, которые родились в 70-90 годы XIX - начало XX в.в. Такой хронологический срез примечателен следующим. Большинство местных жителей были или неграмотны, или имели полное, либо неполное начальное образование, т.е. они испытали малое влияние новой книжной культуры. В связи с этим они ориентировались прежде всего на старую этническую традицию. В начале XX в., как и ранее, большинство мужчин участвовали в лесосплавных работах по р. Припять, ее протокам и Днепровско-Бугскому каналу. Большинство мужчин Брестско-Пинского Полесья в конце XIX - начале XX вв. хотя бы раз в жизни ездили на заработки в Америку (США, Канаду). Многие служили в армии. Последние обстоятельства способствовали расширению этногеографического кругозора. Заметим, что основная масса коренного населения рассматриваемого региона исповедовала православие. Так, в 1897 г. в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Пинском, которые в основном соответствовали Брестско-Пинскому Полесью, православные составляли 76,7%, католики 5,2%.

В качестве самоназвания для берестюков-пинчуков служил этноним руськие. К руським относили восточных славян. Всех руських берестюки-пинчуки делили на несколько групп. Выделялись следующие группы.

1. Местные руськие, наши люди, - это берестюки-пинчуки, коренное население средне-южной части Брестско-Пинского Полесья. Выделение самих себя в особую группу было весьма чётким. Но конкретного этнонима для самих себя в принципе не было. Существовали этнонимы загородцы, берестюки, пинчуки, но они были мало употребительными. Наиболее близкими к своей группе считали волынцев и полисцев (о них см. ниже). Жители Понёманья, расположенного севернее Брестско-Пинского Полесья, берестюков-пинчуков, волынцев и значительную часть полисцев обозначали этнонимом гидуны.

2. Волынцы - жители (коренные) Волыни без ее северных районов.

3. Полисцы или руськие Полисья - жители области, расположенной к юго-востоку от низовьев Горыни (в сторону Киева).

4. Хацюны или литвины - жители основной части нынешней БССР и прилегающих районов ряда области РСФСР и УССР. Основной признак "цекающе-дзекающие" говоры.

5. Россейцы - это великорусы, основной этнос России. Иногда их называли кацапами, но этот этноним считался невежливым.

6. Украинцы - основное население центральной, южной и восточной Украины.

7. Австрийцы - украинцы Галиции, Буковины, Закарпатья (эти области входили в состав Австро-Венгрии).

8. Козаки - русские и украинские казаки Дона, Кубани и других регионов.

Немногим были известны другие группы: холмяки (украинцы Холмщины), подоляне (жители Подолья, обычно их относили к украинцам). С 20-х годов стала широко известна Карпатская Русь (Закарпатская Украина).

Руськие, т.е. восточные славяне, входили в более крупную общность. Имя ей славяне. Многие берестюки-пинчуки знали, что существуют такие народы, как болгары, сербы, чехи, не говоря уже о поляках, знали, что все они, как и руськие, этнические родственники, что все они славяне.

Руськие, как этническая общность, имели свои "атрибуты", к которым, в частности, относятся следующие.

Старой этнической столицей считался Киев. Самые известные горы - Карпаты. Самое известное море - Черное море. Основная славянская водная артерия - Дунай, местная водная артерия - Трипять (так называли Припять).

Книжные языки. Для старобелорусского и староукраинского языков существовало общее название - старинный руський (русский) язык. Графика этих языков позволяла читать тексты на них в разных регионах Белоруссии и Украины с учетом местного произношения. Грамотность была распространена на русском языке. Современный русский литературный язык нередко называли новым руським языком (в отличие от старого руського языка). На рубеже XIX-XX вв. некоторые умели читать по-польски, по-украински, по-церковнославянски, по-английски.

Архаическое этническое самосознание берестюков-пинчуков рубежа ХIХ-ХХ вв. включало и весьма древние элементы, и наслоения разных эпох. В Х1Х-ХХ вв. оно тоже существенно изменилось, особенно после 1939 г., когда Брестско-Пинское Полесье вошло в состав БССР и частично УССР. На традиционное самосознание оказывали влияние: официальная национальность, которая многократно менялась, разного рода этнические процессы, политическая история. Рассмотрение этих процессов заслуживает специального исследования.

В этнонациональном самосознании берестюков-пинчуков этнический фактор продолжает играть существенную роль. Поэтому остановимся еще на современной этнической структуре населения рассматриваемого региона. Основным признаком современных этнографических групп и подгрупп в Брестско-Пинском Полесье является тип говора (наряду с особенностями материальной и духовной культуры и под.). Поэтому в основу этнического деления рассматриваемого региона положим различия по говорам.

Определим приблизительную численность отдельных этнографических групп и подгрупп. За исходную цифру примем данные переписи 1989 г., согласно которой население Брестской области составляет 1458 тыс. чел, Из этой цифры выделим коренное население. К коренному населению Брестской области отнесем следующие группы: 95% или 1147 тыс. чел., записанных белорусами, 15% записанных русскими и украинцами (соответственно 22 и 9 тыс. чел.), 70% или 22 тыс. чел., записанных поляками (большинство белорусскоязычных поляков области, - это католики местного происхождения). Получим цифру 1200 тыс. чел. (82,3% населения области).

В Брестской области 240 сельсоветов (включая поселковые и городские Советы, имеющие в своем составе сельские населенные пункты). Разделим 1200 тыс. на 240, получим 5 тыс. Это усереднённая цифра численности коренных жителей, проживающих в одном сельсовете, а также выходцев из этого сельсовета, проживающих в городах и городских поселках области, и их потомков. "Привязка" городского населения к определенным этнографическим группам аргументируется тем, что полного разрыва у этого населения со своим субэтносом не произошло.

Теперь проведем исчисление. Число сельсоветов, расположенных в пределах ареала расселения этнической группы умножим на 5 тыс. Получим приблизительную численность населения данной группы. Таким образом мы определим численность всех групп области. Для малочисленных групп внесем некоторые коррективы, учитывая данные переписи 1921 г. о численности населения тех деревень и местечек, в которых концентрировалось население, относящееся к этим группам. Все цифры округляем с точностью до 1 тыс.

Теперь приведем сведения об этнографических группах и подгруппах Брестской области. Кроме таких сведений, как районы расселения, численность, приводим сведения о говорах. Сведения эти не представляют собою описание отдельных диалектных особенностей. Мы приводим перевод на отдельные говоры фразы "он будет ходить в лес" и, кроме того, слова "день, небо, весна, камень, сын, зять". В этих переводах будут отражены основные фонетические особенности говоров. Перевод одних и тех же слов даст возможность данные говоры сопоставить.

Берестюки (синонимы: пинчуки, загородцы, западные полешуки) заселяют южную часть области, кроме юго-востока. На этой территории расположены города и городские поселки: Брест, Пинск, Кобрин, Белоозерск, Высокое, Дорогичин, Жабинка, Иванове, Каменец, Столин, Антополь, Домачево, Логишин, Речица. Численность - ок. 685 тыс. чел. По особенностям говоров среди берестюков выделяются подгруппы, основные и периферийные. К основным группам относятся среднезагородцы (ок. 325 тыс. чел.), южнозагородцы (ок. 150 тыс. чел.), севернозагородцы (ок. 144 тыс. чел.) и тороканцы (ок. 25 тыс. чел.), к периферийным - малечцы (Малечский и Сигневичский сельсоветы Березовского района; ок. 10 тыс. чел.), севернологишинцы (несколько деревень на юге Ивацевичского и на севере Пинского районов; ок. 7 тыс. чел.), обровцы (д. Оброво Ивацевичского района; ок. 2 тыс. чел.), среднепогорынцы (г. Столин и близлежащие населенные пункты; ок. 14 тыс. чел.), южнотелеханцы (несколько деревень на юге Ивацевичского и на севере Пинского районов; ок. 7 тыс. чел.).

Примеры, на говорах. Среднезагородские говоры: "вiн (вын) будэ (будэть) ходыты (худыты) в ліс, дэнь, нэбо, вэсна, высна, камынь, сын, зеть". Южнозагородские говоры: "він будыть (будэ) ходыты (худыты) в ліс; дэнь, нэбо, вэсна, высна, камынь, сын, зеть". Севернозагородские говоры: "вун будэ ходыты в ліс; дэнь, нэбо, высна, вэсна, камень, сын, зять". Тороканские говоры: "він будыть (будэ) ходэтэ в ліс; дань, набо, высна, камынь, сэн, зеть", малечские говоры: "вуон будэ ходыты в ліес; дэнь, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Севернологишинские говоры: "вон будэ ходыты в лес; дзень, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Обровский говор: "вон будэ ходіты в лес; день, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Среднепогорынские говоры "вон (вун) будэ ходіті в лес (ліс); дэнь, нэбо, камень, вэсна, сын, зять". Южнотелеханские говоры: "вэн будэ ходіті в лес; дэнь, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять".

Носители говоров переходных между брестско-пинскими, с одной стороны, севернобрестскими и восточнополесскими, с другой, верхнеясельдцы, лунинцы, бережновцы, бобриковцы. Верхнеясельдцы заселяют верховья р. Ясельды. На их этнической территории расположены города Береза и Пружаны. Численность - ок. 60 тыс. чел. Примеры на говорах: "вуон будэ ходзіці у ліес; дэнь, нэбо, камэнь, вэсна, сын, зять". Лунинцы заселяют несколько деревень Лунинского сельсовета Лунинецкого района. Численность - ок. 5 тыс. чел. Примеры на говоре: "вын буде ходіті в ліс; день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Бережновцы живут в ряде деревень Столинского района (Бережное, Ольпень и др.). Численность - ок. 6 тыс. чел. Примеры на говоре: "вон буде ходіті в лес; день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Бобриковцы живут в ряде деревень Бобриковского сельсовета Пинского района. Численность - ок. 3 тыс. чел. Примеры на говоре: "вон буде хадіті у лес: день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Носители севернобрестских и восточнополесских говоров - северные берестюки (среди них выгоновцы, надпущанцы, вичинские поляне) и восточные полешуки (среди них городчуки). Заселяют районы, расположенные севернее и восточнее ареала берестюков (берестюков-пинчуков). На территории их расселения расположены города и городские поселки: Лунинец, Давид-Городок, Микашевичи, Телеханы, Шерешево. Общая численность - ок. 160 тыс. чел. Примеры на говорах: "вон (вэн) будзе ходзіці (ходзіць, хадзіці) у лес; дзень, небо, вэсна (васна, весна), камэнь (камень), сын, зяць".

Понёманцы. Основной ареал этой группы - Гродненская область. Заселяют также северную часть Брестской области. Здесь расположены города и городские поселки: Барановичи, Ганцевичи, Городище, Ивацевичи, Коссово, Ляховичи, Ружаны. Численность - ок. 281 тыс. чел. Примеры на говорах: "ён будзе (будзя) хадзіць у лес; дзень, небо (неба), вясна, камень (камянь), сын, зяць".

Другие этнические группы. Великорусы - ок. 125 тыс. чел. Белорусы - выходцы из других областей - ок. 60 тыс. чел. Украинцы - выходцы из УССР и их потомки - ок. 52 тыс. чел. Этнические поляки - ок. 10 тыс. чел. Евреи - ок. 3 тыс. чел. Другие - ок. 8 тыс. чел.

Фёдор Климчук
Кандидат филологических наук
Института языковедения АН Республики Беларусь

Доповідь Ф. Климчука "Етнічна структура населения Брестськоі області" представлена була на міжнародному симпозіумі "Право и етнос", що проходив у м. Голщино (Московська обл.) 1-5 жовтня 1991 р.

"Берестейський край", апрель 1996 г.

На галоўную старонку