На галоўную старонку
 


К истории Купятицской Свято-Николаевской церкви

Купятицкая Свято-Николаевская церковь.
Купятицкая Свято-Николаевская церковь.

В энциклопедии "Вялікае Княства Літоўскае" [5, с. 168] читаем: "Купяцкі манастыр з 1740-х г. уніяцкі, у 1817 зачынены". Однако по нижеприведённым документам Национального исторического архива (г. Минск) Купятицкий униатский монастырь был закрыт в самом конце существования Речи Посполитой. Наверно, тогда же на месте монастыря был образован униатский приход. После присоединения в 1793 году Пинского Полесья к Российской империи начался массовый переход униатов в православие, особенно на Пинщине, поскольку тут было 20 православных приходов, которые всегда хранили верность православию. Это указывает на сильные местные православные традиции. "Толчком послужил указ от 23 апреля 1794 г. "Об устранении всяких препятствий к обращению униатов к православной греческой церкви". (...) К указу прилагалась пастырская грамота Минского, Изяславского и Браславского православного архиепископа Виктора (Садковского) [7, с. 101]".

Думается, что уже в 1794 году Купятицкий приход стал православным. "Но несмотря на неблагоприятную обстановку в Минской губернии, совместными усилиями губернских властей и православного руководства к январю 1795 г. было присоединено 124 церкви, 39 часовен, 15 священников и 79953 прихожанина". [7, с. 102] По архивным документам известно, что в 1797 году купятицким настоятелем был священник с русской фамилией Иоанн Медведков. Поскольку тогда в губернии в православие перешло 124 прихода, а униатских священников всего 15, то, наверно, часть православных священников привезли из России (Медведковы - смоленский священнический род). Вскоре купятицким священником стал Матвей Янчуковский (уже был в 1800 г.), которого сменил в конце 1800 годов его сын Симеон Янчуковский, умерший в середине 20-х годов. Отец Симеон начал тяжбу с рядом расположенным Городищенским бенедиктинским монастырём за участок земли "Высокий Остров", который якобы в 1811 году присвоили монахи-бенедиктинцы. При следующем купятицком священнике Андрее Шимановском в 1828 году ветхую деревянную Николаевскую церковь разобрали и на средства бенедиктинского монастыря построили новую. Недаром в нижеприведенном документе монахи отмечают, что они столько добра сделали купятицкому священнику, но, несмотря на это, отец Андрей активно занимался миссионерской деятельностью, переводя многих местных городищенских римо-католиков в православие.

ф. 136, оп. 1, д. 9640, л. 20-21
Перевод с польского

Декану Пинского уезда Минскому канонику
Пинско-Каролинскому Пробощу Ксендзу Контоновичу
от Заступающего место
Настоятеля Городвижского
Римско-Католического прихода
Ксендза Клеменса Будзинского

Рапорт

Настоятель Греко-Российской Купятивицкой Приходской Церкви Священник Андрей Шимановский, не имея никакой от Монастыря Городвижского обиды, напротив того, всякую имея помощь, самим только беспокойствием духа водимый, на довольно того что насильно совращает их Римско-Католического на Греко-Российский обряд Монастырского повара Василия Саливона, который в оном монастыре от ребячества, в православии никогда не был и теперь живет неизвестно по какому. Требования оного по средствам местной Полиции доставления в Церковь Купятивицкую для приведения к исповеди и принятии Святых тайн. Еще 10 лиц Римского обряда, а именно Тимофей Метлич, 38 лет Монастырский седяльщик родом из деревни Вольки из младых лет с женою и детьми Римского Исповедания, Андрей Дорох 40 лет Монастырский органист родом из Купятич от малолетства его с женою и детьми Римского Исповедания, Федор Березюк 35 лет Монастырский Сапожник родом из Любеля тоже с женою и детьми Римского Исповедания, Василий Саливон 40 лет кузнец родом из Заезержа с женою и детьми от урождения Римского Исповедания, Иван Стрелец 38 лет из младых лет своих Римского Исповедания, Василий Романцов 40 лет родом из Заезержа с женою и детьми от урождения Римского Исповедания, Сенковичова 50 лет от тольже родом с мужем и детьми Римского Исповедания, Татьяна Бохонкова вдова около 60 лет родом из Заезержа крещена еще Униатами, от младых лет Римского Исповедания с мужем и детьми и Максим Дероджун 43-х лет урожден в Деревне Купятвичах от родителей Римского обряда. Каковые лица жили спокойно до сего времени в сказанном обряде, от никого не имея в своем исповедании препятствия, и в Греко-Российской Церкви у исповеди не бывали, не причащались Святых тайн, как удостоверяют свидетели. Теперь оказанный священник Шимановский опустив истинных своих прихожан, кои без исповеди иногда умирают и сами погребаются в противность Высочайшего Манифеста 1827 года последовавшего, коим Всемилостивейше дозволено давно пришедших из Православия на римский обряд Лиц, оставлять в Оном, равно же и указ Минской Греко-Российской Консистории, от 24 мая 1828 года последовавший, запрещает священникам Православной веры изыскивать лиц, в ином обряде застарелых, а также неусыпно повелевает иметь попечение, о удержании в природной всякого вере, он же священник отводит от римского католического исповедания, людей принуждает к возврату на господствующую веру, в которой они никогда не бывали и быть не желают, о чем по должности донося Вам, прошу покровительства и защиты:

подписал Ксендз Клеменс Будзинский заступающий Настоятеля Римско-Католического Городвижского прихода.

Городище
1833 год
ноября 24 дня
№38

Непросто было православным священникам работать в Купятичах, так как большинство крестьян села были крепостными бенедиктинского монастыря, которые, конечно, пытались склонить их к католицизму. Только после восстания 1831 года имение Купятичи конфисковали у монахов и передали в казну. Тогда имению принадлежало 285 душ мужского пола. В середине 40-х годов умершего Шимановского сменил священник Илья Еремич, но последствия активной миссионерской деятельности отца Андрея ещё напоминали о себе.

ф. 136, оп. 1, д. 9640, л. 252
Секретно

Ваше Высокопреосвященство
Милостивый Архипастырь

По отзыву Вашего Высокопреосвященства от 31-го Марта сего года за №1460, я имею честь уведомить 19-го Апреля, что сделал распоряжение насчет удаления от прислуги ксендзов Городищского Бенедиктинского монастыря крестьянку Екатерину Березнякову, ныне по возвращению моем из С. Петербурга я нашел уже донесение Помощника Окружного Начальника от 27 Мая, что крестьянка эта живет в м. Городище с мужем своим Федором Березняком в собственном доме и что она добровольно согласилась на повторном с ним браке по обряду Православной церкви, равно и на присоединение к православию дочери их Люции, каковые обряды над ними уже исполнены в Пинском Богоявленском монастыре Протоиереем Марковским за собственным подписом и печатью коего представлены мне метрические свидетельства.

Долгом поставляю сообщить о том Вашему Высокопреосвященству, имею честь быть с отличительнейшим почтением и совершенной преданностью.

Вашего Высокопреосвященства
покорнейший слуга
Дмитрий Ар[химандрит?]

№ 28
11 июля 1847 года
Его Высокопреосвященству
Антонию Архиепископу
Минскому и Бобруйскому

С конца 40-х гг. в Купятичах священствует Иосиф Загоровский. Тяжба за "Высокий Остров" продолжается и при нём.

ф. 136, оп.1, д.6507, л. 90-95
Список с указа Правительствующего Сената, по Первому Департаменту на имя Господина
Обер-Прокурора Святейшего Синода от 26 Июля 1854 года за №39086.

По указу Его Императорского Величества Правительствующий Сенат слушали дело об отыскиваемой священником Купятицкой церкви Янчуковским из владения казенного имения Купятич земли называемой Высокий Остров.

Приказали: в 1823 году священник Купятицкой Православной церкви Янчуковский донес Минской Духовной Консистории, что в 1811 году Городыкский Бенедиктинский Монастырь (ныне поступивший в казенное ведомство) самовольно завладел хлебопахотною землею, которою пользовались не только бывшие Униатские Священники той церкви, но и, по присоединению их к Православной церкви, и Православные Священники по 1811 год, почему Духовная Консистория просила в том же году Минское Губернское Правление возвратить помянутую землю в первобытное владение церкви, а священника и церковнослужителей удовлетворить за не пользование оною с 1811 года. Вследствие сего, по распоряжению Губернского Правления произведено было следствие, на котором шесть человек крестьян деревень, принадлежащих Городыкскому монастырю, без присяги, показали, что земля, называемая урочищем Высокий Остров, Купятицкому Священнику никогда не принадлежала, и что с давних времен оною пользуются крестьяне казенной деревни Вульки, каковые показания, при местном осмотре, спорных земель подтвердили понятые, представленные с обеих сторон. Священник Купятицкой Николаевской церкви, на принадлежность той церковной земли, предоставил, во 1-х, Запись 1630 года, по которой Костелян Василий Копец назначил Купятицкой церкви, в добавок к прежним двум уволоком земли, еще четыре уволоки, из коих две в селе Купятицах и две в селении Вульке за рекою Ясельдою; во 2-х, Позыв данный в 1784 году Пинскому Римско-Католическому Епископу и всем монахам Городыкского монастыря, от Настоятеля и Священников Купятицкого монастыря о явке в Суд для ответов по претензии последних за отобранную землю и за убытки понесенные от того, и, в 3-х, Копию с указа Минской Духовной Консистории Пинскому Духовному Правлению, от 15 мая 1798 г. никем не засвидетельствованную, об объявлении Городыкским Бенедиктам, чтобы они возвратили Купятицкой церкви все самовольно забранные от оной земли, при чем Священник Шимановский присовокупил, что церковь всеми принадлежащими ей землями использовалась до 1811 года, а в сем году частию их завладел Монастырь. Поверенный же Городыкского Монастрыря, объяснил, что Купятицкому Монастырю, обращенному потом в приходскую церковь, хотя и было дано от Костеляна Копеца шесть уволок земли, но из этого количества, при уничтожении Монастыря, еще при Польском Правительстве, Пинские Епископы отобрали 3 с половиной уволоки, которые к возвращению тамошнего края к России, были конфискованы и пожалованы Императрицею Екатериною II Генералу Исаеву, от которого перешли во владение помещика Свежинского; затем во владение церкви оставалось только 2 с половиной уволоки, и за рекою Ясельдою церковь никогда не имела более двух уволок земли, и Остров Высокий ей никогда не принадлежал. Из опрошенных под присягою свидетелей дворян и крестьян 7-м человек показали: что урочище, называемое Остров Чернецкий, о пространстве которого они точно не знают, с незапамятных времен принадлежит Купятицкой церкви, и Священник им пользуются, но о принадлежности церкви Острова Высокого не слыхали. Из учиненного в 1843 г. Уездным Землемером, при бытности члена Земского Суда, измерения земель, принадлежащих ныне Купятицкой церкви в деревне Купятицах и за речкою Ясельдою, видно, что Остров Чернецкий заключает в себя разного рода земли 30 десятин и 715 сажен, а спорный Остров Высокий заключает 4 десятины и 580 сажений, оба урочища находятся между землями деревни Вульки, а всей вообще в деревне Вульке и селении Купятицах фундушевой земли, с спорным Островом Высоким, 53 десятин, 1116 сажен. Из представленного же палатою Государственных имуществ акта видно, что в 1628 году Михаил Война отказал Новогрудскому Костеляну Василию Копцю имения: Купятичи, Городище, Липовец Остров и Высокое. Минские судебные места, основываясь на том, что по измерению во владении Купятицкой церкви оказалось земли за речкою Ясельдою в урочище Чернецком всего 30 десятин 715 сажен, следовательно, менее того количества, которое назначено было для церкви по записи 1630 г. Костеляна Копца, определили: остров Высокий возвратить во владение Купятицкой Православной церкви, Палата же Государственных Имуществ, приняв на вид, что со стороны Купятицкой церкви на отторжение будто бы от нея в 1811 году Городыкским монастырем Острова Высокого в течение более 10 лет жалобы подано не было, что права церкви на спорные урочища не доказаны, а напротив, спрошенные при следствии, свидетели удостоверили, что та земля состоит с давних времен во владении Купятицкого имения, и что проект о наделении церковь землею уже составлен, одобрен и передан для исполнения учрежденным для сего Комитетом, полагает Остров Высокий оставлять во владении казенного Купятицкого имения, а наделение для церкви, по проекту удобной земли предоставить произвести при Люстрации Купятицкого имения.

Г. Министр Государственных Имуществ, к которому дело сие препровождалось на заключение, находит:

1, что, из представленной со стороны Купятицкой церкви записи 1630 г., хотя и видно, что оной и было назначено за рекою Ясельдою 2 уволоки (около 40 десятин), но граница этой земли не описана и поступило ли тогда во владение церкви все сие пространство ни какого удостоверения по делу нет.

2, не представлено также никаких доказательств, чтобы бывшее подушное, а ныне казенное имение Купятичи завладело церковною землею, а напротив спрошенные при следствии сторонние люди под присягою засвидетельствовали, что церковь владеет ныне всеми теми землями, какими она владела и в прежние времена, и, что Остров Высокий всегда состоял в пользовании имения Купятичи и

3, что в позыве 1784 г. о завладении землею ничего не упоминается, а копия с указа Духовной Консистории 1798 г., как ни кем не засвидетельствованная не имеет никакой достоверности. По сему, признавая иск Священника Купятицкой церкви не доказанным, он Г. Министр полагает в домогательстве сего Священника отказать, оставив издавна продолжающем владение землями в настоящем положении с тем, чтобы Церковь, если при оной не окажется положенной пропорции земли, была наделена недостающим количеством на общем основании. Рассмотрев обстоятельства настоящего дела и принимая в соображение, что в деле сем нет законных доказательств, чтобы спорный участок земли, называемый Высокий Остров, принадлежал к числу земель пожалованных документом 1630 года Купятицкой Церкви, что других документов относительно сего участка, имеющих силу крепостных актов, не представлено и вместе с тем ни чем не доказано, чтобы бывший Городыкский Бенедиктинский монастырь завладел принадлежавшею церкви землею и что из отзыва Палаты Государственных Имуществ видно, что о наделении церковь удобною землею составлен уже проект:

Правительствующий Сенат, на основании 2319 Статьи Т. N. Свода Зак. Гражд., соглашаясь, по сим основаниям, с мнением Г. Министра Государственных Имуществ определяют: оное утвердить. О чем для надлежашего исполнения с возвращением дела Начальству Минской Губернской послать указ, - каковыми уведомить Г. Министра Государственных Имуществ и Обер-Прокурора Святейшего Синода.

Верно

Начальник Отделения

Историк-краевед Владимир Киселёв нашел в Национальном историческом архиве (г. Минск) интересное дело (ф. 136, оп. 1, д. 23918) под названием "О возвращении из города Киева иконы Божией Матери в доверенную священнику Загоровскому Купятицкую церковь, вынесенную оттуда монахами бывшего Купятицкого монастыря", которое относится к 1852-1857 годам. Это дело начинается с прошения прихожан Купятицкой церкви от 15 января 1852 года архиепископу Минскому и Бобруйскому Михаилу (Голубовичу). "Грунтуючыся на паданнях продкаў, прыхаджане даводзяць яго Праасвяшчэнству, што ў сяле Купяцічы некалі быў праваслаўны грэка-рускі манастыр. Месца, дзе ён стаяў, яшчэ ў сярэдзіне мінулага стагоддзя іменавалася Манастыром. Там засталася сажалка. Як сведчыла стогадовая жыхарка Купяціч Настасся Пекунова, у ёй манахі асвячалі ваду. Яна памятала, што тут стаяла царква, былі келлі і каменныя скляпы, фруктовы сад. Зусім нядаўна (адносна часу падачы прашэння) яшчэ стаяла старая яблыня, некалькі векавечных дубоў ды лясных дрэў пад агульнай назвай Манастырскі сад.

У час вялікага ганення на праваслаўных з боку іншаверцаў з гэтага манастыра была вынесена цудадзейная ікона Божай Маці. У чэрвені 1655 г. Кіева-брацкі ігумен і рэктар вучэбнай калегіі Лазар Барановіч разам з мясцовымі купяціцкімі манахамі перавёз ікону ў Кіеў і размясціў яе ў галоўным храме Богаяўленскага стаўрапігіяльнага вучылішчнага манастыра. Затым каля 1658 г. ікона ў сувязі з пажарам была перанесена ў Кіева-Сафійскі сабор.

Купяціцкія прыхаджане ўпэўнены ў тым, што ў час ганенняў гэтая цудадзейная ікона даравала сілу іх продкам быць няўхільнымі ў Праваслаўі. Таму ў вечную і назабыўную памяць пра іх прасілі архіепіскапа Міхаіла пахадайнічаць аб вяртанні іконы Божай Мацi ў Купяціцкую Мікалаеўскую царкву.

Гэтае прашэнне да архіепіскапа прыклаў да свайго рапарта ад 31 студзеня таго ж 1852 г. святар Купяціцкай Мікалаеўскай царквы Іосіф Загароўскі. У прашэнні ён пісаў, што ікона з’явілася ў Купяцічах у 1182 г., затым у палове XVII стагоддзя перанесена з Купяціцкага манастыра ў Кіеў праваслаўнымі інакамі, калі манастыром завалодалі бенедыктынцы. На момант падачы рапарта ікона знаходзілася ў саборным храме Святой Сафіі ў горадзе Кіеве і мела назву Купяціцкай. (...)

Гэты зварот дапоўніў тлумачэннямі Пінскі благачынны Васілій Грудніцкі. (...) Да манастырскіх помнікаў варта залічыць і камень, што ляжаў у полі за паўвярсты на ўсход з надпісам: "Преставися раб, Божий Кириллъ Семеновичъ Терлецкий, смиренный епископ Пинский и Туровский, а положенъ быстъ здесь лета Божия 1500". Месца гэтае называецца яшчэ Дубоўем і Зялёнкамі, таму што тут стаялі агромістыя дубы, а вакол усё было зарослае зелянінай і муравою.

Далей айцец Васілій Грудніцкі разважае: згодна з надпісам на камені, гэта месца пахавання праваслаўнага ўладыкі, а не уніяцкага епіскапа Кірыла Тарлецкага, якi насіў тытул Луцкага епіскапа і Экзарха. Ды і сама унія ўзнікла ў 1596 г., праз 96 гадоў пасля смерці спачылага тут епіскапа. Айцец Васілій удакладняе, што уніяцкі епіскап Кірыл Тарлецкі пахаваны пад алтаром царквы сяла Перкавічы на Кобрыншчыне; сяло Перкавічы належала раней якраз роду Тарлецкіх. (...)

Да рапарта святара Васілія Грудніцкага прыкладваліся копіі дакументаў XVII -XVIII стст., якія сведчылі аб памерах землеўладанняў Купяціцкага манастыра. На падставе гэтых матэрыялаў архіепіскап Мінскі і Бабруйскі Міхаіл звярнуўся з хадайніцтвам у Свяцейшы Сінод, які 31 снежня 1856 г. прыняў наступнае рашэнне:

Па-першае, прымаючы пад увагу, што цудадзейная ікона Купяціцкай Божай Маці належыла не прыходскай царкве, а неіснуючаму цяпер манастыру і перанесена ў Кіева-Сафійскі сабор не продкамі прасіцеляў, а былога манастыра праваслаўнымі манахамі каля 200 гадоў назад;

Па-другое, з прычыны такой даўніны і глыбокай пашаны да гэтай іконы не толькі жыхароў горада Кіева, але і шматлікіх багамольцаў, адсутнасць яе у Сафійскім саборы можа зрабіць непрыемнае ўражанне ў народзе;

Па-трэцяе, у прыходскай Купяціцкай Мікалаеўскай царкве, паводле водгуку мясцовага благачыннага, ёсць ікона Божай Маці на драўляным крыжы, вельмi сходная як па велічыні, так і па форме з іконай, што знаходзілася на той час у Кіева-Сафійскім саборы, і такая ж старажытная, як і першая"[3, с. 40-43].

Похоже, что местные священники, в первую очередь Василий Грудницкий и Иосиф Загоровский, пытались создать в Купятичах центр православной веры и культуры на Полесье. Но 21 июля 1855 года от холеры умер Иосиф Загоровский. После него остались дети: Константин - 21 год, обучался в Минской Духовной Семинарии; Василий - 12 лет, обучался дома читать и писать; Григорий - 6 лет; Надежда - 22 года; Варвара - 18 лет; Павлина - 16 лет; София -8 лет. Опекунами детей были назначены погостский священник Василий Вруцевич, лещинский священник Иероним Шеметилло и пинковицкий священник Лонгин Шумакович.

Быт сельского священника середины XIX века хорошо характеризует следующий документ (ф. 136, оп.1, д. 26491, л.5):

Опись имущества, составленного по смерти Купятицкого Священника Иосифа Загоровского
с показанием приближённой цены всякой вещи

1. МебельЦена
Руб.Коп.
Канапе ясенового дерева, покрытый ситцем, старый2 
Стол круглый ольхового дерева одноножный1 
Кресло простое ситцем покрытое2 
Стол круглый складной простой150
Столиков черных маленьких простых два1 
Канапе простая черная 50
Зеркало меньше в 1/4 аршина в орехе 50
Зеркало большое продолговатое тоже в орехе150
Шкаф на одежду два и один для столовой посуды6 
Сундуков окованных три: два больших и один меньше6 
Туалет дамский лакированный ченотковый2 
Коек простых крашенных четыре230
Часы стенные старые и простые в шкафе350
Часы карманные простые французские250
Табуретников простых шесть 60
Икона Спасителя за стеклом в ореховой раме1 
Восемь икон Св. Апостолов за стеклами120
Портрет Митрополита Никанора 50
Две картинки шитые шерстью2 
2. Столовая и кухонная посуда  
Ложек столовых и чайных 12 и одна разливная4 
Самовар маленький2 
Стаканов и блюдечек простых двенадцать2 
Мисок глиняных две 40
Тарелок таких же двадцать15
Ножов и вилок простых дюжина 60
Кастрюль красной меди три, одна большая и 2 меньше490
Подносов два железных1 
Умывальниц желтой меди две150
3. Одежда  
Раса суконная на шкурках меху6 
Рас летних камлотовых две10 
Кафтан летний таковой же3 
Кафтан таковой же на баранах2 
Трость с косточкой1 
Шляпа заячая старая 75
Разного сподняго платья и белья5 
4. Скот  
Две кобылицы черная и красная70 
Два жеребенка30 
Коров дойных две16 
Коров молодых три12 
Овец простых десятеро10 
Свиней осьмеро10 
Десять улей пчел15 
5. Снасть хозяйская  
Повозка дышлевая кованая плетеная10 
Воз для хозяйства1 
Сани кованые3 
Саней простых двое 60
Сохи, бароны, косы, серпы и прочие хозяйские припасы5 
Итого26640

1855 год Августа 8 Дня

Опись составляли и вещи приблизительно уценили: Пинский Благочинный Священник Василий Грудницкий, Пинковицкой Покровской Церкви Священник Лонгин Шумакович.

После смерти купятицкого священника новым настоятелем был назначен Онуфрий Ярмолович (1799?-после 1863, участник заговора Шимона Конарского), которого 23 августа 1856 года сменил Роман Москалевич (1833-?) - зять Иосифа Загоровского. Роман Яковлевич Москалевич был сыном дьячка, учился с 1849 по 1855 гг. в Минской Духовной Семинарии. После её окончания работал учителем русской грамматики, церковного устава и нотного пения Пинского Духовного Училища. Смотрителем училища тогда был игумен Богоявленского монастыря Самуил. В 1856 году Роман Москалевич женился на Надежде Иосифовне Загоровской и принял свой первый приход в Купятичах. При нём в 1862 году было создано Купятицкое народное училище, которое он и возглавил. Позже священствовал в Логойске Минской губернии, где серьёзно увлёкся историей Логойщины, написал солидную статью " М. Логойск, его историческая судьба в церковном и гражданском отношении (Минские Епархиальные Ведомости. 1870. № 2). В 1877 году в Минске была издана его книга "Две ночи и два дня из земной жизни богочеловека, господа и спасителя нашего Иисуса Христа. Размышления христианина, посвященные юношеству Минской епархии". Книга оказалась полезной, поскольку её переиздали в 1894 г. в Санкт-Петербурге.

15 декабря 1863 года купятицким священником назначили Феликса Васильевича Дружиловского (1838?-1912), выпускника Минской Духовной Семинарии, который последние 20 лет своей жизни был священником Лещинской церкви в Пинске. При нём в Купятичах за счёт казны в 1867 году была построена новая деревянная церковь, которая сохранилась до наших дней. Феликс Дружиловский продолжил дело Иосифа Загоровского и Василия Грудницкого [1] по изучению истории местной церкви: написал статью "Из церковной летописи Купятицкой Свято-Николаевской церкви", напечатанную в газете "Минские Епархиальные Ведомости" (1874, № 9). Внёс он существенный вклад и в упрочение культа знаменитой иконы. С 1864 года в приходе стал ежегодно совершаться 15 ноября праздник в честь Купятицкой иконы Божией Матери.

Историк православной церкви Гордей Щеглов [8, с.31] пишет: "15 февраля 1874 года отец Дмитрий [Булгаковский. - А.И.] был назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского уезда на место священника Феликса Дружиловского, переведённого на место Булгаковского в Пинский собор. Перемещение это было совершено с обоюдного согласия обоих священников согласно их прошениям, однако вскоре омрачилось взаимными хозяйственными спорами по поводу посевов, огорода, дров и пр., спорами, затянувшимися более чем на два года".

Дмитрий Булгаковский (1843-1918) - известный русский писатель и публицист, полесский фольклорист и борец с пьянством. Его сборник "Пинчуки" (1890) является до сих пор одним из лучших собраний полесского фольклора. Отметим, что Дмитрий Булгаковский - вероятный автор знаменитого водевиля "Пинская шляхта", который как раз написан на купятицком диалекте. Правдолюб Булгаковский обвинил местные церковные власти в махинациях, поэтому 1 сентября 1875 году вынужден был покинуть навсегда Пинщину. Мы видим, что в 50-70-е годы XIX века в Купятичах священствовало много интересных и талантливых людей. Это даёт дополнительные аргументы в пользу моей гипотезы [2], что в эти годы на Пинщине сложился православный историко-этнографический и литературный кружок, в недрах которого и родилась знаменитая пьеса "Пинская шляхта". Членов кружка вдохновляла и направляла Купятицкая икона Божией Матери. История Купятицкой иконы и позднее волновала местных священников. Так, пинский священник Василий Перепечин (1865?-1910) написал большую статью "Купятицкая чудотворная икона Божьей Матери" (Минские Епархиальные Ведомости. 1891. № 21-24).

После вынужденного отъезда Дмитрия Булгаковского новым настоятелем был назначен выпускник Минской Духовной Семинарии Флор Хлебцевич (1852?-после 1912). Отец Флор прослужил в Купятицкой церкви 37 лет! В 1901 году вот так описывали Купятицкий приход: "(...) приписано 3 церкви. Состав прихода: село Купятичи, 6 деревень и 1 хутор; прихожан 1312 мужчин и 1360 женщин. Церковной земли 67 десятин 851 квадратный сажень. Причтовые постройки имеются только для священника, деревянные и ветхие. Причт: священник Флор Хлебцевич, священник с 1874 г., имеет скуфью; псаломщик Филипп Загоровский, закончил Пинское Духовное Училище" [6].

1 февраля 1912 года настоятелем храма стал Владимир Петрович Сорошкевич (1879-1960). В 1914 году в Купятичах было 1048 жителей, имелось народное училище с 133 учениками. Владимир Сорошкевич родился 25 апреля 1879 года в селе Паршевичи Пинского уезда, в 1895 г. закончил Пинское Духовное Училище,а в 1902 году - Минскую Духовную Семинарию. После окончания семинарии служил вначале псаломщиком Столинской церкви, а с ноября 1902 г. священствовал в Лопатинской церкви Пинского уезда. В Купятичах он проработал недолго, всего два года, и в 1915 году во время наступления немецких войск эвакуировался в Россию. После возвращения из беженства протоиерей Владимир Сорошкевич всё межвоенное время, начиная с 1918 г., священствовал в Лещинской (Варваринской) церкви, жил на хуторе недалеко от церкви. Он занимал тогда заметное положение в жизни Пинска: благочинный, член Полесской Духовной Консистории, законоучитель русской гимназии, один из создателей Русского благотворительного общества, активный член монархических организаций и т. д. После войны митрофорный протоиерей Владимир Сорошкевич священствовал в соседнем районном центре Иваново. В ноябре 1952 года в Ивановской церкви произошли торжества по случаю 50-летия служения его Богу, сам патриарх Алексий I прислал поздравления. Умер митрофорный протоиерей Владимир Сорошкевич 16 октября 1960 г. в городе Иваново.

Во время Первой мировой войны (три года) линия фронта проходила прямо через село Купятичи. Конечно, церковь пострадала. Шесть лет она стояла пустой и полуразрушенной. В 1921 году в ней появился новый настоятель Яков Калинин. Протоиерей родился 1 ноября 1873 года в селе Воловель Кобринского уезда. В 1896 году закончил Литовскую Духовную Семинарию, после окончания которой до 1904 г. священствовал в церквях Кобринского уезда. Перед Первой мировой войной Яков Калинин был священником в селе Ставок Пинского уезда. В 1915 году эвакуировался в русский город Самара. После возвращения из беженства оказалось, что место священника Ставокской церкви уже занято, и его направили на новое место в Купятичи. Священство отца Иакова там оказалось коротким и неудачным. Он любил выпить и, в не силах, был поднять из руин приход. На одном месте он долго не задерживался, его постоянно переводили из одного прихода в другой. Протоиерей Яков Калинин враждебно относился к Польскому государству, поэтому под давлением польских властей в 1932 году был отправлен на покой.

Священник Лаврентий Новакович.
Священник Лаврентий Новакович.

Новым настоятелем храма назначили протоиерея Фому Тумиловича (1860-после1931), выпускника Минской Духовной Семинарии 1875 года. Нам известно, что в 1878-1886 и 1892-1895 гг. священствовал в Бучинской церкви Пинского уезда (сейчас Украина). Там находится знаменитая православная святыня - Бучинская икона Божией Матери. В начале XX века был священником в местечке Лахва Мозырского уезда, а перед Первой мировой войной - благочинным 4-го округа того же уезда. Однако в Купятичах пожилой протоиерей был не в состоянии, как и его предшественник, наладить разрушенную приходскую жизнь. Его вскоре перевели в Лахву теперь уже Лунинецкого уезда.

В 1926 году настоятелем Купятицкой церкви стал Лаврентий Новакович, поскольку он смог возродить местный приход и долго возглавлял его, то на его биографии остановимся более подробно. Лаврентий Иванович Новакович родился 13 ноября 1886 года в Пинске. Его отец Иван Лаврентьевич Новакович (1846 - 1935?) был пинским мещанином: занимался рыбным промыслом на реке Припять и близлежащих озёрах. В 1908 г. Лаврентий окончил Пинское реальное училище, а в 1911 - Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. По окончанию военных курсов Инженерной академии получил в 1915 году звание инженера-подпоручика 10 саперного батальона. На фронте его военная карьера быстро росла: дивизионный инженер в 16 пехотной дивизии, заместитель корпусного инженера 7-го армейского корпуса. Был ранен, награжден боевым орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантами. На фронте молодой офицер познакомился с акушеркой Таисией Тимофеевной Заморуевой (1888-1975), с которой 12 ноября 1918 г. он обвенчался на её родине в Харькове.

После войны военный инженер работал начальником телеграфной сети и помощником инженера по гражданским постройкам Пинского староства. Можно предположить, что его, как православного, вскоре уволили с работы. В 1920 году Лаврентий Новакович выдержал экзамен в Пинско-Новогрудской Духовной Консистории на звание священника, и 20 марта был рукоположен в священники Мохровской церкви Дрогичинского уезда. 7 апреля 1926 года его перевели в Купятицкую церковь. Его священническую деятельность в Купятичах хорошо раскрывает следующий документ из брестского областного архива (ф. 2059, оп. 5, д. 266, л. 16):

Его Преосвященству
Преосвященнейшему Александру,
Епископу Полесскому и Пинскому
Настоятеля Купятичской
церкви Пинского уезда.
Священника Лаврентия Новаковича

Прошение

Сего числом мною получен Указ Полесской Духовной Консистории от 17/VIII с.г. за №4920, согласно которому я переведен в Жабчицкий приход. Не чувствуя за собой особенной вины, кроме невзноса в срок денег причитающихся от причта и церкви, я, припадая к стопам Вашего Преосвященства, смиреннейше прошу выслушать меня по этому делу. Указом Полесской Духовной Консистории, я в 1926 г. был назначен в с. Купятичи, куда переехал в июне месяце того же года. При приемке прихода оказалось: в кассе церковной не значилось ни одного злотого, за церковью числилось долгов до 130 зл. Церковь была ободрана, т. к. начатая ошелёвка при протоиерее И. Калинине прекращена была за отсутствием средств. В церкви полное убожество, не было даже верхней одежды престола. Погост церковный и усадьба причта служили пастбищем для скота и свиней. Весь погост церковный изрыт был свиньями и загажен, т. к. огорожа в несколько рядов проволоки не могла служить забором. Вся усадьба причта была изрыта окопами и покрыта сетью проволочных заграждений. За время отсутствия священника, большая половина прихожан с. Купятичи и Любеля перешла в штунду, а остальных нельзя было назвать христианами, а скорее атеистами; в д. Городище православные перешли в католичество. При моей первой службе Божией в Купятичском храме, народ шел в церковь фирменным образом "крадучись" по задворкам, дабы избежать насмешек со стороны штундистов и злостных безбожников. Священник, в глазах народ, был враг, и это чувствовалось во всем. С тяжелым чувством я принял приход. С одной надеждой на помощь Божию я приступил к устройству прихода. Прихожане, чтобы обложить себя денежными взносами на ремонт храма, и слушать не хотели. Не имея никаких средств для ремонта храма, я в первое воскресенье после божественной Литургии, взял в руки св. Крест пошел по селу Купятичи из хаты в хату, собирать на храм. После 1/2 часовой беседы и просьбы, я получил 20-50 грошей, а большей частью получал отказ. В каждом доме приходилось вступать в беседу с штундистом. Во многих случаях двери передо мной закрывались на засовы, и был слышен либо дикий смех, либо ругань по моему адресу. Обошедши половину села, я собрал всего лишь 21 злотый с грошами. Не буду говорить о физической усталости, но что я пережил душевно, одному Богу известно. Лишь мои слезы, молитвы и моральная поддержка со стороны нескольких прихожан, было мне утешением и давало силы для продолжения святого дела. Правда, со стороны прихожан других деревень, а особенно д. Высокое я встретил истинную христианскую отзывчивость. 1926-1927 г. был годом страданий и мучений для меня во всех отношениях. Не смотря на все чинимые препятствия со стороны штундистов, злостных атеистов и др. врагов Церкви, не приписывая себе, а лишь помощи Божией, в течение года в устройстве Купятичского прихода было кое-что сделано: храм весь снаружи ошелёван досками; огорожен церковный погост дощатым забором, внутри храма местами сделаны необходимые исправления. Отремонтирована часовня при д. Высокое, построена новая часовня в д. Любель в поле; поставлен дом для священника, пристройка и внутреннее оборудование дома сделано на мои средства, поставлен сарай, заканчивается постройка клуни, которая сделана исключительно на мои средства; поставлен дом для псаломщика; огорожена усадьба священника и псаломщика средствами причта. Производится засыпка окопов на усадьбах причта и церковном погосте (закончена), убраны проволочные заграждения. Прихожане, за исключением ядра — штундистов, вернулись в Православие. 80 ч. православных прихожан д. Городище перешедшие в католичество в 1926 г. вернулись назад в православие. Отношение прихожан и даже атеистов как к священнику, совершенно изменилось. Не смотря на все трудности увеличение взносов на Епарх. Учреждения, вдвойне, незначительные денежные поступления в церковь и за требы в пользу причта, в связи борьбы со штундистами и атеистами, все причитающиеся с церкви и причта взносы в течение года уплачивались полностью, если с опозданием, то не по моей вине. Не только уплачивались текущие взносы, но даже часть ликвидировано старых долгов (напр. уплата за требники и часословы), числящиеся за церковью в бытность настоятельства о. Благочинного прот. И. Калинина или прот. Ф. Тумиловича. Числящийся за церковью старый долг в сумме 45 зл. (Епарх. взносы) за месяцы 1 полугодия 1926 г. получили за время фактического отсутствия священника на приходе, мною не был принят во внимание, т. к. о. Благочинный протоиерей И. Калинин обнадежил меня, что этот долг будто бы Духовная Консистория простит. Указ Благочинного об уплате означенного долга был для меня неожиданностью. За отсутствием в то время средств в церкви, а также у причта, я выжидал денежные поступления за браки, дабы уплатить долг. Этот долг в настоящее время погашен. На Епарх. Учреждения за 1927 г. уплачено по август месяц включительно, если и с опозданием, то по той же самой причине, т. е. выжиданием поступления денег. Взносы на Епарх. Учр. уплачиваются притом и причтом, и церковью поровну.

Слишком тяжело оставлять приход, где потрачено столько физических и праведных сил для его устройства, где вложено много своих материальных средств (пришлось лишиться половины своего недвижимого имущества), где каждый кол забивался собственными руками, где каждый шаг земли форменным образом завоевывался корчеванием, засыпкой окопов, уничтожением проволочных заграждений и это все своим и наемным трудом. Как- то стыдно за себя перед прихожанами и больно видеть радость штундистов, которые до получения мною указа, знали о моем переводе. Перевод мой в Яковщицы будет для меня полным разорением, ибо придется опять устраиваться и строиться, на что не хватит ни денежных средств, ни физических сил. Если за мною не числится других преступлений, кроме как по уплате к сроку взносов, я припадаю к стопам Вашего Преосвященства, смиреннейше прошу простить мне эту вину, а в будущем даю слову прилагать все старания, чтобы все взносы уплачивались как причтом, так и церковью во время. Если же я не заслуживаю милостивого снисхождения Вашего Преосвященства, то смиреннейше прошу отложить мой перевод на время, дабы я мог ликвидировать свои начинания по приходу, к которым я могу приступить по моему выздоровлению, и это будет зависеть от хода моей настоящей болезни горла и могущей быть, по словам врача, операции.

28 августа 1927 г.
с. Купятичи

Смиреннейший слуга
Вашего Преосвященства
Священник Лаврентий Новакович

Для полной картины деятельности настоятеля дадим описание Купятицкого прихода за 1935 год.

 Число хозяйствЧисло мужчинЧисло женщин
Купятичи духовных2,2545
Купятичи гражданских241480484
Вулька192384389
Почапово408080
Любель100199201
Заозерье60118122
Любополь306258
Городище255446
Всего в приходе936,2518711874
евреев2,555
сектантов153030
католиков 300300

Начальные школы в приходе были в Почапове, Вульке, Купятичах и Любеле.

Отец Лаврентий всё-таки не был переведен в Жабчицы и священствовал в Купятичах до прихода советской власти. Кто-то из односельчан написал донос, что священник - белогвардеец, служивший в армии генерала Булак-Балаховича. 19 июля 1940 года в село приехали три милиционера, священника арестовали, заставили его жену отвезти их на лошади в Пинск. Там о. Лаврентия пытали, имитировали расстрел, его обвинили по статье 74 УК БССР - социально-опасный элемент и приговорили на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Наказание Лаврентий Новакович отбывал в "Вятлаге". Сохранилось одно письмо, которое он послал родным из лагеря.

22.04.1941

Милые мои и дорогие Тасик и Мурочка!

Подаю третью весточку о себе. Твоё заказное письмо получил. Поздравляю с праздником ещё раз. Я уже и здоров. Не представляю, как ты живёшь и какими средствами. Деньги я ещё не получил, но больше не присылай, посылки с разными домашними продуктами дороже для меня. Я в открытках писал, что присылать вещей не нужно. Если в Пинске посылок не принимают, пошли с Парохонска. Все получают здесь посылки, не высылая отсюда никакого разрешения. Пишу письмо Алёше и Семену. Если можно, то пришли разных домашних сухарей. У нас ещё зима, хотя теплеет и снег растаёт. Как получу от тебя письмо, то напишу подробнее. Бедные вы мои, не представляю, как ты живёшь с Мурочкой, постарайся пока есть ещё силы поступить на службу по специальности. Привет всем родным и знакомым.

Крепко целую. Лаврентий

В апреле 1942 года Лаврентия Новаковича освободили из лагеря. Он пешком вместе с земляком пошёл домой, но по дороге сразу заболел воспалением лёгких и умер в Кировской области. 15 июля 1989 года управление КГБ и прокуратура Брестской области реабилитировали отца Лаврентия. Детей у него с женой не было, и они взяли на воспитание девочку Марию (25.02.1935 г. рождения). Мария Лаврентьевна Кравец-Новакович сейчас живёт в Купятичах рядом с Николаевской церковью.

Существенно пострадала Купятицкая Свято-Николаевская церковь во время освобождения села советскими войсками. "В июле 1944 года в Купятицкую церковь попало девять снарядов. Они разрушили иконостас, алтарь и крышу храма" [4, с. 145]. Внутри церкви ещё можно увидеть следы от пуль, которые прошили иконы и выщербили пол у алтаря. Во время войны церковь состояла пустая и заброшенная. После освобождения священствовал в Купятичах (предположительно с 1947 по 1952 г.) известный на Пинщине протоиерей Константин Комар (1903-1958), вначале он богослужения проводил в частном доме Лопушко. После священником (предположительно с 1952 по 1956 г.) был Константин Хомич (1911-2000), в будущем архиепископ Брестский и Кобринский.

Жизнь Купятицкого прихода при советской власти требует отдельного исследования.

Литература

  1. Грудницкий В. Сказания о Купятичской иконе // Минские Епархиальные Ведомости. 1873. № 7, 8.
  2. Ільін А. Яшчэ раз пра аўтарства "Пінскай шляхты" // Краязнаўчая газета. 2009. № 4-6.
  3. Кісялёў У. Купяціцкая ікона Божай Маці напамінае пра сябе // Праваслаўе. 2007. № 14-15. С. 40-43.
  4. Костюк В. (Иеродиакон Василий) История Полесской епархии (1922 - 1944 гг.). Брест, 1999.
  5. Купяцкі абраз Мацы Божай // Вялікае Княства Літоўскае: Энцыклапедыя ў двух тамах. т. 2, Мінск, 2006.
  6. Памятная книга Минской епархии, Минск, 1901.
  7. Филатова Е. Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси 1772-1860 гг. Минск, 2006.
  8. Щеглов Г. Печальник о благе народном. Минск, 2009.

Александр Ильин

На галоўную старонку