На галоўную старонку
 


Полесская родословная рок-музыканта Андрея Макаревича

Лидер легендарной рок-группы "Машина времени" Андрей Макаревич имеет полесские корни. 13 марта 2010 года на российском телеканале ОРТ была показана передача "Моя родословная. Андрей Макаревич". Эта телепередача вызвала интерес к родословной знаменитого музыканта и художника. Попытаемся восстановить его родословную, используя наработки съёмочной группы (прежде всего, выражаю благодарность ассистенту режиссёра телепередачи Надежде Куницыной) и свои собственные.

Павловичские Макаревичи

Предки музыканта Андрея Макаревича были крестьянами деревни Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии (теперь Берёзовского района Брестской области). Фамилия "Макаревич" является одной из самых распространённых в Берёзовской районе. Деревня Павловичи находится всего в четырёх километрах от большого села Малеч (ранее торговое местечко, имевшее в своё время даже магдебургское право). Почти каждый день ходили жители Павлович в Малеч в церковь и на многочисленные ярмарки и базары. Павловичи впервые упоминаются в 1563 году, но среди жителей тогда Макаревичей не было. До вхождения Полесья в состав Российской империи Павловичи входили в состав Пружанской экономии, которая принадлежала польским королям, то есть Макаревичи были тогда королевскими крестьянами, жизнь которых была значительно легче, чем помещичьих крестьян. После уничтожения Речи Посполитой императрица Екатерина II стала владетельницей королевских земель и крестьян и начала их раздавать своим фаворитам и любимцам. Так, Пружанская экономия была подарена полководцу, графу Петру Румянцеву, а соседняя Кобринская экономия - другому полководцу Александру Суворову. Генерал-фельдмаршал Румянцев вскоре умирает, а его наследник знаменитый меценат и государственный деятель Николай Румянцев распродает земли Пружанской экономии, которые скупили в основном польские помещики. Павловичи достались Феликсу Влодку. Российские власти хотели закрепостить и свободных жителей местечка Малеч, которые этому сопротивлялись и в начале XIX века устроили большое количество бунтов. Возможно, их свободолюбивый характер передался и жителям близлежащих Павлович. Деревня всегда была небольшой, но сейчас является неперспективной и медленно вымирает - осталось где-то 80 хат.

Все павловичские Макаревичи крестились, венчались, отпевались в Малечской СвятоСимеоновской церкви. Практически все дореволюционные метрические книги Западной Беларуси погибли в огне Первой мировой войны, но Малечской церкви повезло: её метрические книги сохранились и хранятся в городе Гродно в Национальном историческом архиве Беларуси. Сотрудники архива отыскали павловичских предков Андрея Макаревича, начиная с его прапрапрапрадеда и тёзки Андрея Макаревича.

Поколенная роспись рода Макаревичей

Первое поколение

1. Андрей Макаревич примерно в 1750-60-х гг.

Сын Андрея:

+ 2 M i. Иосиф Макаревич род. около 1780, умер 5-1-1850 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, и был похоронен 6-1-1850. Причина смерти: по "старости".

Второе поколение

2. Иосиф Макаревич (Андрей1) род. около 1780, умер 5-1-1850 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, и был похоронен 6-1-1850. Причина смерти: по "старости".

Дети Иосифа:

+ 3 M ii. Иван Макаревич род. около 1826 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, умер 11-2-1855 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был похоронен 13-2- 1855.

+ 4 M i. Герасим Макаревич род. около 1820 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии.

   5 F iii. Марта Макаревич род. около 1835 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии.

3. Иван Макаревич (Иосиф2, Андрей1) род. около 1826 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии., умер 11-2-1855 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии. и был похоронен 13-2-1855. Причина смерти: от "горячки".

Жена Ивана - Гелена Борушко, дочь Севастьяна Борушко, бракосочетание 10-11-1846 в Семеновской церкви села Малеч.

Дети от этого брака:

+ 6 M i. Андрей Макаревич род. 28-11-1848 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 5-12-1848 в Семеновской церкви села Малеч.

4. Герасим Макаревич (Иосиф2, Андрей1) род. около 1820 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии.

Жена Герасима - Агрипина, дочь Мартына.

Дети от этого брака:

   7 F i. Мария Макаревич род. 16-8-1840 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и была крещена 18-8-1840 в Семеновской церкви села Малеч.

+ 8 M ii. Амброзий Макаревич род. 6-12-1841 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 9-12-1841 в Семеновской церкви села Малеч.

   9 M iii. Григорий Макаревич род. 13-9-1848 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 3-10-1848 в Семеновской церкви села Малеч.

  10 M iv. Михаил Макаревич род. около 1858 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, умер 1-9-1860 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был похоронен 3-9-1860. Причина смерти: от "поноса".

  11 M v. Василий Макаревич род. около 1844 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, умер 13-2-1854 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был похоронен 15-2-1854. Причина смерти: от "горячки".

Четвертое поколение

6. Андрей Макаревич (Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. 28-11-1848 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 5-12-1848 в Семеновской церкви села Малеч.

Жена Андрея - Иустиния, дочь Калистрата.

Дети от этого брака:

+ 12 M i. Григорий Макаревич род. 27-4-1886 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, крещен 27-4-1886 в Семеновской церкви села Малеч и умер 1947 в Москве.

  13 M ii. Владимир Макаревич.

  14 M iii. Емельян Макаревич род. 16-7-1883 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 17-7-1883 в Семеновской церкви села Малеч.

  15 F iv. Варвара Макаревич.

  16 F v. Анна Макаревич род. 15-8-1898 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и была крещена 16-8-1898 в Семеновской церкви села Малеч.

  17 M vi. Степан Макаревич род. 24-5-1876 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 25-5-1876 в Семеновской церкви села Малеч.

8. Амброзий Макаревич (Герасим4, Иосиф2, Андрей1) род. 6-12-1841 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 9-12-1841 в Семеновской церкви села Малеч.

Жена Амброзия - Александра, дочь Ивана.

Дети от этого брака:

  18 M i. Борис Макаревич род. 22-7-1878 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии и был крещен 23-7-1878 в Семеновской церкви села Малеч.

Пятое поколение

12. Григорий Макаревич (Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. 27-4-1886 в деревне Павловичи Пружанского уезда Гродненской губернии, крещен 27-4-1886 в Семеновской церкви села Малеч и умер 1947 в Москве.

Жена Григория - Лидия Уссаковская, дочь Антона Уссаковского и Анфилы Кириакиди.

Дети от этого брака:

+ 19 M i. Вадим Макаревич род. в 1924 и умер в 1996.

+ 20 F ii. Вера Макаревич род. в 1922.

Шестое поколение

19. Вадим Макаревич (Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1924 и умер в 1996.

Жена Вадима - Нина Шмуйлович, дочь Мордуха (Марка) Шмуйловича и Мариеси Бляхман.

Дети от этого брака:

+ 21 M i. Андрей Макаревич род. в 1953.

+ 22 F ii. Наталья Макаревич род. в 1962.

20. Вера Макаревич (Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1922.

Муж Веры - Лазарь Меерович, сын Натана Меерович.

Дети от этого брака:

+ 23 F i. Елена Меерович род. в 1947.

+ 24 M ii. Алексей Макаревич род. в 1954.

Седьмое поколение

21. Андрей Макаревич (Вадим19, Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1953.

Вторая жена Андрея - Алла Голубкина, дочь Михаила Голубкина.

Дети от этого брака:

  25 M ii. Иван Макаревич род. в 1987.

Третья жена Андрея - Наталья Голубь.

Другие дети Андрея:

  26 F. i. Дана Макаревич род. в 1975.

  27 F. iii. Анна Макаревич род. в 2000.

22. Наталья Макаревич (Вадим19, Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1962.

Муж Натальи - Валерий Воронин, сын Павла Воронина.

Дети от этого брака:

  28 M i. Андрей Воронин род. в 1986.

23. Елена Меерович (Вера Макаревич20, Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1947.

Муж Елены - Виталий Дымарский, сын Натана Дымарского.

Дети от этого брака:

+ 29 F i. Марина Дымарская.

  30 M ii. Алексей Дымарский.

24. Алексей Макаревич (Вера Макаревич20, Григорий12, Андрей6, Иван3, Иосиф2, Андрей1) род. в 1954.

Жена Алексея - Валерия.

Дети от этого брака:

  31 F i. Анастасия Макаревич род. в 1977.

  32 F ii. Варвара Макаревич род. в 1987.



Изучим жизнь Г. А. Макаревича - деда знаменитого рок-музыканта.

Макаревича Григория Андреевича
краткая автобиография

Макаревича Г. А.Родился я в 1886 году в семье крестьянина дер. Павловичи, Малечской волости, Пружанского уезда, быв. Гродненской губернии. Детство, отрочество и юность провел в деревне: с 13 лет зимой нанимался обществом учителем школы грамоты, а летом помогал матери вести своё сельское хозяйство или поденно работал у помещика в саду и на полях. В 1905 году поступил в Пружанскую учительскую школу, которую окончил в 1908 году. 1908-1909 учебный год работал учителем Косовской одноклассной железнодорожной школы. В 1909 году был назначен учителем Погодинской двухклассной железнодорожной школы быв. Александровской железной дороги, где учителем и бухгалтером Погодино-Блуденского Кредитного товарищества (по совместительству) проработал до июля 1914 года, т.е. до мобилизации в армию.

В старой армии с 1914 по 1916 год работал старшим писарем в Корпусном продовольственном транспорте 23 армейского Корпуса. 1916 году был откомандирован в тыл для прохождения учебной команды, а затем был командирован в Гатчинскую школу прапорщиков Северного фронта. Школу прапорщиков окончил 30-го апреля 1917 года и был назначен младшим офицером роты 174-го пехотного запасного полка (гор. Юрьев, ныне гор. Тарту), где был избран председателем Полкового Комитета и членом Юрьевского Исполкома. В октябре 1917 года был вызван в Петроград на педагогические курсы при военном министерстве. По окончании курсов в январе 1918 года был демобилизован, как учитель, и возвратился в Москву в распоряжение отдела Народного образования Александровской железной дороги. Отделом был назначен учителем Оршанской железнодорожной школы, где в марте 1918-го был избран делегатом на дорожный съезд, а на съезде был избран членом дорожного Исполкома и заведующим Отделом Народного образования. В июне 1919 года на всероссийском съезде железнодорожных учителей был избран членом Комиссии по железнодорожным школам при Наркомпросе, где по совместительству проработал до ноября 1919 года, т.е. до призыва в ряды Красной Армии. Будучи призванным в ряды Красной Армии, был назначен слушателем военно-педагогического Института в гор. Москве (Б. Грузинская улица). Институт окончил в 1921 году и, как знающий украинский язык, был назначен преподавателем Киевской школы Червоных старшин (Красных командиров), где был назначен Начальником учебной части. В 1922 году был переведен Начальником учебной части Харьковской школы Червоных старшин имени ВУЦИКа. В ноябре месяце 1922 года был демобилизован и поступил на работу инструктором отдела Колхозов Украинского союза сельскохозяйственной кооперации (Сільський Господар). В марте 1923 года возвратился к семье в Москву и поступил на работу Инструктором Оргмассового отдела Всекопромсоюза, где беспрерывно на должностях Инструктора, Консультанта, зам. зав. отделом и финансиста-экономиста проработал до ликвидации Всекопромсоюза, т.е. до 1941 года, когда был переведен на работу экономистом Главпромтехснаба Управления Промысловой Кооперации при СНК РСФСР. В ноябре 1941 года в связи с эвакуацией Главпромтехснаба, перешел на работу экономиста, а потом зам. Начальника отдела материальных балансов в Мостехпромснаб, где проработал до 14 декабря 1942 года, т.е. до мобилизации на работу военным руководителем школы.

Будучи слушателем военно-педагогического института, по совместительству работал преподавателем и зав. отделением подростков рабфака при первом МГУ.

В Киеве был избран Членом Киевского Горсовета. Работая во Всекопромсоюзе и Всекопромлессоюзе, я все время по совместительству работал преподавателем на курсах, в техникумах и институте по подготовке кадров, где преподавал Историю, Теорию и практику промысловой кооперации и Ленинский Кооперативный план.

Семья моя состоит из жены—Лидии Антоновны Макаревич, дочери Веры и сына Вадима. Жена работает педагогом в Октябрьском районе и заведует агробиостанцией района. Дочь учится на биофаке первого МГУ. Сын призван в Красную Армию - ныне командирован в артиллерийское училище.

8.02.43 г
Г. А. Макаревич

Мой домашний адрес - Москва, 72, Берсеневская Набережная, дом 16, кв. 8.



Прохождение службы или учебы не менее одного года

Местонахождение учрежденияНазвание школы или учреждения (предприятия)Должность или выполняемая работаГод вступленияГод уходаОснования
Гор. ПружаныУчительская второклассной школаУчащийся19051908Окончил
КосовоКосовская одноклассная железнодорожная школаУчитель19081909Переведён
ПогодиноПогодинская 2-кл. жел. дор. школаУчитель19091914Мобилизован
Старая армияКорпусной Продовольст. Транспорт 23 арм. КорпусаСт. писарь19141916Откомандирован
ГатчинаГатчинская школа прапорщиковЮнкер19161917Окончил
Юрьев (Тарту)174 пех. зап. полкМладший офицер19171918Демобилизован
МоскваИсполком Александровской железной дорогиЧлен исполкома19181919Мобилизован
МоскваВоенно-педагогический институтСлушатель19191921Окончил
КиевКиевская школа Червонных старшинПреподаватель и начальник учеб. части19211922Переведён
ХарьковХарьковская школа Червонных старшинПреподаватель и начальник учеб. части19221922Демобилизован
МоскваВсекопромсоюзИнструктор орготдела19231932Переведён
МоскваВсекопромлессоюзКонсультант орготдела19321941Переведён
МоскваГлавпромтехснаб управ. Промкооп.Экономист19411941Не эвакуирован
МоскваМосгорпромснабЭкономист и зам. нач. отд.19411942Мобилизован
Москва653 средняя школаВоенный руковолитель1942  

Г. А. Макаревич       8.02. 1943 г.

Трудно что-либо добавить к вышеприведённым документам, но на некоторых моментах всё-таки остановимся. Проглядывая "Памятные книжки Гродненской губернии" за ХХ век, заметил, что Григорий Макаревич начал работать в Погодинской церковно-приходской (а не железнодорожной) школе в 1911 году, а не в 1909 г., как он указал в автобиографии. По семейным рассказам, Григорий Андреевич служил одно время в соседнем имении Кабаки, у помещиков Свенцицких-Влодков. Думается, ему не хотелось упоминать о своей службе (возможно, даже управляющим) у помещика-"кровопийцы" Витольда Свенцицкого, хотя и двоюродного внука польского поэта Адама Мицкевича. Г. А. Макаревич довольно активно участвовал в Октябрьской революции, воевал в Красной армии, служил в различных главках, но в коммунистическую партию не вступил. Думается, что ему помешала женитьба на поповской дочке. Странно, что в автобиографии он не указывает даты своей женитьбы. Это, наверно, не случайно, там возникают некоторые вопросы. Вообще, Григорий Андреевич Макаревич был высококлассным специалистом в области промысловой кооперации и финансов, писал книги по этой проблематике. Нами в Российской национальной библиотеке обнаружена книга "Рационализация в артельном деле" (Москва, 1929), которую он написал в соавторстве с Павлом Александровичем Власовым. Как настоящий интеллигент из народа, стремился Григорий Макаревич дать своим детям хорошее образование.

Вадим Григорьевич и Нина Марковна Макаревичи

В основу рассказа об отце музыканта и известном архитекторе Вадиме Макаревиче положена статья Я. Каждана в журнале "Архитектура и строительство в Москве" (2006, № 2-3).

В Московском архитектурном институте преподавало много ярких творческих личностей. Но даже и на таком фоне профессор В. Г. Макаревич (1924-1996) выделялся своей незаурядностью. Пожалуй, главной его чертой являлось то, что он, по словам дочери, Н. В. Макаревич, был "уникален (...) В. Г. Макаревич во всем, чем занимался".

В. Г. МакаревичРодился в Москве. Мать - заслуженная учительница РСФСР - сумела привить сыну собранность, трудолюбие. В школе он учился на "отлично", увлекался математикой и рисованием. В 1941 году Вадим поступает в Московский авиационный институт на самолетостроительный факультет. Но учебу прервала Великая Отечественная война. Сомнений у юноши не возникло: на фронт в действующую армию! Однако его просьбу отклонили, направив в числе других студентов МАИ в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) 6-й авиационной армии, обороняющей Москву. Здесь Вадим Макаревич находился до декабря 1941 года, а затем вместе с институтом был эвакуирован в Алма-Ату. Оттуда он вновь пишет заявление в военкомат с просьбой о зачислении в армию. На сей раз, он становится курсантом Харьковского артиллерийского училища, эвакуированного в город Фрунзе (сейчас Бишкек). После окончания училища (1943) молодого офицера назначают командиром взвода артиллерии 12-й гвардейской воздушно-десантной бригады. Гвардии лейтенант Макаревич участвует в боях, награждается орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией" и другими. В декабре 1943 года на Карельском фронте он получает тяжелое ранение и после излечения в сентябре 1945 года увольняется из рядов Советской Армии.

В госпитале впечатлительный, художественно одаренный юноша серьезно задумался о дальнейшей перспективе. Он мог вернуться в МАИ, однако стоящие перед глазами руины городов и желание участвовать в восстановлении разрушенного привели его в Московский архитектурный институт, студентом которого Макаревич стал в 1945 году. Блестящая память, трудолюбие, самодисциплина, талант обеспечили ему отличные результаты в учебе. Он - сталинский стипендиат, активный член студенческого научного общества, участник исследования оборонительных сооружений северо-западных русских городов XII-XVI веков, за что получил первую премию на Московском смотре студенческих работ (1950). В течение ряда лет В. Г. Макаревич редактировал институтскую стенгазету "За архитектурные кадры".

На последних курсах В. Г. Макаревич увлекся проблемами света в архитектуре, особенно после занятий в семинаре заведующего кафедрой светофизики профессора Н.М. Гусева. В лаборатории ЦНИИСа он провел эксперименты по выявлению взаимозависимости освещения и восприятия архитектурной формы.

В 1951 году Вадим Григорьевич защитил дипломный проект на тему "Колхоз Горки", получив "отлично". До перехода в МАрхИ он работал старшим архитектором в мастерской Горстройпроекта, принимает участие в ряде конкурсов: "Монумент Победы в Таллине" (1952, соавтор, II премия), "Пантеон Вечной Славы" (1953), монумент В. И. Ленина (1955, автор, скульптур Кибальников, II премия), монумент К. Марксу в Москве (1955, скульптор Кербель, I премия) и другие. По проекту В. Г. Макаревича в 1958 году построен павильон Юннатов на ВДНХ. Одновременно Вадим Григорьевич занимался в аспирантуре МАрхИ темой "Вопросы архитектурной пластики в связи с условиями естественного освещения", провел работу по улучшению освещенности на 2-м московском часовом заводе.

В силу ряда обстоятельств готовую диссертацию он не защитил. Позднее в соавторстве с Н. М. Гусевым, В. Г. Макаревич написал книгу "Световая архитектура" (М., 1973), в которой не только проиллюстрировал самые интересные разделы, но и "ярко, талантливо отразил содержание не защищенной им диссертации" (профессор Н. И. Щепетков).

В МАрхИ на кафедру светофизики Макаревич пришел в 1956 году; с 1977 по 1988 год работал на кафедре "Основы архитектурного проектирования" доцентом, а далее до оставления преподавания по болезни (1993) профессором. Он сделал ряд важных практических предложений - например, "в области пластического решения фасадов индустриального типа зданий с использованием света как одного из средств выразительности", как отметил в 1957 году профессор Н. М. Гусев, подготовил новые лабораторные работы и оборудование по курсу "Архитектурная светотехника". Последние, по мнению коллег, свидетельствовали об умении Макаревича связывать задачи строительной физики с практикой проектных заданий.

В курсовых работах студентов 4-го курса по светотехнике, - вспоминает профессор Щепетков, - вместо скучных академических заданий он внедрял новую тематику световой архитектуры. На лекции В. Г. Макаревича студенты шли с большим желанием и интересом. Мастерски и непрерывно в течение лекции иллюстрируя свои мысли меловыми рисунками на доске, он увлекательно импровизирован на заданную тему". В. Г. Макаревич написал лучшее методическое пособие "Инсоляция в архитектурном проектировании. Простейшие графические приёмы расчёта продолжительности инсоляции и солнцезащиты" (1973). В нем "и в лекциях он, - по рассказам все того же профессора Щепеткова, - ввел в оборот ряд новых терминов (яркостная инверсия, стереон солнечных лучей и другие), которыми мы пользуемся и сегодня".

В 1957 году В. Г. Макаревич участвовал в оформлении Белорусского и Киевского вокзалов ко Всемирному Дню молодежи и студентов. "Своеобразная красивость" его проектов была замечена, и в 1958 году он получил предложение принять участие в художественном оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе, став в итоге лауреатом международной премии "Гран-При". После Брюсселя Макаревич в числе прочих оформлял выставки в Генуе и Париже. На ЭКСПО-67 (Монреаль) павильон СССР (архитекторы М. Посохин, А. Мдоянц, Б. Тхор, А. Кондратьев, Р. Кликс) с экспозицией по его проекту поразил публику не только новизной конструктивного, но и необычностью экспозиционного принципа: нижний уровень - океан, средний - земля, верхний - атмосфера и космос. Объединению экспозиции в единое целое служили световые эффекты - например, модель электронного луча. "Эти пульсирующие вспышки света, - писал позже автор, - были хорошо видны снаружи, особенно в вечерние часы, когда павильон сиял как огромный кристалл". Генеральный комиссар секции СССР на ЭКСПО-67 в письме на имя ректора МАрхИ отметил, что "В. Г. Макаревич в составе авторского коллектива создал экспозицию в Советском павильоне, находящемся в центре внимания мировой общественности, и его творческий вклад на протяжении полуторалетней работы заслуживает самой высокой оценки и благодарности".

После этого приглашения посыпались одно за другим. На протяжении почти 20 лет редкая советская выставка за рубежом обходилась без участия Макаревича в ее проектировании, экспонировании или художественном оформлении: Польша, Швеция, Испания, ГДР, Иран, Индия, Австралия...

Но выставки - это была, как говорится, работа по совместительству, главным неизменно оставались преподавание и наука. Вадим Григорьевич много проектирует (в числе прочего выполняет комплексный эскизный проект реставрации и реконструкции Московского Кремля, проекты планировки и благоустройства площадей в аэропортах Адлера и Краснодара, проект монумента Победы в Смоленске), пишет книгу "Уметь видеть Солнце", статьи "Начертательная геометрия солнца как компонент архитектурного проектирования", "Об архитектурной оценке качества освещения станций Московского метрополитена" (совместно с Н. И. Щепетковым).

Немало интересного происходит и в педагогической деятельности В. Г. Макаревича. Здесь он открывал новые пути. На фоне сложившейся методики преподавания основ архитектурного проектирования он ввел оригинальный метод использования диффузного освещения при отмывке проектов. "В группах В. Г. Макаревича появились проекты студентов 1-2 курса с осмысленным изображением реального солнечного и особенно рассеянного небесного света (чего раньше никогда не было), суховатые академические отмывки наполнились лирическими, драматическими эмоциями и графически стали очень красивы и разнообразны" (профессор Щепетков).

Был он не только преподавателем, но и воспитателем, утверждая: "Воспитательная работа неотделима от профессиональной, т. к. профессиональное обучение основывается на взаимоуважении педагога и студента, а это не что иное, как то, что мы называем воспитательной работой. Считаю вправе помогать студенту, который этого заслуживает. Показываю часто свои собственные работы. Разговор на материале собственных работ полезнее, чем просто разговоры".

Отличный рисовальщик, мастер цвета и объемно-пространственной композиции, Вадим Григорьевич пользовался огромным авторитетом среди студентов: в его группу стремились попасть все. Увлеченность Макаревича заражала и творчески мобилизовывала слушателей: не случайно многие из них удостаивались высоких наград на всесоюзных конкурсах студенческих работ. При этом мэтр не ограничивался работой со студентами в институте, нередко он собирал своих учеников у себя дома.

Не зря говорят: если человек талантлив, он талантлив во всем. Это убедительно подтверждается на примере профессора Макаревича. Его деятельность трудно уложить в рамки одной профессии. Талантливый архитектор он прекрасно рисовал, в том числе дружеские шаржи на коллег, писал книги, стихи, работал в области света, скульптуры и графики, знал и любил музыку, самостоятельно выучившись играть на пианино.

Увлеченность отца архитектурой передалась детям Андрею и Наталье. Они поступили в Московский архитектурный институт, но Андрей впоследствии полностью посвятил себя музыке, став известным музыкантом и певцом, лидером группы "Машина времени". Наталья же пошла по стопам отца...

Вадим Макаревич женился на красавице, ученице своей школы Нине Шмуйлович, которая после окончания в 1948 г. 1-ого Московского медицинского института им. И. Сеченова выбрала научную стезю, занимаясь вопросами профилактики и лечения туберкулёза. Всю свою жизнь она проработала научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института туберкулёза Академии медицинских наук. В том самом "Институте туберкулёза, что на Яузе в берёзах...", как написал в своей поэме Вадим Макаревич, посвященной защите любимой женой докторской диссертации. Только в 1953 г. её сократили во время страшного "дела врачей", но после смерти Сталина она возвратилась в родной институт.

Нина Макаревич и коллега по институту туберкулеза. 1957 г.
Нина Макаревич и коллега по институту туберкулеза. 1957 г.

В 1957 году Нина Марковна защитила кандидатскую диссертацию по теме "Экспериментальное изучение вакцины ВЦЖ в комбинации с неспецифическим компонентом", имевшей большое практическое приложение в деле вакцинации населения. В 1972 году вышла её монография "Идентификация кислотоустойчивых бактерий", а в следующем году она становится доктором медицинских наук, защитив в своём институте диссертацию по теме "Атипичные микобактерии: методы идентификации, источники выделения, значение в клинике туберкулёза".

Нина Марковна была очень заботливой матерью, хорошей хозяйкой, привила своим детям любовь к природе и животным (в квартире всегда содержались различные зверюшки). Она очень любила музыку и обладала хорошими музыкальными способностями, которыми (вместе с мужем) и наградила сына Андрея. Её дочь Наталья пишет: "Она предельно внимательно относилась к своей работе, доплачивала из собственной зарплаты лаборантам, и результаты, проводимых ею исследований, всегда были на высоте. Мама была умницей и красавицей, поэтому с ней с удовольствием сотрудничали не только российские, но и зарубежные коллеги [особенно дружила с профессором из ГДР Рейтгеном. - А.И.]. Работа была практически всей её жизнью, я могу сказать с полной ответственностью. Остальное (не самое большое, но самое важное) место в её жизни занимали мы, дети, и в первую очередь, Андрей. Записки, которые она написала нам перед смертью, до сих пор лежат у меня - в них телефоны врачей, к которым надо обращаться в случае чего...".

Уссаковские

Польско-белорусский дворянский (шляхетский) род Уссаковских (Ussakowski) имеет известный герб "Сас". Этот герб впервые упоминается в 1258 году, девиз его звучит красиво: "Постоянный, достойный, верный и устремлённый к высокой цели". Есть две версии происхождения герба "Сас": саксонская и венгерская. Конечно, напрашивается саксонская. На неё как бы указывает и фамилия " у саков", но с выводами не надо спешить. Польские дворянские фамилии обычно происходят от названия имения, которым владели основатели рода, то есть откуда происходил род. На наш взгляд, надо искать местность Уссаков или Усаков, месторасположение которой даст много пищи для размышления. Из некоторых документов следует, что на территории современной Ивано-Франковской области в Украине существовало когда-то поселение Усаков, которое или переименовано, или просто исчезло (сейчас там есть село Исаков). Стоит, однако, отметить, что есть шляхтичи Уссаковские и герба Гоздава.

Если вернуться к происхождению герба "Сас", то одна из гипотез говорит, что название образовалось от имени молдавского воеводы Саса (1354-1358), сына венгерского наместника в Молдавии воеводы Драгоша, потомки которого после 1359 года переселились в Галицкую Русь и дали начало многим русинским и польским шляхетским родам. В течение многих веков гербом "Сас" пользовались и пользуется сегодня около 400 родов-фамилий, в том числе графы Дзедушицкие, Комарницкие, Уруские, Яворские и т. д. Среди давних представителей этого рода отметим доктора богословия, настоятеля Пинского францисканского монастыря Фульгентия Уссаковского, родившегося 7 июля 1779 года. Своё время был отцом провинции и сенненского конвента на Витебщине. Это недалеко от тех мест, где жили Уссаковские - предки Андрея Макаревича. Так что пинский приор - возможно, и их родственник.

Начнём с прапрапрапрадеда Андрея Макаревича, священника Гаврилы Уссаковского. Первое упоминание о нём находим в списке греко-католических (униатских) священников за 1837 год. В 1839 году на Полоцком соборе униатская церковь была присоединена к Русской православной церкви, но подготовка к этому велась давно. В 1837 году был составлен список всех униатских приходов Российской империи, в котором указывалось и то: готов ли приходский священник перейти в православие. Так вот, в этом списке читаем: "Уссаковский Гаврила (Габриэль), приход Гайна Заберезинско-борисовского деканата, 53 года, заштатный. (...) Уссаковский Иван (Ян), приход Плещеницы Докшицко-борисовского деканата, 31 год". Однако в списке всех униатских приходов за 1803 год среди почти 1000 священников фамилии Уссаковский вообще нет. Местечко Гайна и село Плещеницы находятся рядом с городом Логойском Минской губернии. Поэтому, можно предположить, где-то рядом находилось родовое гнездо небогатых шляхтичей Уссаковских. В Гайне родился великий славист Зориан Доленга-Ходаковский (причем в том же году, что Гаврила Уссаковский), а рядом - другой шляхтич Доминик Луцевич, отец великого белорусского поэта Янки Купалы. Так, что Андрей Макаревич, возможно, в дальнем родстве с великим поэтом и славистом. Думается, что Гаврила был первым униатским священником в роде Уссаковских. Это и понятно: земли у отца было мало, а детей много, поэтому младшим сыновьям приходилось самим зарабатывать на кусок хлеба. Что ещё известно про священника Гаврилу Уссаковского? С 1823 по 1830 год был настоятелем Свято-Троицкой церкви в Плещеницах. После священствовал в Гайне. Он дал согласие в 1837 г. на переход в православие, поэтому резонно предположить, что, возможно, до самой смерти (когда умер нам неизвестно) был православным священником в местечке Гайна.

Об Иоанне Уссаковском (кстати, в 1837 г. не дал письменного согласия на переход в православие) известно значительно больше. Нашли даже его некролог (газета "Литовские епархиальные ведомости", 1877, № 24).

Священник Иоанн Уссаковский

Прошлого месяца апреля 27 числа, кончил служебное поприще почтенный настоятель Иоанн Уссаковский, на 72 году.

Покойный сын священника, первоначально обучался в училище Виленского Свято-Троицкого монастыря, где пробыл с 1818 по 1825 г.; после того определен был в канцелярию Виленской униатской духовной консистории, в которой служил по 1828 год. За тем, проходил курс богословских наук при Полоцком кафедральном Софийской соборе, по 15 февраля 1830 г. В том же году, 1-го марта, рукоположен в священники бывшим Белорусским епископом Иаковым в Плещеничской приходской церкви, Минской губернии, Борисовского уезда. В 1837 г. назначен был экзаменатором некоторых лиц униатского духовенства в знании обрядов и священнодействия Греко-Восточной Православной церкви. Во время управления Плещеничским приходом присоединил к православию 209 лиц крестьян обоего пола. В 1840 г., по прошению, перемещён к Залесской церкви, Виленской губернии, Дисненского уезда. В 1845 году 14 февраля указом Литовской духовной консистории назначен был духовником по Глубокскому благочинию и исполнял эту должность по 1857 год; указом той же консистории, и в том же году, утвержден был депутатом следственных дел по благочинию, в какой должности оставался до 1850 г. В продолжении служения при Залеской церкви, присоединено к православной вере римлян обоего пола 230 душ. В 1862 г., за примерное поведение и усердную службу, награждён набедренником; в 1870 г. Высочайше пожалован скуфьею. За 1853 и 1854 гг. получил темнобронзовый наперсный крест, на Владимирской ленте. А за 1863 и 1864 гг., в память усмирения Польского мятежа имел бронзовую медаль. И так, прослужив церкви Божией почти полустолетия, покойный священник Уссаковский перешёл в вечность, оставив по себе память благочестивого труженика и полезного деятеля, - незабытый вниманием начальства и взысканный щедрою милостью Божиею в долголетней жизни!

Мирный характер, добрая душа, практический ум и высокое благочестие покойного Уссаковского снискали ему в жизни много почитателей, не только в среде сослуживцев и духовенства всего уезда, но даже в среде иноверцев, из высшего и низшего сословий. Прихожане, из коих большая часть при нём родилась, выросли и состарились, смотрели на него не иначе, как на замечательного и редкого духовного отца, друга и благодетеля, который услаждал их пастырскими беседами, руководил советами и наставлениями, питал словом назидания, и вспомощенствовал в нуждах всевозможными услугами.

Если вспомнить ту энергию и исправность в священническом служении, в котором покойный Уссаковский во всякое время дня и ночи старался всегда быть готовым, по первому требованию своих пасомых, до последних дней своей жизни; то и в сём отношении он представлял собою пример высокой пастырской доблести. Долго пасомые Залесского прихода не забудут своего любимого пастыря, который был для них образцом кротости, терпения, воздержания и высокого благочестия.

Кончина покойного соответствовала его истинно христианской жизни. После страшного изнурения, вследствие непомерно долгого занятия исповедью в прошлом великом посту, захворал гастрическою горячкою, священник Уссаковский имел ещё несчастный случай выпасть из повозки, от испуга лошадей, при поездке в приход, для совершения треб. Никакое лечение не могло восстановить его здоровье. Захворав, несколько времени после Пасхи он был ещё в движении, но уже чувствовал ослабление и упадок сил. Только за две недели до смерти слёг в постель; в этот промежуток времени состояние его сделалось безнадёжным. В виду печального кризиса, он пожелал освятить себя Божественными таинствами, и для этого нарочным пригласил меня. Несмотря на далёкое расстояние, мне пришлось во время поспеть напутствовать умирающего св. причащением и елеосвящением. С полным сознанием, спокойным духом, без всякого смущения и тревоги принял он эти дары Божественной благодати, вера, надежда и любовь к Богу сияли ясно в потухающем его взоре. Видно было, что он ежеминутно ожидал ангела смерти, и ожидал радостно - спокойно; но кончина последовала лишь на другой день; кончина эта была образом успения.

Погребение совершено 30-го апреля, при участии четырёх священников. Место упокоения Уссаковской ещё при жизни избрал себе на кладбище, вблизи церкви, которую украсил, обеспечил и устроил, как подобает святыне Божией.

В долгое земное своё поприще покойный Уссаковский испытал немало горестей и несчастий. Потерял взрослых детей, смерть сына священника и зятя, - всё это одно за другим поражало его сердце, невыразимою горестью. Но он переносил бедствия терпеливо, без ропота. Дом его был открыт для всех; он готов был с каждым делить последний кусок хлеба. Это радушие хлебосольство и открытость, имели последствием то, что священник Уссаковский никогда не был состоятельным.

После смерти не осталось никакого имущества; даже домашняя обстановка, вследствие недавнего пожара, была крайне бедна. Теперь вдова Уссаковская, 70-летняя старица, родственница ея пожилых лет девица, и дочь-вдова, с тремя малолетними детьми, остаются без призрения и без всяких средств к жизни. Однако пособие от епархиального попечительства может спасти их от отчаяния и слёз, от гнёта нужды, от крайности нищенства, - от голода, холода и от позорного скитальства для испрошения подаяния.

Глубокский благочинный, священник Александр Котлинский
18 мая 1877 год
с. Осиногородок

Что ещё можно добавить к этому некрологу? Село Залесье находилось в 15 вёрстах севернее местечка Глубокое, в довольно глухом месте. 12 сентября 1878 г. вдове Марии Уссаковской была назначена пенсия. К сожалению, мы о матушке не знаем больше того, что сообщил в некрологе благочинный Александр Котлинский.

Прапрадед Константин Уссаковский

Приведём ещё один некролог из газеты "Литовские епархиальные ведомости" (1875, № 19):

"20 минувшего Апреля скончался от тифа, на 43 году от рождения, священник села Григорович, Дисненского уезда, Константин Иванович Уссаковский. Покойный, священнический сын, по окончании курса наук в Литовской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда, в 1853 году рукоположен 11 декабря, того же года, Высокопреосвящённым Иосифом, Митрополитом Литовским и Виленским (Иосиф Семашко. - А.И.), во священники к Заборской церкви. В 1856 г. назначен помощником глубокского благочинного; в 1858 году состоял членом комитета по починке Березвецкого монастыря, а в 1869 г. поручено было ему освидетельствование работ др. комитетов по починке сего монастыря. В 1860 г. ему было поручено управление Глубокским благочинием. В 1861 г., по прошению, перемещён к настоящему месту. В 1863 г. награждён набедренником. В 1868 г. преподано благословление св. Синода, а равно благословление Митрополита Иосифа; с 1862 г. был народным наставником местного училища и за усердную службу два раза получал денежную награду. Имел бронзовый наперсный крест в память войны 1853-56 годов и таковую медаль в память польского мятежа бывшего в 1863-64 годах. К православию присоединил из латинства 167 душ; в семействе у него осталось: жена и 7 человек детей".

Константин Уссаковский родился в селе Плещеницы Борисовского уезда Минской губернии. Отметим, что отец Константин интересовался фольклором. Выдающийся белорусский и русский фольклорист Павел Шейн в 1874 году издал свой известный сборник "Белорусские народные песни". Так там опубликована Колядная песня, которую "сообщил священник Уссаковский Дисненского уезда":

Ишли - пошли
Колядоўщички -
Коляда Коляда!

Интересно, что одна волочобная песня "записана со слов крестьянина Виленской губ. Дисненского уезда, села Загорье Александра Альхителиса гимназистом 7-го класса Уссаковским". Похоже, что этим гимназистом был один из сыновей отца Константина. Можно предположить, что пастырь не жалел денег на образование своих детей. Вдова священника Елена Уссаковская после смерти мужа оказалась в крайне бедственном положении с 7 детьми на руках, хотя ей 23 января 1876 г. назначили мизерную пенсию 70 рублей в год. Имя предполагаемого старшего сына-гимназиста нам неизвестно. В 1875 году в Виленском Духовном Училище учился на полуказённом коште Иван Уссаковский, за которым числились недоимки. В 1899 г. великий химик Дмитрий Менделеев совершил поездку на свою родину - в сибирский город Тобольск. Ему там помог младший делопроизводитель губернского управления государственными имуществами, губернский секретарь Иван Константинович Уссаковский (очень возможно, что сын григоровичского священника). В 1879 г. закончила средний класс Виленского женского Духовного Училища Варвара Уссаковская, а Виленского Духовного Училища - Антоний Уссаковский, тогда же в Друйском благочинии жила Елена Уссаковская с меньшими детьми: сыном Константином и дочерью Софией.

Прадед Антоний Уссаковский

Антоний Константинович Уссаковский родился приблизительно в 1867 году в селе Григоровичи Дисненского уезда Виленской губернии (сейчас Миорский район Витебской области). Детство его прошло в крайней нужде. Где-то в 1880 году он закончил Виленское Духовное Училище, а 1887 г. - Литовскую Духовную Семинарию. Наверно, год служил псаломщиком, а с 8 ноября 1888 г. - священником в селе Козище Кобринского уезда Гродненской губернии. Возникает резонный вопрос: почему так далеко, за 600 вёрст от родных мест, оказался молодой священник? До него в Козищенской Свято-Троицкой церкви настоятелем был пожилой священник Лев Кречетович, под руководством которого в 1878 году была построена новая деревянная церковь. Интересно, что в семье Андрея Макаревича хранилась книга о соколиной охоте некого их родственника Кречетовича. Наверно, поэтому в семье возникла легенда, что их предки занимались соколиной охотой. Выскажем такую версию: мать Антона - Елена Уссаковская была дочерью Льва Кречетовича, а книгу о соколиной охоте написал или её брат, или племянник. После смерти мужа Елена Уссаковская, терпя огромную нужду, могла уехать жить к отцу в село Козище.

Отметим, что Антоний Уссаковский, наверно, в 1888 году женился на гречанке Анфиле Фёдоровне Кириакиди. Остаётся загадкой: где сельский парень нашёл гречанку? Напрашивается Вильна, когда он там учился.

В 1897 г. в селе Козище (возле торгового пути Кобрин-Пружаны) было 80 дворов, 581 житель, народное училище, волостное правление, хлебозапасный склад, кузня, три ветряных мельницы, питейный дом. В Козищах отец Антоний активно занимался пастырским служением, работал законоучителем местного народного училища, которое открыли в 1860 г., и где первым учителем был Лев Кречетович. В Козищенском народном училище в 1889/90 учебном году училось 64 мальчика, в 1892/93 г. - 80 мальчиков и 2 девочки. Активность молодого священника была замечена, и вскоре его назначили членом Кобринского отделения Литовского епархиального училищного совета. В Козищах он служил до 1902 года. Перед этим случилось одно событие, круто изменившее его жизнь: на железнодорожной станции Берёза освятили новую церковь. Это событие подробно описано в статье в газете "Гродненские епархиальные ведомости" (1901, № 45).

Освящение церкви при двухклассной церковно-приходской школе на ст. Берёза
Московско-Брестской железной дороги

Уже несколько лет тому назад между служащими многолюдной станции "Берёза" Московско-Брестской жел. дор. возникла мысль об устройстве на станции церкви. Благочестивое намерение служащих нашло живой отклик в благородном сердце г. начальника дороги Давида Андреевича Кригера, всегда отзывчивого на всякое доброе начинание. Душой этого начинания и впоследствии главным двигателем осуществления его был начальник Берёзского участка службы тяги О. К. Кельберер. Отто Карлович, будучи лютеранского исповедания, имеет православную семью, любит православную церковь, - и при создании упоминаемого храма потрудился, как преданный сын сей церкви. Нельзя не упомянуть добрым словом и не высказать глубокой благодарности и правителю канцелярии г. начальника дороги Александру Николаевичу Матвееву, который, как истинно русский человек, со своей стороны много содействовал успешному выполнению этого доброго дела. При решении вопроса о месте постройки нового храма, выбор остановился на существующей при станции двухклассной школе. Решено было устроить церковь в одном из классов школы, пристроив алтарный абсид. Одновременно с возбуждением о сем ходатайства пред Гродненским епархиальным Начальством, г. начальник дороги от 27 июля 1900 г. просил Его Преосвященство, Преосвященнейшего Иоакима, Епископа Гродненского и Брестского принять содержащуюся на средства Моск.- Бр. ж. дороги и состоявшую до того времени в ведении министерства народного просвещения двухклассную школу в ведение Гродн. Еп. Уч. Совета и впредь именовать её церковно-приходской с тем, чтобы, с устройством храма в одном здании со школой, церковь и школа составляли одно целое нераздельное, церковь-школу. Архипастырю угодно было принять просьбу г. начальника дороги, и 2-го сентября 1900 г. состоялся акт передачи школы в епархиальное ведомство.

Между тем устройство церкви быстро подвигалось вперёд, и на 28 октября сего года назначено было торжественное освящение вновь созданного храма, посвящаемого памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Владыка подъял труд лично прибыть на ст. "Берёза", освятив храм и призвать Божие благославение на добре потрудившихся. 26-го октября, в час ночи, Владыка отбыл из Гродны в особом вагоне I класса, присланном из Москвы, по распоряжению г. начальника дороги. Владыку сопровождали епархиальный наблюдатель церковных школ о. И. Корчинский и ключарь кафедрального собора о. В. Семашко [родом из Блудня. - Авт.]. На станции "Тевли" М.-Бр. ж. д. встретили Пружанский [ошибка Кобринский. - Авт.] уездный наблюдатель церковных школ о. А. Уссаковский [думается, что на освящение его пригласил шурин Д. Кириакиди. - Авт.] и Малечский благочинный о. Ф. Дружиловский. Прибыв 27 октября, в 2 часа дня, на ст. "Берёза" Владыка, встречен был здесь при многолюдном собрании народа хлебом-солью, поднесённым г. Кельберером и затем проследовал в с. Блудень для осмотра приходской Блуденской церкви. При входе Владыки в сей храм о. благочинный приветствовал его прекрасной речью. После обычной встречи, Владыка обратился к народу с обильным словом назидания, указав, между прочим, на необходимость постройки нового храма, взамен нынешнего ветхого и малопоместительного. Местный священник о. Михаил Скабалланович имел при этом счастье доложить Архипастырю, что постройка нового каменного храма вопрос самого недалёкого будущего, так как изысканы уже и средства, при чём прихожане от себя пожертвовали на это богоугодное дело 10000 руб. Выразив благодарность приходскому пастырю и прихожанам и призвал на них Божие благословение, Владыка обратил внимание на присутствующих в храме учеников местного нач. мин. Училища, испытывал их в знании молитв и курса Закона Божия и наградил их крестиками и книжками. Из храма Владыка проследовал в дом священника, где предложена была всем участникам торжества трапеза. В 6 ч. вечера началось торжественное всенощное бдение во вновь созданном храме на железнодорожной станции. Всенощное бдение совершал местный священник, а литию и полиелей совершил Его Преосвященство при участии десяти священников. Множество богомольцев наполняло церковь, все помещения и прилегающий двор. Владыка всех помазывал св. елеем, а священники раздавали народу крестики, книжки и освящённые хлебы. Во время всенощной прибыли экстренным поездом на торжество освящения храма из Москвы - г. начальник Моск.-Бр. ж. дор. Д.А. Кригер, член совета мин. путей сообщ. Вл. Вл. Соболевский, член мин. фин. Евст. Ал. Калашников, начальник пути д. с. с. П. Н. Ребиндер, главный контролёр князь И. А. Вяземский, начальник службы тяги Ал. К. Сюннерберг и правитель канцелярии управления Моск.-Бр. ж. д. А. Н. Матвеев. По окончанию всенощного бдения, пред выходом из храма, Его Преосвященство обратился к присутствующим с словом назидания, выяснил значения устройства здесь храма и принёс благодарность всем, потрудившимся в этом добром деле.

28 октября, в 9 ч. утра начался чин освящения храма; к 10 1/2 часам прибыл из Блуденской церкви крестный ход, сопровождавший священника, принесшего из храма св. мощи. Выйдя на встречу, Владыка приняв св. мощи, возложил их на свою главу и совершил торжественное обнесение их вокруг освящённого храма. По окончанию чина освящения храма, совершена архиерейским служением, при участие 4 священников, первая божественная литургия во вновь созданном храме. Во время причастия священник Селецкой церкви о. Огиевич сказал приличное случаю слово. По окончании литургии Владыка ещё раз преподал народу слово назидания, а затем выразил одобрение и похвалу регенту церковного хора - учителю г. Тимошуку и певчим за прекрасное пение. Владыке угодно было отметить то удовольствие, которое он получил от стройного и согласного пения; заслуга г. Тимошука тем более велика, что хору пришлось впервые петь чин архиерейского освящения храма и архиерейского богослужения. Обратившись затем к гг. учителям, а также к ученикам 2-классной церковно-приходской школы Его Преосвященство выразил желание познакомиться с успехами учащихся и предложил им собраться чрез 1/4 часа в классах. Отдохнув несколько минут в отведённом для него помещении, Владыка возвратился в школу и испытывал учащихся в знании курса Закона Божия. При испытании присутствовал г. начальник дороги и все почётные гости. Познания детей оказались весьма хорошими, особенно хорошо отвечали девочки. Всех учащихся во школе в настоящем учебном году 156, т. е. на 30 больше, чем в прошлом учебном году; такое увеличение учащихся весьма отрадно, так как оно свидетельствует о том доверии, с которым население станции относится к школе. После испытаний, Владыка и все почётные гости, и вообще все участники торжества приглашены были г. Кельберером в особое помещение, где предложена была обильная трапеза. Во время трапезы произнесено было много задушевных тостов и здравиц. Так заключилось это скромное, но важное по своему значению торжество. В заключение можем сказать, - побольше православных храмов, побольше школ, побольше добрых людей, радеющих о православно-русском деле в нашем искони русском, но испытавшем столько тяжёлых превратностей, крае.

В 5 часов вечера Владыка, в сопровождении всех почётных гостей, в экстренном поезде отбыл в Гродну.

Священник И. Корчинский

Железнодорожные "Афины"

1897 год можно смело назвать началом нового периода в истории села Блудень. Что же тогда произошло? Начальником Березского участка тяги был назначен Отто Карлович Кельберер. Сорокалетний инженер, поселившийся на станции Береза, был личностью неординарною и даже пассионарною. Будучи по происхождению немцем-лютеранином, выпускник Московского технического училища полностью посвятил себя развитию православной культуры и экономики в глухом железнодорожном посёлке. С ним сюда приехала команда единомышленников. Помощником был его друг-однокурсник по училищу Егор Григорьевич Ездаков. Тогда же начальником 10-й дистанции назначили выпускника Харьковского технологического института Демосфена Федоровича Кириакиди.

Первым делом, за которое взялась эта команда, было создание на станции церкви-школы. При станции было двухклассное народное училище. Решено было устроить церковь в одном из классов училища, пристроив алтарную апсиду. С устройством храма в одном здании со школой, церковь и школа составляли одно целое неразделимое, церковь-школу, которая подчинялась епархиальному ведомству. 28 октября (ст. ст.) 1901 года состоялось торжественное освещение церкви, на котором присутствовали епископ Гродненский и Брестский Иоаким, начальник Московско-Брестской железной дороги Д. Кригер, главный контролер князь Андрей Иванович Вяземский и другие почетные гости. При освящении присутствовал Кобринский уездный наблюдатель церковных школ отец Антоний Уссаковский, женатый на гречанке Анфиле Федоровне Кириакиди - родной сестре начальника 10-й дистанции (наверно, по приглашению Д. Кириакиди). Антоний Уссаковский был назначен в 1902 году настоятелем новой Петропавловской железнодорожной церкви и заведующим церковно-приходской школой. Думается, что это назначение осуществилось не без инициативы и содействия его шурина Демосфена Кириакиди. Отец Антоний сыграл колоссальную роль в будущей культурной и экономической жизни станционного поселка. Переехав на станцию Берёза, о. Антоний с энтузиазмом занялся пастырской и педагогической деятельностью, влился в ряды сложившегося здесь культурно-просветительского кружка. Ему в этом помогал и шурин Демосфен Кириакиди, который был членом Пружанского уездного отделения епархиального училищного совета и попечителем железнодорожной церковно-приходской школы. В 1908 году по его инициативе на станции была открыта библиотека для служащих и читальный зал. По состоянию на 1 января 1910 года в библиотеке значилось 92 читателя и имелось 309 книг. После открытия этой библиотеки железнодорожные библиотеки стали создаваться на всех крупных станциях Александровской дороги. К сожалению, перед войной Демосфен Кириакиди был переведён на станцию Барановичи в Минской губернии, где также занимался общественной деятельностью - был попечителем местной железнодорожной школы.

В 12 вёрстах от станции в имении Здитово жил бывший пермский губернатор Пётр Григорьевич Погодин (1847-1927), который был сыном Григория Петровича Погодина (1806-1859) - родного брата выдающегося русского историка Михаила Погодина (1800-1875). Интересно, что внуком Петра Погодина был известный белорусский поэт Алесь Гародня (1899-1944). В 1905 году отмечалось 105-летие со дня рождения и 30-летие со дня смерти знаменитого историка. Думается, что именно Пётр Погодин подкинул членам кружка идею о переименовании станции Берёза на Погодино. Благодаря активности и энергии членов кружка вскоре в 1904 г. станция получила название Погодино.

На станции Погодино был создан тогда театр, о котором писал известный белорусский театровед Гурий Барышев (по воспоминаниям Константина Сапетко): "Так, например, в 1908 г. на станции Картуз-Береза [Погодино. - Авт.] (б. Погодино, [Берёза] Московско-Брестской железной дороги) организовался самодеятельный "Народный театр". Само здание театра было построено из старых шпал, досок, брусьев.

Основными зрителями театра были служащие станции, рабочие депо, жители посёлка. Декорации писались самими любителями. Очень интересным был главный занавес театра. Он был написан начальником пути А. Ф. Каульбарсом [тут Сапетко подвела память: Каульбарс работал на ст. Слоним, художником был, наверно, О. К. Кельберер. - Авт.], являвшимся членом социалдемократической партии. "На занавесе, на фоне заводов, над которыми поднималось зарево, была изображена шествующая в белой античной тоге женщина с горящим факелом в руке. К публике было повернуто строгое вдохновенное лицо, обрамленное развивающимися волосами. Женщина символически изображала революцию. Через весь занавес было написано "неокончено"". По словам К. А. Сапетко, бывшего актёра этого любительского театра, полиция не раз обращала внимание на надпись. Но каждый раз А. Ф. Каульбарс [О. К. Кельберер] на вопрос полицейского начальства о значении надписи отвечал что неокончен занавес. Однако зрители прекрасно понимали революционный смысл слова "неокончено" в 1908 г. после подавления революции. Главный занавес просуществовал до 1915 г. и сгорел вместе с театром во время первой империалистической войны.

Репертуар "Народного театра", несмотря на сопротивление администрации станции Картуз-Береза [Погодино], создавался из пьес русской и украинской классики. В репертуаре театра были "Лес" и "Не в свои сани не садись" А. Н. Островского, "Ревизор" и "Женитьба" Н. В. Гоголя, "Дядя Ваня" А. П. Чехова, "На дне" А. М. Горького" и др.

Декорации для этих пьес были в основном написаны В. В. Румянцевым [сыном начальника станции] - студентом Института гражданских инженеров. По свидетельству К. А. Сапетко, В. В. Румянцев при решении той или иной декорации "всегда старался выделить типичные черты, характерные для той или иной среды, в которой действуют персонажи, и подчеркивал социальные моменты не только в декорациях, но и в костюмах героев, точно передавая характерные особенности одежды, присущие тем или другим социальным прослойкам".

В своих пейзажных декорациях, несмотря на то, что они часто ограничивались лишь одним задником, художник-любитель В. В. Румянцев "всегда доносил, кроме национального своеобразия пейзажа, его поэтическое очарование (декорации сада в "Наталке Полтавке" Н. [Иван.- Авт.] Котляревского). Его пейзажные задники очень часто поражали прекрасным письмом, тонкими цветовыми отношениями и разработанной перспективой".

Убеждён, что актёрами театра были сыновья Антония Уссаковского, а также дочь Лидия.

В дореволюционной России железнодорожные инженеры, техники, машинисты, квалифицированные рабочие депо (на ст. Погодино было паровозное и вагонное депо) были людьми довольно состоятельными, способные дать своим детям высшее образования. Поэтому в Блудне тогда было много студенческой молодежи, которая вносила свою лепту в культурную жизнь станционного посёлка и села Блудень. Многие из студентов увлеклись в университетских центрах спортом. Так, сын Отто Карловича Кельберера был членом московского студенческого гимнастического общества. Он организовал весной 1911 года на станции Погодино футбольную команду (одну из первых на территории современной Беларуси) и был её капитаном. 7 августа состоялся первый матч с командой соседней станции Барановичи. Погодинцы разгромили их со счётом 6:0. Судил встречу Уссаковский - сын местного священника. Команда существовала до начала мировой войны и только один раз проиграла.

В 1913 году Антоний Уссаковский вместе со священником Блуденской церкви Антонием Ковалевским организовал Погодино-Блуденское кредитное товарищество, пайщиками которого в основном были окрестные крестьяне. Счетоводом общества был псаломщик Блуденской церкви Иван Дмитриевич Бекиш (1892-1981, в будущем митрополит всея Америки и Канады Ириней ). В том же году было создано Погодинско-Блуденское сельскохозяйственное общество. Его целью было распространение теоретических и практических сведений по сельскому хозяйству, забота о распространении лучших способов ведения хозяйства; посредничества в снабжении хозяйства необходимыми товарами и сбыт их продукции.

Антоний Уссаковский не забывал и о своём главном детище - железнодорожной церковно-приходской школе. За заведование он получал 100 рублей в год. Так, в 1907 году в школе обучалось 103 мальчика и 72 девочки. В ней работало тогда три учителя. Попечителем школы был инженер Отто Карлович Кельберер. К 1914 году школа увеличилась вдвое - в ней работали уже шесть учителей: Филипп Феофанович Фурман (одновременно и псаломщик железнодорожной церкви), Евгения Васильевна Фурман, Вера Евгеньевна Преображенская, Анна Викторовна Рулькевич, Григорий Андреевич Макаревич и Лидия Антоновна Уссаковская. В этой школе дедушка и бабушка лидера рок-группы "Машина времени" и познакомились. Отметим, что в селе Блудень было еще народное училище, подчиненное министерству просвещения. С учётом того, что на станции постоянно работал железнодорожный врач, то Погодино-Блудень можно считать одним из огоньков цивилизации в Гродненской губернии.

Церковная и общественная деятельность отца Антония была замечена епархиальным начальством: где-то в 1914 г. его возвели в сан протоиерея и назначили членом Гродненского епархиального совета.

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Уже З1 августа при станции Погодино был учреждён пункт по питанию и обслуживанию проезжавших через станцию раненых воинов. Историк Валерий Черепица в своей книге "Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны" пишет: "Средства комитета составляли добровольные пожертвования местных жителей. Так, предводитель дворянства Б.Н. Палеолог дал комитету 300 рублей на питание раненых, а также 2 тыс. рубах и 500 кальсон и 200 рублей на стирку и приспособления для нужд раненых белья, жертвуемого окрестными крестьянами; Погодино-Блуденское кредитное товарищество отпустило на нужды раненых 500 рублей, Ревятичское - 300 рублей, Селецкое - 250 рублей, Малечское - 100 рублей, от частных лиц поступило свыше 200 рублей, продуктами на 200 рублей и т. п. Во главе пункта стояли священник Антоний Уссаковский (Погодинская церковь) и Антоний Ковалевский (Блуденская церковь). Организация позволяла в 30 минут накормить горячей пищей тысячу раненых и снабдить их чистым бельём. Тут же была организована прачечная, где стиралось всё пожертвованное для раненых бельё, которое раненые пожелают оставить взамен полученного ими чистого".

В середине июля 1915 года немецкие войска прорвали фронт возле Варшавы, и началось тяжелое отступление русских войск. Военное командование приняло ошибочное решение: полной эвакуации православного населения вглубь России. Не все жители хотели покидать свои дома и нажитое добро. Поэтому казаки насильно выгоняли людей из их жилищ, а сами дома сжигали. Так, были полностью сожжены и железнодорожные "Афины" (станция Погодино и село Блудень). В памяти жителей Полесья беженство осталось как величайшая народная трагедия, наравне с Великой Отечественной войной.

Неизвестная судьба Антония Уссаковского

Антоний Уссаковский вместе с семьёй оказался в Москве. Думается, что ещё на Пружанщине деятельного и умного священника приметил Гродненский архиепископ Михаил (Ермаков). Во время эвакуации московская резиденция архиепископа находилась в Чудовом монастыре в Кремле. Сделаем предположение, что Антоний Уссаковский тогда оказался в ближайшем окружении владыки. Во-первых, он стал членом Гродненского Епархиального Совета. Во-вторых, отец Антоний вместе с правой рукой архиепископа, протоиереем Иоанном Корчинским в апреле 1917 года провели в Москве съезд белорусского православного духовенства, на котором была принята резолюция в национальном духе. Антоний Уссаковский был, наверно, близок и к великому патриарху Тихону, по крайней мере, выполнял его дипломатические поручения. Об этом говорит следующий документ, найденный нами в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (Ф. 1071, Оп. 1, Д. 132, Л.15)

Господину Директору Департамента Исповеданий

Патриархом мне поручено вручить Преосвященному Епископу Кременецкому Дионисию указ за № 2517. Оказалось, что епископ Дионисий проживает не в Киеве, а в гор. Кременце. Не имея возможности лично исполнить данное мне поручение, честь имею покорно просить Вашего распоряжения о пересылке по почте прилагаемого указа адресату.

Член Гродненского Епархиального Совета
Протоиерей Антоний Уссаковский
1918 г. 9 сентября
Г. Киев

Это письмо было написано в министерство исповеданий Украинской Державы, руководимой гетманом Павлом Скоропадским. Отец Антоний привёз из Москвы указ святейшего патриарха о том, что Кременецкий епископ Дионисий (Валединский) должен был принять новую Полесскую епархию. Епископ Дионисий - известный церковный деятель, в будущем митрополит Польской автокефальной православной церкви.

Это последнее известное нам сведение о священнике Антонии Уссаковском. Можно предположить, что такой деятельный и влиятельный священник не мог ни обратить внимание советских карательных органов. Выскажем гипотезу, что он был арестован где-то в начале 20-х годов и погиб в сталинских застенках. Какие доводы в пользу этой гипотезы? Андрей Макаревич абсолютно ничего не знал о своём прадеде, хотя долгое время жил в одной квартире со своей бабушкой Лидией Антоновной Макаревич-Уссаковской. Очевидно, в его семье было настоящее табу на воспоминания об Антонии Уссаковском. Не сохранилось в семье никаких фотографий отца Антония и документов, связанных с ним, хотя семья постоянно жила в Москве, никуда не выезжала. Значит, всё это было уничтожено. Кроме того, был репрессирован один из сыновей священника. Сведения об этом есть в Интернете (Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон):

Уссаковский Евгений Антонович

Родился в 1889 г., Польша, Гродненская губ., Кобринский уезд, с. Козище; поляк; образование высшее; б/п; дермантино-клеёначная фабрика им. Ногина; юристконсультант.

Проживал: Москва, Берсеневская набережная, д. 16, кв. 7.

Арестован 26 марта 1938 г.

Приговорён: Комиссией НКВД СССР и прокурора СССР 2 августа 1938 г.

Обв.: принадлежность к контрреволюционной шпионско-вредительской организации поляков, существовавшей на фабрике.

Расстрелян 27 августа 1938 г. Место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в марте 1958 г.

Евгений Уссаковский, сын известного православного священника и гречанки, не мог сам назвать себя поляком, так как тогда понятия поляк и православный были не совместимыми. Выскажем предположение, что при обыске чекисты нашли у него старинные документы на польском языке о шляхетском происхождении рода Уссаковских, что дало повод им записать его в поляки и польскую шпионскую организацию.

Об Евгении Уссаковском Лидия Антоновна тоже не вспоминала, хотя её брат в момент ареста жил в соседней квартире. Я просил Андрея Макаревича сходить в архив ФСБ, чтобы посмотреть дело Евгения Уссаковского и прояснить судьбу Антония Уссаковского. К сожалению, музыкант в связи с плотным графиком гастрольных поездок пока не находит на это время. Будем надеяться, что судьба протоиерея Антония Уссаковского все-таки прояснится.

Кроме Евгения у протоиерея Антония Уссаковского было ещё два сына Владимир и Антон, и дочь Лидия. О Владимире Уссаковском нам ничего неизвестно. Капитаном дальнего плавания был Игорь Антонович Уссаковский (1927-2002) - сын московского адвоката Антона Антоновича Уссаковского (1882-1964). В своё время Игорь Уссаковский спас в океане корабль "Тигрис" знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала, когда тот подал сигнал бедствия. Сын капитана Сергей Игоревич Уссаковский (1965) - одесский бизнесмен.

Лидия Антоновна Уссаковская-Макаревич

В жизни рок-музыканта большую роль сыграла его бабушка Лидия Антоновна Уссаковская. Она имела в Москве однокомнатную квартиру, и с бабушкой после окончания школы жил внук. Именно в этой квартире рождалась знаменитая рок-группа "Машина времени", здесь проводились её первые репетиции. Она очень любила своего внука, если молча выносила те сумашедшие репетиции.

Пусть вначале сама Лидия Антоновна расскажет о себе.

Личный листок по учёту кадров

1. Фамилия Макаревич имя Лидия Отчество Антоновна
2. Пол ж 3. Год, число и м-ц рождения 21/I, 1891
4. Место рождения ст. Погодино Белор.-Бал. ж.д. теперь Александровской ж.д.
5. Национальность Русская
6. Соц. происхождение дочь учителя
7. Партийность б/п
9. Образование Высшее

Название учебного заведенияФакультет или отделениеГод поступленияГод окончанияКакую специальность получил в результате окончания учебного заведения, указать № диплома или удостоверения
Вечерний педагогический институт в г. МосквеБиологический факультет19331937Преподаватель средней школы
№ дипл.155065

13. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, участие в партизанских отрядах и работу по совместительству):

В 1911 г. окончила 3-й педагогический класс в г. Бресте.

В этом же 1911 году была назначена учительницей в жел. дор. школу на ст. Орша. Где проработала до 1918 г.

С 1918 г. переведена в 1-ю Москов. жел. дор. школу.

В 1919 г. была назначена заведующей 1-й Москов. ж. д. школы.

В 1925 г. переведена в 5-ю Москов. жел. дор. школу и назначена заведующей.

В 1930 г. 5-ая Москов. жел. дор. школа слилась с 22-й школой Октябрьского р-на г. Москвы, в которой я была назначена зав. учебной частью. Школа была переименована в 217-ю Октябрьского р-на.

В 1933 г. я поступила в вечерний педагогический институт на биологический факультет, где без отрыва от производства проучилась до 1936 г. и в 1937 г. сдала государ. экзамен. В период учебы в институте была зав. учебной частью в 217 средней школе Октябрьского района, г. Москвы.

В 1937 г. после окончания института была назначена директором 217 средней школы Октябрьского района, где проработала до 1941 г.

В 1942 году была назначена биологом в среднюю мужскую школу № 221 и заведующей станцией юных натуралистов РОНО Октябрьского района, где проработала до 23/VII 1960 г. и была освобождена от работы в связи с уходом на пенсию.

16. Какие имеете правительственные награды орден Ленина 15/XI 1948 г. Присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР. Значок "Отличник народного просвещения".

19. Семейное положение в момент заполнения личного листка
Семейная, имею дочь и сына.
Дочь работает в научно-исследовательском институте пенициллина и др. антибиотиков, стар. научн. сотрудник. Сын доцент в архитектурном институте

20. Домашний адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, теперь - Нахимовский проспект д.1 кор. 1 кв. 37

"5"января 1967 г.
Личная подпись Л.Макаревич

Лидия Антоновна Уссаковская-МакаревичЧем ещё можно дополнить эти сведения? Родилась она не на станции Погодино (тогда называлась ещё Берёза), а в селе Козище Кобринского уезда, где священствовал её отец. Назвала в листке по учёту кадров своего отца учителем. Нельзя осуждать её за эту полуправду, хотя он был также учителем церковно-приходской школы. Очень боялась Лидия Уссаковская, что начальство узнает, что её отец был священником. Наверно, поэтому ещё скрыла и свою работу учительницей в Погодинской церковно-приходской школе.

Много таинственного в её личной жизни. Несколько лет перед самым началом Первой мировой войны Лидия Антоновна Уссаковская и Григорий Андреевич Макаревич работали учителями в Погодинской церковно-приходской школе. Возможно, уже тогда крестьянский парень влюбился в молодую и красивую шляхтянку. Однако тогда непросто было ещё преодолеть сословные барьеры. В беседе со мной Андрей Макаревич проговорился, что у бабушки был первый муж: какой-то силач в цирке. Я сразу сказал ему, что знаю, кто был первым мужем бабушки: Виталий Ковалевский - сын блуденского священника Антония Ковалевского, друга и соратника Антония Уссаковского. Дело в том, что год назад меня поразил своей биографией блуденский священник Виталий Ковалевский (30-е гг. ХХ в.), который в молодости был, как написано в архивном документе, "танцором, боксёром в цирке и электромонтёром". Из документов следовало также, что в 1922 году он из Москвы выехал в Польшу. Выскажем такую гипотезу, что молодые супруги собирались возвращаться домой на Пружанщину, тем более, что родители Виталия уже вернулись в Блудень. В это время, наверно, был арестован Антоний Уссаковский, а Лидия не могла бросить на произвол судьбы арестованного отца и одинокую мать. А Виталий Ковалевский всё ж таки уехал на родину. Брошенную и несчастную Лидию как раз встретил давно её любивший красный командир Григорий Макаревич. Тогда уже было не до сословных различий. Теперь уже красный командир мог смотреть свысока на поповскую дочь.

Хотя возможна и ещё одна версия. В 1918 году Григорий и Лидия Макаревичи работали в Оршанской железнодорожной школе, что, думаю, не случайно. Туда демобилизованный офицер специально приехал, чтобы жениться. Потом военная служба закинула его сперва в Киев, а потом - в Харьков. У молодой жены, жившей в Москве, завязался роман с красавцем-земляком Виталием Ковалевским.

Вообще Лидия Антоновна Уссаковская была замечательным педагогом-практиком: заслуженным учителем РСФСР и кавалером ордена Ленина. Это - просто чудо, чтобы поповская дочка, имевшая репрессированных родственников, смогла в советское время многого достигнуть. Такого могла добиться только сильная и талантливая личность.

Полесская родословная знаменитого музыканта и художника Андрея Макаревича требует еще дальнейших исследований, особенно ветвь Уссаковских. Думается, что и генерал, начальник Закаспийской области Евгений Евгеньевич Уссаковский (1851-после 1908) имеет отношение к этой ветви...

Александр Ильин

На галоўную старонку